"Технологии в логопедической работе"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов ""Технологии в логопедической работе"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
О.В. Сульдина,
учитель-логопед
МБОУ «Начальная
общеобразовательная школа №14»
г. Биробиджан
Еврейской автономной области
Технологии
в логопедической работе
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Виды технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:
Традиционные (логопедические)
Нетрадици0нные (развивающие, здоровьесберегающие)
Логопедические технологии
1. Технология логопедического обследования
Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи логопедического обследования:
выявление объёма речевых навыков;
сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;
анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;
определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Этапы логопедического обследования
Ориентировочный этап (сбор анамнеза)
Дифференцировочный этап
Обследование мимической мускулатуры
Обследование моторики артикуляционного аппарата
Исследование произвольной моторики пальцев рук
Обследование общей моторики
Изучение состояния слуховой функции
Основной этап (собственно логопедическое обследование)
Обследование звукопроизношения
Обследование строения артикуляционного аппарата
Обследование дыхательной функции
Обследование голосовой функции
Обследование просодической стороны речи
Обследование фонематического восприятия
Обследование понимания речи
- Обследование понимания слов
- Обследование понимания предложений
- Обследование понимания грамматических форм
Обследование лексического запаса
Обследование грамматического строя речи
Обследование связной речи
2. Технологии коррекции звукопроизношения
Этапы коррекции звукопроизношения
1. Подготовительный этап
Цель: подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и произнесению звуков.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и
навыков
2.1 Постановка звука.
Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
2.2. Автоматизация звука
Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
2.3. Дифференциация звука
Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.
Технология постановки разных групп звуков
Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.
Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда.
Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.
Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.
3. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи
4. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи
5. Технологии развития интонационной стороны речи
6. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи
7. Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию
8. Компьютерные технологии в развитии речи
– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических
компонентов речи;
расширение спектра
невербальных заданий.
Достоинства компьютерных технологий
обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
повышают значительные возможности в развитии высших психических функций: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Нетрадиционные (здоровьесберегающие) технологии
в логопедической работе
Пальчиковые игры
Имаготерапия (сказкотерапия, куклотерапия, театрализация)
Куклотерапия
Психогимнастика
Биоэнергопластика
Музыкотерапия
Ароматерапия
Фитотерапия
Хромотерапия
Пескотерапия
Семянотерапия, жгутотерапия
Кинезитерапия
Су-джок терапия
Аурикулотерапия
Массаж (самомассаж)
Пальчиковые игры
Пальчиковые упражнения с различными предметами:
Пуговицы
Бусы
Шнурки
Счётные палочки
Прищепки
Проволока
Пальчиковая азбука
- зрительно-пространственные образы букв русского алфавита, созданные с помощью пальцев рук.
Сказкотерапия
- метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Логосказки:
Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)
Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)
Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)
Лексико – грамматические (обогащение словаря,
закрепление знаний грамматических категорий)
Сказки, способствующие развитию связной речи
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах)
Куклотерапия
– терапия творческим самовыражением.
Основана на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.
Куклы выступают как
промежуточный объект
взаимодействия ребенка и
взрослого (родителя, педагога).
Используется при нарушениях
поведения, страхах, нарушении
коммуникативной сферы.
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов
Коррекционные задачи имаготерапии:
Психогимнастика
Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.
Биоэнергопластика
- это содружественное взаимодействие руки и языка.
У ребенка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.
Формирует положительные личностные качества- уверенность в том, что он может донести себя и свои мысли до окружающих.
– это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Раздражительность: роза, кипарис, лаванда, бергамот, бигардия
Успокаивающие: лаванда, кипарис, шалфей, анис, базилик, бергамот, мандарин
Повышение умственной и физической активности: герань, грейпфрут, лимон, лемонграсс, пачули, сосна, эвкалипт
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциии;
массаж.
Ароматерапия
Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье:
Если ваш ученик чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, иланг-иланга или апельсина.
Если ученик одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» – эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина, корицы.
Если ребенок плохо адаптируется к школе – полезен лимон.
Если агрессивен – применяем лаванду и ладан.
Если ученик ленится, равнодушен к учебе – поможет можжевельник.
Фитотерапия
–лечение с помощью лекарственных растений
Восстановление умственной и физической работоспособности
Устранение усталости, вялости, астенического синдрома
Профилактика нарушений мозгового кровообращения
Устранение бессонницы, нервозности
Профилактика и устранение расстройств памяти
Восстановление мышечного тонуса
- наука, изучающая свойства цвета. Направлена на восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.
Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет.
Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы. Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность.
Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение.
Желтый цвет, цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия.
Цветотерапия (Хромотерапия)
Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
обогащению словарного запаса(во время работы над обобщающими понятиями (овощи, мебель, посуда и др.), над словоизменением и словообразованием);
развитию связной речи;
побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Использование семянотерапии и жгутотерапии на логопедических занятиях
развитие и совершенствование фонематического слуха,
коррекция звукопроизношения,
развитие лексико-грамматического строя речи
обучение чтению и письму,
развитие мелкой моторики.
Кинезитерапия
Направлена на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.
Упражнения:
«Колечко»
«Кулак-ребро-ладонь»
«Заяц - коза»
«Ухо - нос» и т.п.
развивают точности движений пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое.
Су – Джок терапия
Метод Су -Джок - это современное
направление акупунктуры,
которое объединяет древние
знания Восточной и последние
достижения европейской медицины.
Направлена на активизацию
зон коры головного мозга
с целью профилактики и
коррекции речевых нарушений, так как стимуляция
биоэнергитических точек
способствует созреванию
нервных клеток и их активному
функционированию.
Высокая эффективность
• Абсолютная безопасность применения
• Универсальность метода
• Доступность метода для каждого человека
• Простота применения
Главные достоинства Су- Джок терапии:
Аурикулотерапия
- это лечебное воздействие на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма
Французский врач П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.
Воздействие на активные точки осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание, пощипывание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла.
Логопедический массаж
- это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, поколачивания, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами и прспособлениями.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами
Массаж (самомассаж)
массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
Японская методика
пальцевого массажа
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца – повышает активность мозга
массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу
массаж среднего пальца –
улучшает работу кишечника
массаж безымянного пальца –
стимулирует печень
массаж мизинца – способствует
улучшению сердечной деятельности,
снимает психическое и нервное напряжение.
Упражнения для самомассажа
Система упражнений для самомассажа:
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками
2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно
вертеть в руках
щелкать по ним пальцами
«стрелять»
направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания
3. Массаж грецкими орехами:
катать два ореха между ладонями
один орех прокатывать между пальцами
удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук
4. Массаж шестигранными карандашами:
пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами
удерживать в определенном положении в правой и левой руке
5. Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.
Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения
Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
Траектории, по которым дети « бегают» глазами.
Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
Зрительные гимнастики
Использование современных технологий в логопедической работе
Пальчиковая гимнастика
Постановка, автоматизация, дифференциация звуков
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Звуковой анализ слов
Совершенствование навыков употребления предлогов
Слоговая структура слов
Развитие памяти, внимания и других ВПП