Модерн. "Стилистические особенности стиля"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Модерн. "Стилистические особенности стиля"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Лозунг модерна: «назад к природе»
Россия – модерн (новое)
Франция – ар нуво (новое)
Германия – югендстиль (молодой)
Америка – стиль Тиффани
Австрия – сецессион (уход в сторону)
Италия – либерти (свобода)
Новаторством стиля модерн, а также историческим вдохновением для художников стали образы и формы природы.
Популярными мотивами были цветы, птицы, насекомые, деревья, женский образ и витиеватая линия напоминающая ветви деревьев, волну и стебли растений.
В искусстве часто появляются цветы: ирис, мак, лилия или нарцисс.
Основные идеи модерна были выражены в женском образе, хрупкой и утонченной.
В живописи появилась новая героиня – роковая женщина, несущая смерть (Юдифь, Саломея).
Характерные черты (общие)
Отказ от строгой геометрии
Растительные формы
Асимметричность планировок и фасадов
Пластика формы
Конструктивное применение металла и стекла
В конструкциях распространяются каркасные формы
Оконные проемы напоминают витрины
В интерьере огромную роль играет мозаика, эмаль, чеканка, мебель гнутых форм
Стремление ввысь
Приглушенные цвета
Еще можно отдельно назвать кирпичный стиль. Его приверженцы в архитектуре отказались от штукатурки и сделали упор на красоту кирпичной кладки.
Особенности стиля
Модерн разделен на несколько направлений
Неоромантизм включил в себя элементы готики и ренессанса. Также взяв по чуть-чуть нужного и из других стилей;
Неоклассицизм с его традициями из античности;
Рационализм, пропагандирующий простоту;
Иррационализм с его мистикой и фантазиями.
Англия. Модерн берет свое начало в Британии, главным образом в творчестве Уильяма Морриса и движении искусств и ремесел, которое было основано учениками Морриса. В начале 60-х годов девятнадцатого столетия Уильям Моррис, с компаньонами, открывает гильдию, собравшую под своими сводами всех мастеров изобразительных искусств. Изначально художники производят мебель, гобелены, витражи и другие украшения быта. С годами стиль обретает популярность и распространяется на архитектуру, искусство и музыку.
Франция. Официальной точкой отсчета модерна считается открытие Эйфелевой башни в 1889 году.
Русский модерн созрел и в полной мере раскрылся благодаря художникам объединения «Мир искусства» (1898 - 1924 года)
Выпуском журнала (1899 – 1905) первоначально занимались княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, однако с 1902 года эти полномочия перешли к С. П. Дягилеву, который одновременно выполнял обязанности редактора
Основатель объединения Александр Бенуа.
Лев Бакст, Константин Сомов, Николай Рерих, Владимир Татлин, Сергей Дягилев, Наталья Морозова, Мстислав Добужинский, Александр Головин и др.
На оформление журнала повлияли работы О. Бердсли, Ф. Валлотона и др., а также работы японского пейзажиста Хокусая (укиё-э 9 веке н.э. ).
Оформляли журнал, Лев Бакст, Константин Сомов, Александр Бенуа и Евгений Лансере. Сомов и Бенуа – рококо, Лансере – ампир, Лев Бакст – античность.
«Русские сезоны» в Париже
с успехом продолжались с
1908 по 1921 год.
Историческая панорама имела основные тематические слои: Древний Восток, Античность, Древняя Русь, Западноевропейское средневековье, XVIII век и Россия XIX века, Япония.
В иллюстрацию Леон Бакст вписывает растительный орнамент (пальметта), вазы, треножники, колонны и гирлянды. Впоследствии одним из преобладающих мотивов в композиции станет мифология и элементы греческой архаики.
Заставка
В Австрии
Ускорил процесс развития модерна в Вене стала смерть кронпринца и его возлюбленной. Старые ценности стали хрупкими и не устойчивыми.
Дом художников влиял на искусство
«Художники отступники» Венский модерн. Главой был Густав Климт. Дата начала становления модерна считается апрель 1897 год (Венский сецессион)
Эмиль Орлик, Густав Климт, Альфред Роллер, Макс Курцвайл, Карл Моль и др.
Создали свой журнал как объединение «Мир искусства»
Журнал «Ver Sacrum» (священная весна)
Картины имели квадратную форму у всех художников данного объединения.
Архитектура Санкт - Петербурга
Сочетание натуральных и искусственных материалов;
Гранитная облицовка с различной фактурой поверхности;
Укрупненные детали и орнаменты;
Тщательный подбор цветовой гаммы.
Дом компании «Зингер» (арх. Павел Юльевич Сюзор 1902—1904 годах)
Фасадная отделка натуральными материалами наравне с искусственными;
Преобладание гранитных блоков;
Использование прямых углов и симметрии;
Замена орнамента лепниной.
Магазин Елисеева (арх. Барановский 1902-1903 годах). Установлены 4 статуи «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Внутри было три торговых зала, украшенных зеркалами и бронзовыми светильниками. На втором этаже здания располагались банк, коммерческие курсы, основанные Елисеевыми, и зал, сдававшийся в аренду театральным труппам.
Стиль модерн с элементами эклектики (сочетание различных исторических стилей).
Московский модерн
Строительство особняков в традиционном стиле;
Изысканные живописные эффекты;
Увлечение «текучими» формами;
Преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи)
Один из первых домов в Москве
Особняк Морозовой (арх. Федор Осипович Шехтель)
Архитектурный стиль неоготика.
Особняк Степана Рябушинского (арх. Федор Осипович Шехтель)
Фасады дома украшены мозаикой, изображающей любимый цветочный мотив стиля – ирисы. Кованые решетки с флориальным рисунком.
Фёдор Осипович Шехтель
Особняк Саввы Морозова Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.
Франция. Эктор Гимар
В архитектуре удалось соединить металлические каркасы со стеклом, кирпичом и плиткой, покрытой глазурью.
Вилла Берте, Ле-Везине. 1896
Парижский метрополитен
Англия. 1895
Джон Бентли. Вестминстерский собор
Неовизантийский стиль
У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами.
КОНХИ - внутренняя часть свода апсиды в виде четверти сферы: находится над престолом, жертвенником и диаконником.
Апсиды - представляет собой полукруглое углубление, часто перекрытое полусферическим сводом
https://www.google.com/maps/@51.495697,-0.1393,3a,90y,153.91h,133.67t/data=!3m7!1e1!3m5!1sAF1QipOg9ix-QgCOjCk8U8U9hzOe9jIafaGfeyTcpHXL!2e10!3e12!7i8704!8i4352
Отто Вагнер
«Майоликовый дом» 1899
Наземный павильон станции подземной железной дороги Карлсплатц. 1894—1897
Германия. А объединились последователи стиля вокруг журнала «Югенд» и давшего ему имя. Самыми знаменитыми архитекторами тех времен стали Август Эндель и Таут Бруно.
Август Эндель «Эльвира» фотоателье.
Америка. Американское направление стало известно благодаря Луису Тиффани, который изобрел витражные стекла.
Модерн находился под сильным влиянием символизма, что нашло свое отражение в сюжетах. Живописцев и графиков прежде всего интересовали персонажи, открыто проявляющие свои чувства. Переполненные эмоциями юные герои, охваченные страстью прекрасные женщины — часто встречающиеся мотивы в творчестве художников.
Особенностью иконографики модеона стало обилие природных мотивов, основанное на идее единства всего живого. Но животные, насекомые и растения интересовали мастеров только как объекты стилизации, и их изображения служили всего лишь элементами орнамента.
К примеру, колокольчики обозначали желание, подсолнухи — горение, а кувшинки знаменовали скорую гибель.
Классические жанры — натюрморт, пейзаж — в творчестве мастеров живописи крайне редко, но встречаются. Но даже в этом случае картины природы наделены неким символическим смыслом. Действие на фоне острова подразумевало интригующую тайну, буря говорила о напряжении чувств, а волны на море обозначали обновление и перемены.
Живопись. Россия
Стиль формировался в России в русле национальных концепций. Источниками вдохновения для русских модернистов служило народное творчество, сказки, фольклор. Первым представителем модерна в нашей стране стал Михаил Врубель, у которого орнаментальность всегда была органичной частью композиции
Демон сидящий
Лев Бакст «Древний ужас» 1908
В руках кора держит голубя - символ Афродиты (голубей приносили в жертву богине).
Александр Бенуа отдал должное направлению, хотя элементы стилизации у художника сочетались с изрядной долей натурного компонента.
Король прогуливается в любую погоду
Живопись. Англия
Истоки модерна следует искать в викторианской Англии, где прозвучали первые призывы вернуться к простым и органическим формам средневекового искусства.
Английский «современный стиль» доминировал прежде всего в графике и декоративно-прикладном искусстве, а на живопись распространился значительно позднее
Артур Макмердо «Городские церкви Рена. Иллюстрация»
Свою книгу «Городские церкви Рена» художник украсил изящным орнаментом из удлиненных изогнутых элементов с четкими контурами, а по краям страниц разместил стилизованные изображения подсолнухов и птиц.
Обри Бёрдслей «Павлинья юбка»
Главная роль в позднем английском модерне принадлежит иллюстратору Обри Бёрдслею
За короткое время художник проделал путь от романтика к новому стилю и создал выдающиеся произведения, полные эстетизма и изысканного юмора.
Его творения отличает твердая линия рисунка, четко разграничивающая участки черного и белого цветов.
Павлинья юбка
Вдохновение японскими гравюрами
Пьеса называется “Саломея” и состоит из одного акта. Всего было десять иллюстраций к этой пьесе, где “Павлинья юбка” была второй. На картине зритель видит двух женщин. Одна из них одета в длинный халат, богато украшенный павлиньими перьями. Это Саломея – иудейская принцесса. За левым ее плечом расположился павлин. Голову принцессы украшает дорогая корона, которая, как и весь костюм девушки, выполнена с использованием павлиньих перьев, некоторые из которых настолько длинные, что достают прямо до пола и придают наряду особенную роскошь.
Длинная юбка Саломеи к низу украшена узорными вышивками, дорогими камнями и перьями. Именно благодаря длине и богато расшитому подолу наблюдатель понимает, что Саломея – не просто девушка во дворце, она имеет влияние и высокий статус, ведь не каждая может позволить себе такие убранства.
Густав Климт
Далее Густав Климт меняет свое видение искусства. Смерть отца и брата изменили его.
Роспись в Венском университете аллегории
Климт отказался от восхваления четырёх научных дисциплин, вместо их возвышения он продемонстрировал их пределы, отбросив историческую традицию воспроизведения персонажей, он перегрузил зрителя натуралистическими изображениями нагих тел в сложно зашифрованной символике.
«Философия»
«Медицина»
«Юриспруденция»
4 аллегорию написал Франц Йозеф Карл фон Мач – теология (истолкование религиозного учения)
Поцелуй (Влюбленные)
Выполненная золотом картина, следующая традициям византийской мозаики и иконописи, часто именуется «монументальной иконой».
Ещё под названием «Влюблённые» и в незаконченном виде картина впервые демонстрировалась на Венской художественной выставке в 1908 году.
Аллегорическая картина на важную для художника философскую тему о цикличности жизни, естественном течении времени, красоте молодости и неумолимости кончины.
Альфонс Муха - живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля ар-нуво.
Луна
Зодиак (1896)
Реклама папиросной бумаги Job
Интерьер
Изобилие деревянных элементов;
Полное отсутствие прямых линий;
Формы плавные, лишенные любой симметрии;
Стилизованные растительные и животные орнаменты;
Витражи. Оформление окон, дверей, потолков и светильников;
Арочные окна или витринные:
Двери прямоугольные или арочной формы;
Лестницы и ступени широкие.
Мебель
Обивка должна обязательно гармонировать с декором и текстилем;
Мебель имеет изогнутую форму;
Предпочтение должно отдаваться не только яркому декору, но и функциональности;
Ножки столов и стульев напоминают плетущиеся растения;
Сочетают дерево, металл и текстиль;
Изображают животных, растения, насекомых.
Эмиля Галле
Один из величайших мастеров-стеклодувов, а также один из главных вдохновителей движения в стиле ар-нуво, изменившего декоративное искусство в конце 19 века.
Ваза «Виноград», стекло-камея, кислотное травление
Ваза «Гортензия», стекло-камея, кислотное травление
Герман Обрист - швейцарский скульптор работавший в стиле модерн. Создатель знаменитой вышивки "Красный цикламен" или по-другому "Удар бича" (1895 год). Этот термин появился благодаря узору на вышивки шелкового гобелена
Ландшафт
Стиль модерн в ландшафтном дизайне можно охарактеризовать несколькими словами:
Динамичность;
Рельефность;
Контрастность.