Особенности публицистического стиля речи
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 280
Презентация для классов "Особенности публицистического стиля речи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
УРОКИ 2-3. Тема. Особенности публицистического стиля речи. Разработка учителя русского языка и литературы Булатовой Татьяны Викторовны.
ЦЕЛИ УРОКА: 1. ОБОБЩИТЬ И УГЛУБИТЬ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ». 2.ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ. 3. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ В ОБЛАСТИ ОРФОЭПИИ. Задачи урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи; повторить основные признаки публицистического стиля ; узнавать высказывания публицистического стиля при восприятии устной (по радио, телевидению) и письменной ( чтение газет) речи; совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. Оборудование: компьютерный класс; редактор Microsoft Word; (Подготовленные заранее по указанию учителя отрывки «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.)
«Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды различной формы. Одна и та же вода принимает форму бутылки, куба, древнегреческой амфоры, хрустального шара и грязной лужи». В. Солоухин – Объясните значение эпиграфа . – Запишите эпиграф и разъясните его.
ХОД УРОКА Организационный момент, мотивация. – Одной из приоритетных целей сегодняшнего образования является использование компьютерных технологий в школе. Компьютер должен стать вашим помощником и консультантом при работе над темой урока и домашним заданием. Будьте внимательными, сосредоточенными, собранными. Надеюсь, что у нас с вами все получится. Объявление темы урока. Целеполагание. – Тема нашего сегодняшнего урока: Особенности публицистического стиля речи. Исходя из темы урока, определите, пожалуйста, цель нашего урока. (Какие это особенности, в чем они проявляются, в каких жанрах, какова сфера применения этого стиля, языковые средства, характерные для этого стиля).
Актуализация знаний. 1. Лингвистическая разминка по цепочке – Прочтите слова и поставьте правильно в них ударения. Предложить, договор, красивее, начал, начала, позвонит, облегчить, партер, мельком, квартал, афера, бытие, приговор, гербовый, наркомания, новорожденный, партер, прирост, таможня, уведомить, ходатайство, черпать, эксперт, оптовый.
2. Словарный диктант с взаимопроверкой – Объясните значения выделенных слов. Активизировать, благодарить, великодушный, нюанс, скептицизм, призадуматься, достоинство, колледж, волнующий, достоинство, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, экстремизм, водрузить, коммюнике, публицистика.
1)Подберите однокоренные слова к слову к слову (Публицист, публицистический) 2)Составьте словосочетание со словом публицистика (Публицистический стиль) 3)Вспомните, какие стили речи вы знаете? 4) Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?
Повторение. – Охарактеризуйте стили речи: Разговорный Книжный: Научный Художественный Официально-деловой
Применений знаний, умений и навыков в новой ситуации. Слово учителя. В прошлые годы мы с вами обращались к текстам публицистического стиля. Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это тоже проявления публицистического стиля. Может быть, именно собственное мнение, собственная позиция – характернейшие приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену( «Мещанин во дворянстве» Мольера), который удивился, что, оказывается всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль. Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому вопросу сознательно, то мы сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек , хорошо владеющий словом, приемами риторики, способный зажечь своей речью людей, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией все это кончилось и для всего мира, и для самой Германии, общеизвестно. Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со «Слова о полку Игореве».
– Вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы. Сообщения подготовленных учащихся. («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева, стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Послание в Сибирь», М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», Лирика Н.А.Некрасов, статьи П.Я.Чаадаева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского.) – Как, по-вашему, когда роль публицистических произведений усиливается? (В наиболее острые для страны, переломные моменты истории- Великая Отечественная война, перестройка.) – Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.
– Составить таблицу и заполнить её. Публицистический стиль речи Жанры Задачи речи Сфера применения Общие стилевые черты Языковые средства, характерные для стиля Газетная статья Журнальная статья Очерк Репортаж Фельетон Ораторская речь Судебная речь Выступление на радио, телевидении Доклад Рекламный текст (слоган) передача информации,воздействие на читателей или слушателей Publicus (лат.) – общественный 1)в устной речи- выступления на собраниях, в передачах радио и телевидения; 2) в письменной речи – в газетах, журналах.
Образец стилистического анализа текста. Первое предложение представляет собой логическое определение. Чтобы создать точное представление о предмете речи в тексте используются цифры, географические названия. Текст относится к научному стилю речи. Этот стиль используется в высказываниях (текстах), обращенных ко многим лицам, ко всем, интересующимся той или иной научной проблемой. Этим стилем пользуются (к стилю прибегают) в научной литературе, на научных конференциях, совещаниях, т.е. в официальной обстановке. Задача речи (цель высказывания) – сообщить научную информацию (сведения теоретического характера), объяснить причины свойств и явлений. В научном описании нет авторской оценки описываемого предмета, язык точен. Употреблены термины ботаники: слова употреблены в прямом значении.
Актуальность Своевременность Оперативность Образность Экспрессивность Эмоциональность Оценочность Четкость Логичность Простота Доступность Конретность Лаконичность
Четко выраженное авторское отношение к проблеме 1) Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; Употребление общественно значимых понятий: свобода, демократия, родина, патриотизм, прогресс, экология, культура; Использование экспрессивно-оценочных слов и выражений; Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов; Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимися союзами; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов
Задания для групп. Анализ текстов по группам. Группа 1. Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения( как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. (Д.С.Лихачев)
Группа 2. Проанализировать текст, найти признаки публицистического стиля. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п. Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек, и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и , я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. М.Исаковский
Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему. Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию Только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!» – говорили про удачливого. «В начале было Слово, – сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае – пятьсот, но, скорее всего, меньше. М.Ганина
Анализ выступлений групп. Подведение итогов. – Обратите внимание на высказывание В.Солоухина: «Нельзя к цветку в виде дополнения подвесить шуруп. Нельзя к нитке жемчуга на женской шее присоединить в виде подвесок канцелярские скрепки. Нельзя к слову дворец присоединить слово бракосочетаний. Объяснить, почему это нельзя делать, тоже нельзя. Дело сводится к языковому слуху, ко вкусу, к чувству языка, а в конечном счете, к уровню культуры».
Домашнее задание Расставьте ударения в словах: Собственность, цивилизация, бескорыстный, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, предвыборная кампания, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус, публицистика, общественно-политическая лексика, фельетон. По выбору: Используя ресурсы Интернет, сопоставьте тексты газетных статей сегодняшнего времени со старой лексикой газет (разница хотя бы в 10 лет). Подготовьте публицистическую статью в раздел криминальной хроники. Например. Криминальная хроника. В деревне NN проживала гражданка Коза со своими семерыми несовершеннолетними детьми. Неподалеку от дома многодетной матери проживал нигде не работающий, ранее неоднократно судимый гражданин Волк. Тщательно спланировав свое преступление в отсутствие гражданки Козы, Волк нанес визит ее несовершеннолетним детям. Нарушив пределы частной собственности обманным путем, преступник похитил шестерых детей и ценные вещи. Прийдя домой, мать узнала о случившемся от седьмого ребенка, который впоследствии дал показания работникам уголовного розыска. Совместными усилиями внутренних органов и общественности опасный рецидивист был схвачен, изолирован от общества. Дети и имущество были возвращены гражданке Козе.