Презентация по русскому языку на тему "Морфемика. Словообразование" (7 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему "Морфемика. Словообразование" (7 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Вспомним:
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается морфемная структура слов и их форм.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучается структура слов и законы их образования.
Вспомним:
Морфема ̶ наименьшая частица слова
имеет звучание и значение
имеет свое постоянное название
Классификация морфем:
Морфемы
Словообразующие
Формообразующие
Корень
Приставка
Суффикс
Некоторые суффиксы
Окончание
Суф. прошедшего времени
Суф. повелительного наклонения
Суф. причастий и деепричастий
Суф. степеней сравнения прилагательных
Приставочный — образование слова при помощи приставки:
город – пригород, бежать – добежать.
Суффиксальный — образование слова при помощи суффикса:
обуть – обувать, сломать – сломить.
Способы образования слов
Постфиксальный — образование нового слова при помощи постфикса:
бить ̶ биться, мыть ̶ мыться.
Приставочно-суффиксальный — образование слова одновременным присоединением приставки и суффикса: вода – подводный, снег - подснежник
Приставочно-постфиксальный — одновременное присоединение приставки и постфикса:
спать ̶̶ выспаться, шутить ̶̶ отшутиться.
Суффиксально-постфиксальный — одновременное присоединение суффикса и постфикса:
гордый ̶ гордиться, толпа ̶ толпиться
Способ сложения основ — образование нового слова сложением основ нескольких слов при помощи интерфикса или без него.
Интерфикс — «о, е».
лес + степь = лесостепь
пар + ходить = пароход
Заполните таблицу данными ниже словами
Заоблачный,
перелесок,
сбережём,
выросли,
резьба,
безбрежный,
надпись,
неловкий
заводской,
играю,
перевяжет,
горячо,
собеседник, растение,
жёсткий,
чёрточка
Определите способы образования слов
Заоблачный
Холодноватый
Подбородок
Аморальный
Углекоп
Приморский
Левобережный
Удар
9. Нахлебник
10. Зелень
11. Столовая
12. Водопроводчик
13. Бессердечный
14. Неприятель
15. Колпачок
16. Повтор
Упражнение № 486. Распределите слова по способам их образования. Запишите слова от которых они образованы. Какие слова вы не использовали? Почему?
Физкультура, подшефный, безъядерный, ракета-носитель, гимназист, прилуниться, велогонки, КВН, печник, неприсоединение, приземлиться, запрограммировать, самолет.
Тест:
Что такое морфема?
а) самостоятельная часть речи;
б) значимая часть слова;
в) неизменяемая часть слова.
2. Какие части слова входят в его основу?
а) приставка, суффикс;
б) корень, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Тест:
3. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?
а) вниз, взмах, весло;
б) взгляд, вход, воз;
в) вверх, вдаль, взлёт.
4. Схеме «приставка – корень – суффикс - окончание» соответствует слово:
а) неинтересный;
б) пригород;
в) подкрашивал.
Тест:
5. Укажите ряд, который содержит только однокоренные слова:
а) вода, водитель, водный;
б) гора, горный, гореть;
в) лес, лесной, лесник.