Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы"

Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы"

Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы":
Cкачать презентацию: Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы"

Презентация для классов "Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Лексическая норма и ее нарушения<br>
1 слайд

Лексическая норма и ее нарушения

Лексическая норма отражает такое употребление слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, котор
2 слайд

Лексическая норма отражает такое употребление слов, словосочетаний, фразеологических оборотов, которое определяется закрепившимися нормами словоупотребления, учитывающими удачность и точность слова в условиях конкретного выражения мысли, его лексическое значение, контекстные связи

Нарушение лексической нормы. Классификация<br>1) анахронизм.<br>Пример: Замучен­ные поборами и экспл
3 слайд

Нарушение лексической нормы. Классификация
1) анахронизм.
Пример: Замучен­ные поборами и эксплуатацией, крепостные устраи­вали забастовки.

2) не­мотивированное употребление многозначных слов.<br>Пример: Он опять дал отличные результаты.<br
4 слайд

2) не­мотивированное употребление многозначных слов.
Пример: Он опять дал отличные результаты.
Это был по-настоя­щему богатый человек.

3) употребление омонимов.<br>Примеры: <br>Виноват брак. Самый надеж­ный способ размножения (о факсе)
5 слайд

3) употребление омонимов.
Примеры:
Виноват брак. Самый надеж­ный способ размножения (о факсе). Шахматиста спас­ла фигура.

4) алогизмы или логические ошибки.<br>Пример:<br>Это про­веренное средство уменьшает вес на 100%.<br
6 слайд

4) алогизмы или логические ошибки.
Пример:
Это про­веренное средство уменьшает вес на 100%.
Благодаря силь­ным морозам вымерзли виноградники.
Она часто пропускала уроки в силу слабого здоровья.

5) неоправданная метафора (переносное значение).<br>Пример: В Юре сплавлены многие качества, в том ч
7 слайд

5) неоправданная метафора (переносное значение).
Пример: В Юре сплавлены многие качества, в том числе и гордость.
Запевалой всех безоб­разий в бригаде был Федорин.

6) семантическая сочетаемость — спо­собность слова вступать в сочетания целыми класса­ми слов, объед
8 слайд

6) семантическая сочетаемость — спо­собность слова вступать в сочетания целыми класса­ми слов, объединяемых общностью смысла.
Пример:
глаголы «думать, возмущаться, присутствовать, раздеваться» могут относиться только к человеку. Именно поэтому нельзя сказать: В статье присут­ствует юмор (присутствовать может ученик, мама, депутат, солдат и др.).

7) лексическая сочетаемость — способность слова всту­пать в сочетания только с отдельными словами да
9 слайд

7) лексическая сочетаемость — способность слова всту­пать в сочетания только с отдельными словами данно­го семантического класса. Это более узкие возможности для связи слов друг с другом.
Можно, например, обо­значая количество, сказать — пучок салата, горсть го­роха, вязанка дров, но НЕЛЬЗЯ в этих словосочетаниях поменять слово, обозначающее количество — вязанка цветов, букет салата. Лексическая сочетаемость ука­зывает на закрепленность в употреблении отдельных слов с другими — коричневые туфли, переплеты книг, карандаши и др., НО — карие глаза; черный кот, порт­фель и пр., но конь — только вороной.

8) Паронимы - это слова, раз­ные по значению, но близкие по звучанию, как прави­ло, однокоренные.<br
10 слайд

8) Паронимы - это слова, раз­ные по значению, но близкие по звучанию, как прави­ло, однокоренные.
Например, при­лагательное сытный сочетается с неодушевленными су­ществительными (сытный ужин, суп), а прилагатель­ное сытый — с одушевленными (сытый ребенок). Иног­да паронимы сочетаются с одним и тем же словом, но значение полученных словосочетаний разное. Инженер­ская мысль — мысль, принадлежащая инженеру; ин­женерная мысль — любая техническая мысль. Паро­нимы не взаимозаменяются в речи, так как это приво­дит к искажению смысла высказывания.

9) ошибочная антонимия и немотивированный оксюморон<br>Пример: <br>Я лично в этом ничего плохого, кр
11 слайд

9) ошибочная антонимия и немотивированный оксюморон
Пример:
Я лично в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.
Его ответ был лучшим из худших.
Это платье не летнее, а шерстяное.
ОКСЮМОРОН.
при наличии отсутствия, новые ношеные вещи (секонд-хэнд), прямой с извили­нами путь.

10) ПЛЕОНАЗМ и ТАВТОЛОГИЯ <br><br>употребление близ­ких по смыслу и потому излишних слов<br><br>глав
12 слайд

10) ПЛЕОНАЗМ и ТАВТОЛОГИЯ

употребление близ­ких по смыслу и потому излишних слов

главная идея, ценные сокровища, долгий и продолжительный
тавтологию — немотивированное повторение однокоренных слов

спросить вопрос, ум­ножить во много раз.

скрытая тавтология

памятный сувенир, внутренний интерьер

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическ
13 слайд

Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Проверь себя<br>БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  <
14 слайд

Проверь себя
БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами.  
ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.
СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле.
КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный.
ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное  жительство.

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошиб
15 слайд

Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
1. Иванов, ты обратно опаздываешь на лекцию.
2. Наша родина подвергалась нашествию германского фашизма.
3. Вокруг была кромешная темнота.
4. Они готовы оказать школе любую благодарность, лишь бы ребенок стал студентом.
5. Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Оформление вашей курсовой работы желает много лучшего.
7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В парке стоит прекрасная архитектура.
8. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
9. Наша страна занимает не последнее место по производству промышленности.
10. Однажды я попытался высказать свои мысли на этот вопрос.

Составьте омоформы. Употребить их в словосочетании.<br>Берег — беречь, гранит — гранить, душа — ду­ш
16 слайд

Составьте омоформы. Употребить их в словосочетании.
Берег — беречь, гранит — гранить, душа — ду­шить, лететь — лечить, пила — пить.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Урок по теме "Лексические ошибки" или "Лексические нормы"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация