Презентация "Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Формирование естественно-научной грамотности
на уроках биологии
На примере изучения темы:
-Врождённые и приобретённые формы поведения
Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии нервной системы.
Все рефлексы, возникающие в организме, Иван Петрович Павлов подразделил на безусловные и условные.
Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение всей жизни организма и воспроизводятся из поколения в поколение (постоянны). Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.
У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг (для их осуществления необязательно участие коры больших полушарий головного мозга).
Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.
Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов проходят через кору больших полушарий головного мозга.Каждый условный рефлекс — это результат определённого опыта, привычки.
Задания «на перенос информации»:
-заполнение таблиц на основе прочитанного;
прочтите текст, заполните таблицу
Задания «на перенос информации»:
-дополнение схем на основе прочитанного.
Прочтите текст , дополните схему:
Задания «на соотнесение»:
- нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
Соотнесите описание рефлекса и вид рефлекса
Задания «множественного выбора»:
-определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста
Выберите три верных ответа.
Примерами Безусловных рефлексов является.
А. Вскармливание детеныша кошки молоком.
Б. Езда на велосипеде.
В. Выделение слюны при запахе свежего хлеба.
Г. Поворот головы ребёнка на звук погремушки.
Д. Улыбка младенца при виде лица матери
Е. Выделение слюны при откусывании свежего хлеба
Задания «множественного выбора»:
- установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста
Верны ли утверждения?
1.Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение определенного периода жизни организма
2.Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни.
А)Верно только 1 Б) Верно только 2
В) Оба верны Г) Оба не верны
Задания «на восстановление деформированного текста»:
Найдите ошибки в тексте и исправьте их
1.Безусловные рефлексы наследуются потомством от родителей, сохраняются в течение определенного периода жизни организма. 2.Они свойственны всем особям определённого вида, т. е. являются групповыми.3У безусловных рефлексов постоянные рефлекторные дуги, которые проходят через ствол головного мозга или через спинной мозг ,но для их осуществления обязательно участие коры больших полушарий головного мозга. 4.Наряду с наследственными (безусловными) существуют рефлексы, которые приобретаются каждым человеком в течение жизни. 5.Такие рефлексы индивидуальны, и для их формирования необходимы определённые условия, поэтому они были названы условными.6Условные рефлексы — рефлексы, которые приобретаются человеком в течение всей жизни.7.У млекопитающих животных и человека дуги условных рефлексов не проходят через кору больших полушарий головного мозга, они проходят только через ствол головного или через спинного мозга .
Эксперименты И.П. Павлова
Свои эксперименты И.П. Павлов проводил в специализированной лаборатории, т. н. «Башне молчания». Она была изолированная от звуковых световых факторов внешней среды, которые могли существенно снизить чистоту эксперимента. За поведением животных ученый наблюдал, используя систему специализированных стекол, которые делали его невидимым для собак. Пса фиксировали на специальном станке для того, чтобы ограничить его движения. При этом основное внимание ученый уделял тому, как слюнные железы подопытной собаки реагируют на разнообразные внешние раздражители. Для этого псу делали операцию и проток слюнной железы выводили наружу. Это было необходимо для фиксации: Наличия слюноотделения; Начала выделения слюны; Обильности слюны и ее качества.
В дальнейшем Павлов старался вызвать у собаки условную реакцию на тот раздражитель, который ранее считался нейтральным (звуковой и световой). Также наружу выводились и концы пищевода, которые позволяли отследить выработку желудочного сока собаки. Классический опыт Павлова заключался в том, чтобы давать собаке еду после удара метронома. После нескольких повторений такого опыта у собаки начинала выделяться слюна на звук метронома. Далее И.П. Павлов организовал опыт с лампочкой, который проводился по тому же принципу. Так ввиду наличия различных раздражителей источник, посторонний для животного стал внешним раздражителем, вызывающим условный рефлекс.
Задания «на дополнение информации»:
-Заполнение пропусков в тексте предложениями / несколькими словами / одним словом;
На основании текста выполните задания : Впишите недостающие понятия в текст. Слюноотделение и выделение желудочного сока у собаки ввремя кормления это пример__________ рефлекса. __________________раздражителем , является тот, на который собака не реагировала вначале эксперимента. После серии повторений , данный раздражитель стал ______________, т.к. сформировалась___________ ________.
-Контекстные задания на научное объяснение явления с открытым ответом
-У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?
Контекстные задания на интерпретацию научной информации использование
научных доказательств для получения
выводов
с использованием графической информации (рисунка)
Рассмотрите рисунок , установите последовательность процессов, происходящих при рефлекторной реакции человека на прикосновение к горячему предмету. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) передача импульса от спинного мозга к эффектору
2) возбуждение терморецепторов кожи
3) сокращение мышцы, отдёргивание руки
4) передача сигнала на вставочный нейрон в спинном мозге
5)передача импульса по центростремительному нейрону
-Проанализируйте график, на котором показаны процессы возбуждения и торможения, возникающие в постсинаптической мембране. По оси абсцисс отложено время действия в мсек, по оси ординат величина потенциала действия в милливольтах. Выберите два верных утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений
1) Возбуждающий постсинаптический потенциал действия величиной в –70 милливольт не достиг своей пороговой величины.
2) Буквой В обозначен возбуждающий потенциал действия.
3) Максимальная величина постсинаптического потенциала 30 мв.
4) Стрелки обозначают момент действия раздражителя.
5) Потенциал вызывается разницей концентраций ионов калия и натрия снаружи и внутри синапса.
-Задания на проведение научного исследования при выполнении лабораторных и практических работ
Проведите эксперимент. Результаты зафиксируйте. Какие выводы вы можете сделать в ходе проведения эксперимента.
- Проведите два эксперимента. Каждый проводить в течении нескольких дней.
- Во время первого давать собаке команду(Например «Дай лапу» или «Сидеть». Но после выполнения команды никак не поощрять животное.
-Во время второго Давать собаке другую команду , но при этом поощрять лакомством.
Будут ли формироваться условные рефлексы в обоих случаях?
Если да, то к каком случае быстрее? Если нет ПОЧЕМУ? Ответ поясните.
-Задания на проведение научного исследования при написании исследовательской (проектной, реферативной) работы
-Выбор направления исследования
-Выбор темы исследования
-Формулирование гипотезы
-Планирование этапов работы
-Сбор данных о предмете исследования
-Проведение исследования
-Оценка полученных результатов
-Оформление работы
. На лицо спящего человека сел комар. Он отогнал насекомое рукой, не просыпаясь. Почему и как произошла такая реакция, если рука находилась на некотором расстоянии от лица?
7. У новорожденных (особенно у недоношенных детей) проявляется рефлекс Робинзона. Ребенок крепко захватывает любой предмет, попавший в его руки. Объясните значение этого рефлекса. Что происходит с этим рефлексом у ребенка в дальнейшем и почему?
8. Два приятеля шли по проселочной дороге и бурно обсуждали просмотренный фильм. Вдруг неожиданно для них совсем близко за спиной прогудел сигнал машины. Не раздумывая и не оглядываясь назад, мальчики отбежали в сторону от дороги. Какой рефлекс сработал — условный или безусловный? Поясните ваш ответ.
9. Ночь. В комнате темно. Вы проснулись и решили узнать, сколько времени. Вы безошибочно определили местонахождение выключателя и зажгли свет. Ваше движение в сторону выключателя — это условный или безусловный рефлекс? Дайте обоснование вашего ответа.