"Типология уроков по ФГОС ООО". Семинар
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов ""Типология уроков по ФГОС ООО". Семинар" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Типология уроков
по ФГОС ООО
Н.П. Нудьга
учитель первой категории
МБОУ СОШ
с. Николо- Александровка
Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Современный ученик – кто он?
Ученик – субъект, т.е. хозяин своей деятельности
Сам ставит цели
Сам решает задачи урока
Сам делает выводы
Требования к заданиям на уроке:
1) Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый характер)
2) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (или разных предметов)
Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта
Формирование предметных результатов
Формирование универсальных учебных действий
Создание комфортной среды
Смена видов деятельности
Учить ученика самого добывать знания
( обучение в деятельности)
Черты урока по ФГОС
Ученик - субъект обучения.
Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; исследования; учебные пособия; справочная литература; практические работы.
Структура урока динамична, изменчива, присутствуют разнообразные приемы, призванные поддерживать динамичность урока, работоспособность каждого учащегося.
Ведущий способ обучения - коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
Учитель в класс идет не с ответом, а с вопросом; поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим.
Правила, критерии, по которым учитель оценивает ученика известны, они прописаны в Положении о текущей аттестации, а также в Основной образовательной программе «система оценки достижения планируемых результатов».
Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе
системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. У ученика надо сформировать мотивацию учения
2. Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
3. На каждом уроке давать детям критерии оценки их работы.
4. Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность
5. Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор что делать, сколько делать, как делать.
6. На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии.
7. Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся.
8. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации.
9. Должна присутствовать коллективная работа учащихся.
10. Необходима крупноблочная подача материала.
11. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия.
Методические принципы урока:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4.Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5.Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6.Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Типология уроков:
▪ урок усвоения новых знаний,
▪ урок комплексного применения знаний и умений,
▪ урок актуализации знаний и умений,
▪ урок систематизации и обобщения знаний и умений,
▪ урок контроля знаний и умений,
▪ урока коррекции знаний, умений и навыков,
▪ комбинированный урок.
Структура уроков.
1. Урок усвоения новых знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков
2. Урок комплексного применения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков
3.Урок актуализации знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Структура уроков
5. Урок контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков
7. Комбинированный урок
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
целеполагание
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые
формулировки.
Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования.
Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание.
Рефлексия урока
Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока)
Итоговая рефлексия (в конце урока)
Способы рефлексии
«Бортовой журнал»
«Эссе»
«Маятник настроения»
«Цветик-семицветик»
«Синквейн»
«Варианты портфолио»
«Письменные интервью
Технология деятельностного подхода предполагает следующие методы и формы обучения:
Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры)
Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар)
Метод активации творческого мышления (мозговой штурм)
Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение)
Учитель должен помнить о том, что на уроке:
Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач;
Это происходит лишь при построении урока с учетом системно-деятельностного подхода;
При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих
детское действие.
Цель деятельностного подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Требования к учителю:
Точно и чётко формулирует задания
Не даёт новое знание в готовом виде
Не повторяет задания два раза
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам
Не повторяет то, что сказали ученики
Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза
Подбирает комплексное задание
Технология деятельностного метода
ЭТАПЫ: 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
1 этап. Организационный момент. Мотивация.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.
Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
II этап. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.
Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III этап. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин;
Методы постановки учебной задачи: диалог, побуждающий от проблемной ситуации; диалог, подводящий к теме диалог.
IV этап. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам ; диалог, подводящий к открытию знания; диалог, подводящий к решению проблемы.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык схем, образов и т.д.
V этап. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи
В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII этап. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8 минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
VIII этап.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?
Технологическая карта позволяет учителю
-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия
-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы
-на практике реализовать межпредметные связи
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи.
.
Литература
Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н.
Введение ФГОС основного образования в деятельность
образовательного учреждения. Методические рекомендации
к программе повышения квалификации педагогических работников.
– Вологда: ВИРО, 2012. – 208 с.
Как перейти к реализации ФГОС второго поколения
по образовательной системе деятельностного метода
обучения «Школа 2000…». Методическое пособие
/ Под редакцией Л.Г. Петерсон –
М.: АПК и ПРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010. – 160 с.
Кокарева З.А. Игнатьева А.С. Проектирование
уроков и внеурочных занятий с позиций
системно-деятельностного подхода // начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 3-6.
Лебедев О.Е. Цели урока: компетентностный
подход // Народное образование. – 2011. - № 9. – С.203 – 211.
Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование
технологической карты урока в соответствии
с требованиями ФГОС. // Управление начальной
школой. — 2011. — № 12. — С. 12—18.
Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в
современной информационной образовательной
среде (Серия «Работаем по новым стандартам»)
— М.: Просвещение, 2012 г.
Сайт Федерального государственного образовательного
стандарта www.standart.edu.ru.
Источники информации:
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
«Требования ФГОС ООО к современному уроку» «Журнал для администрации школ» №2,2013г.
Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12.
http://festival.1september.ru/articles/577053/