Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления.

Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления.

Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления. - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления.:
Cкачать презентацию: Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления.

Презентация для классов "Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Муниципальная, региональная инновационная стажировочная площадка <br>МБОУ Городского округа Балашиха
1 слайд

Муниципальная, региональная инновационная стажировочная площадка
МБОУ Городского округа Балашиха «Гимназия № 19»
«Система педагогического процесса общеобразовательного учреждения при реализации обновленных ФГОС – целеустремленная система, нацеленная на результат».

1

<br><br>Шаг 2. Погружение «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС, или
2 слайд



Шаг 2. Погружение «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС, или мастерство учителя»: технология развития креативного мышления
МБОУ «Гимназия № 19»
Г.о.Балашиха
Московская область
2022 год
Степняк Ирина Владимировна,
руководитель кафедры
иностранных языков

3 слайд

4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Шесть Шляп Мышления <br><br><br>«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных
14 слайд

Шесть Шляп Мышления


«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:<br>1. Эмоции.
15 слайд

Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаментальные трудности:
1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”.
3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.


Вот краткое изложение принципов использования шести шляп<br><br>
16 слайд

Вот краткое изложение принципов использования шести шляп

<br>Белая шляпа:<br> информация<br><br><br>Белая шляпа используется для того, чтобы направить вниман
17 слайд


Белая шляпа:
информация


Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

<br>Красная шляпа: <br>чувства и интуиция<br><br> <br>В режиме красной шляпы у участников сессии поя
18 слайд


Красная шляпа:
чувства и интуиция

 
В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.

<br>       Черная шляпа: критика  <br><br>    Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы
19 слайд


Черная шляпа: критика  

Мышление в чёрной шляпе предназначено для того, чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места и ко всему придираться.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять.

<br><br>Желтая шляпа: <br>логический позитив<br><br> <br>Желтая шляпа требует от нас переключить сво
20 слайд



Желтая шляпа:
логический позитив

 
Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.

<br>Зеленая шляпа: <br>креативность<br><br> Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи
21 слайд


Зеленая шляпа:
креативность

 Зелёная шляпа – креативность. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет.

<br><br><br>Синяя шляпа: <br>                управление процессом<br> <br><br>Синяя шляпа отличается
22 слайд




Синяя шляпа:
управление процессом
 

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Почему «Шесть шляп»?<br>Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальн
23 слайд

Почему «Шесть шляп»?
Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных,
поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;

Четыре Типа Использования Шляп<br><br>1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу
24 слайд

Четыре Типа Использования Шляп

1. Надеть шляпу. В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут.
“Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить?”

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем,
25 слайд

2. Снять шляпу. Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.
“Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”.
 

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы
26 слайд

3. Сменить шляпу. Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
“Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемс
27 слайд

4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать. Например, иногда нужно что-то сказать, но это трудно сделать, не обидев кого-то. Просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее. Используйте шляпы сами – и указывайте на то, что их используйте, обучая шляпам других

Преимущества<br><br>Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позвол
28 слайд

Преимущества

Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокус
29 слайд

Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.
Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.
Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.
Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

30 слайд

31 слайд

32 слайд

33 слайд

34 слайд

35 слайд

1.  Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав 6-12 ч
36 слайд

1. Задачу последовательно решают 2 группы людей по 4-15 человек в каждой (оптимальный состав 6-12 человек). Первая группа выдвигает различные идеи – «генераторы», вторая группа – «эксперты».
2. Основная задача «генераторов» – выдать за отведенное время как можно больше идей. Регламент на каждую идею – не более двух минут. Все они высказываются без доказательств и записываются.
3. При генерации идей запрещена всякая критика.
4. Экспертизу и отбор идей после окончания процесса генерирования следует проводить очень внимательно. Продумывать все идеи.
5. руководитель должен выполнять свои обязанности без приказаний и критики. Ему нужно следить за тем, чтобы высказывание идей не происходило только в одном направлении.
6. Если задача не решена в ходе штурма, можно повторить процесс решения.

Метод фокальных объектов<br><br>
37 слайд

Метод фокальных объектов

Чарльз Вайтинг<br>В 50-е гг. метод разработал<br> Ч. Вайтинг (США). <br>Суть метода в том, чтобы <br
38 слайд

Чарльз Вайтинг
В 50-е гг. метод разработал
Ч. Вайтинг (США).
Суть метода в том, чтобы
свойства случайных
объектов перенести
на центральный объект и в полученных сочетаниях попытаться найти рациональное зерно.

Суть метода:<br>Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект
39 слайд

Суть метода:
Признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.

+ =
легкий
круглый

мяч

<br><br>Объекты, созданные на основе метода фокальных объектов<br><br><br><br><br>
40 слайд



Объекты, созданные на основе метода фокальных объектов




41 слайд

В середине 50-х годов Уильям Гордон (США) предложил новый метод поиска <br>                     твор
42 слайд

В середине 50-х годов Уильям Гордон (США) предложил новый метод поиска
творческих решений,
названный синектика.
Из истории
В переводе с греческого слово «синектика»-
«объединение разнородных элементов».
Ульям Гордон
50-е года

- это<br>Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все ве
43 слайд

- это
Синектика — это система креативного мышления, основанная на предположении о том, что все вещи, даже самые непохожие, каким-то образом связаны друг с другом, физически, психологически или символически.

Методы решения творческих задач<br>- это сходство двух предметов (процессов)<br>в свойствах или отно
44 слайд

Методы решения творческих задач
- это сходство двух предметов (процессов)
в свойствах или отношениях.
Аналогия

Метод решения творческих задач<br>Прямая<br>Личная<br>Символическая<br>Фантастическая<br>Символическ
45 слайд

Метод решения творческих задач
Прямая
Личная
Символическая
Фантастическая
Символическая
Типы аналогий
Объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.
Отождеств-ление себя с рассматриваемым или представляемым объектом.
Дать буквально в двух словах суть задачи
Ввести фантастические средства выполняющие то, что требуется по условиям

Метод решения творческих задач<br>Прямая аналогия<br>Рассматриваемый объект сравнивается с аналогичн
46 слайд

Метод решения творческих задач
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект сравнивается с аналогичным предметом из другой области с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

Метод решения творческих задач<br>Требуется в парадоксальной форме описать объект, отразив его суть.
47 слайд

Метод решения творческих задач
Требуется в парадоксальной форме описать объект, отразив его суть.
Описание должно состоять из 2-3 слов (прилагательное и существительное),
и одно слово противоречит по содержанию другому слову, т.е. связь между словами должна содержать в себе нечто неожиданное, удивительное. Например:
Символическая аналогия
Часто образные символические аналогии подсказывают техническое решение.

Метод решения творческих задач<br>Личная аналогия (эмпатия)<br>Принцип отождествления себя с рассмат
48 слайд

Метод решения творческих задач
Личная аналогия (эмпатия)
Принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом,
попытка представить себе, что бы делал в создавшихся условиях;
актеры «вживаются» в образ своего героя, живут его чувствами, мыслями.

Что вы ели?
Чем занимались днём?
Где спали?
Что вы хотели получить от хозяина?
Кто ваш хозяин?

Метод решения творческих задач<br>Изменяемый объект представляют таким, каким бы хотели его видеть в
49 слайд

Метод решения творческих задач
Изменяемый объект представляют таким, каким бы хотели его видеть в идеальном случае, без учета реальных ограничений. Задача решается в фантастических условиях, при наличии любых источников энергии и действии любых "физических" знаков,
с приглашением для решения задачи «джинов» и пр.
После формулировки фантастической аналогии смотрят, что мешает перенести найденное решение в реальные условия и пробуют обойти эту помеху.
Фантастическая аналогия

<br>Широкий<br> кругозор<br>Умение <br>абстраги-<br>роваться<br>Привычка <br>находить<br>необычное<b
50 слайд


Широкий
кругозор
Умение
абстраги-
роваться
Привычка
находить
необычное
в обычном

Способность
отходить
от навязчивых
идей
Этими качествами нужно
обладать синектору
Глубокое
знание
в разных
сферах
Неудержимая
фантазия

Суть метода<br>Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения <br>аналогов в разных област
51 слайд

Суть метода
Нахождение близкого по сущности решения путем нахождения
аналогов в разных областях знаний, или исследование объекта
в изменённых условиях,
вплоть до фантастических.
Цель:
усовершенствовать
водные лыжи.

Поиск аналогов...

Основа метода<br>Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи – <br>связи между
52 слайд

Основа метода
Метод основан на свойстве мозга устанавливать ассоциативные связи –
связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями. Отдельное слово, наблюдение могут вызвать в сознании воспроизведение раннее пережитого, и "включить" информацию прошлого опыта для решения поставленной задачи. Поэтому аналогия - хороший возбудитель ассоциаций, которые стимулируют творческие возможности.
Метод решения творческих задач

- это<br>Метод решения творческих задач<br>Умозаключение по аналогии<br> это когда полученное из рас
53 слайд

- это
Метод решения творческих задач
Умозаключение по аналогии
это когда полученное из рассмотрения объекта знание переносится на менее изученный объект,
сходный по существенным свойствам.
Пример аналогии в технике:
многие технические объекты
построены по аналогии с
биологическими
Конструкцию лопастей
вертолёта "позаимствовали"
у стрекозы
По аналогии
с полётом
птицы был придуман аэроплан

54 слайд

55 слайд

56 слайд

57 слайд

58 слайд

59 слайд

60 слайд

61 слайд

62 слайд

63 слайд

64 слайд

65 слайд

Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века.<br>Авторо
66 слайд

Метод морфологического анализа в его современном виде появился в 30-х годах прошлого века.
Автором метода является Фриц Цвикки, швейцарский астроном, который использовал данный подход в ракетостроении.
Благодаря методу морфологического анализа он смог за короткое время получить большое количество оригинальных технических решений.

Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфо
67 слайд

Метод морфологического анализа предполагает специальную систематическую и планомерную работу с морфотаблицами и морфологическим ящиком.
Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта.
Морфологический анализ основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект. Комбинируя варианты элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Последовательность действий при морфологическом анализе:<br><br>1. Точно сформулировать проблему.<br
68 слайд

Последовательность действий при морфологическом анализе:

1. Точно сформулировать проблему.
2. Определить важнейшие элементы.
3. Определить варианты исполнения элементов.
4. Занести их в таблицу.
5. Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
6. Выбрать оптимальный вариант.

Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали
69 слайд

Морфологическую таблицу можно представить в виде двух осей координат – по вертикали и по горизонтали:
.
А
В
1
2


1
2


А1+В2=А1В2

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель. <br>1. Основная цель многофункцио
70 слайд

Для примера возьмем ставшую популярной многофункциональную мебель.
1. Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.
2. Основные элементы, которые мы разделим на 2 категории: для хранения одежды и вещей – шкаф, полки, тумбочка; и для отдыха и удобства – кровать, стул, стол.

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:<br>А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А
71 слайд

Объединяя объекты по горизонтали и по вертикали мы получаем:
А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол
Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол
В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол.

Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами можно переходить к более сло
72 слайд

Усвоив принцип использования морфологического анализа, овладев приемами можно переходить к более сложной работе с морфологическим ящиком.
Морфологический ящик состоит из трех или более осей координат, на которых отложены различные показатели. На этом этапе начинается уже самое настоящее изобретательство, сочинительство, творчество.

Например, можно предложить изобрести новый необычный стул. По одной оси (1, 2, 3,…) отложить форму (
73 слайд

Например, можно предложить изобрести новый необычный стул. По одной оси (1, 2, 3,…) отложить форму (округлая, прямоугольная, треугольная и т.д.), по второй (а, б, в, …) – материал (дерево, глина, стекло и т.д.), а по третьей (I, II, III, …) – стиль (русский терем, подводное царство, космос и т.д.).

Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соеди
74 слайд

Чтобы заработал морфоанализ, произвольно выбираем по одному показателю с каждой оси. Например, соединяем 1-в-II: округлая форма, стекло, подводный мир. Как может выглядеть такой стул? Можно сделать его из голубого стекла и украсить ракушками, рыбками, водорослями. А можно… сделать его прозрачным и устроить внутри настоящий аквариум!

75 слайд

76 слайд

Отзывы на uchebniki.org.ua "Современные образовательные технологии как средство реализаци ФГОС, или мастерство учителя: технология развития креативного мышления." (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация