Презентация "Литературный портрет поэта "Серебряного века" Н. С. Гумилёва"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 37
Презентация для классов "Презентация "Литературный портрет поэта "Серебряного века" Н. С. Гумилёва"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Приложение А
Н.С.Гумилев.
(1886-1921)
Литературный портрет
Жизнь и творчество русского поэта «серебряного века»
Николай Степанович Гумилев родился 15 (3) апреля 1886 г. в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе.
Отец поэта –
Гумилев Степан Яковлевич (1836-1920)
Будущий поэт родился в селе Жолудево, Спасского уезда,
Рязанской губернии, где родитель его служил
в приходе дьяконом. По профессии был военным врачом.
Мать Николая Гумилева —
Гумилева (Львова) Анна Ивановна (1854-1942)
Происходила из старинного дворянского рода. Получила домашнее воспитание с гувернанткой, свободно говорила по-французски, много читала, любила трогательные романы Марлига и Вернера.
Первое стихотворение публикует в "Тифлисском листке" (1902), а в 1905 г.- целую книжку стихов "Путь конквистадоров". С тех пор, как сам позже заметил, им целиком завладевает "наслаждение творчеством, таким божественно-сложным и радостно-трудным".
С 1900-1903 гг. Гумилёв жил в Грузии, куда получил назначение отец. Но детские годы провел в Царском Селе, здесь же в 1903 г. поступил в гимназию, директором которой был известный поэт Иннокентий Анненский, оказавший на своего ученика большое влияние. Учился Гумилев, особенно по точным наукам, неохотно, поскольку рано осознал себя поэтом, и успехи в литературе были его единственной целью.
В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с гимназисткой А. А. Горенко, будущей Анной Ахматовой. Чувство к ней во многом определило женские образы первого сборника стихов «Путь конкистадоров».
Увидев её, 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.
В Париже издавал журнал «Сириус», активно общался с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.
Творческое воображение пробудило в Гумилеве жажду познания мира.
После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, в Сорбонну. К этому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма Валерием Брюсовым.
У Гумилёва была мечта – поехать в Африку, об этом он сообщил отцу, но тот категорически был против, аргументируя тем, что в семье нет средств.
Тем не менее Коля, невзирая ни на что, в 1907 году пустился в путь, сэкономив необходимые средства из ежемесячного родительского пособия. Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо всем увиденном: как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами, как разделял с ними их скудную трапезу.
В 1908 г. вышла вторая поэтическая книга Гумилева – «Романтические цветы» с посвящением будущей жене Анне Горенко. Вернувшись в Россию, Гумилев живет в Царском Селе, учится на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах Петербургского университета, но так и не оканчивает курса. Он входит в литературную жизнь столицы, печатается в различных журналах, выступает как критик в газете «Речь».
С 1909 г. Гумилев становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», где ведет раздел «Письма о русской поэзии».
В 1908 г. Гумилев снова направился в Африку, на сей раз добрался до Египта. А в начале 1910 г., наконец, побывал в центре материка - в Абиссинии. Причем достиг ее в ужасном состоянии - в изорванной одежде, с воспаленными глазами, больной ногой, - о чем сообщил потом поэту М. Кузмину. Первым знакомством с эфиопами увлечение Африкой не окончилось.
По собственному почину Гумилев организует ещё одну экспедицию в 1913 г. в Абиссинию. Недавно найденный дневник этого путешествия рассказывает о тяготах и лишениях пути, общении с местными жителями, их быте, традициях, абиссинской природе. Не случайно Гумилев в одном из своих стихотворений писал о петербургском музее этнографии:
«В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я отрадней его»
Свое путешествие в Абиссинию Гумилёв описал в одном из лучших стихотворений — «Пятистопные ямбы», носящем отчетливо выраженный автобиографический характер и вошедшем в сборник «Колчан»:
Я помню ночь, как черную наяду,
В морях под знаком Южного Креста.
Я плыл на юг; могучих волн громаду
Взрывали мощно лопасти винта,
И встречные суда, очей отраду,
Брала почти мгновенно темнота.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Но проходили месяцы, обратно
Я плыл и увозил клыки слонов,
Картины абиссинских мастеров,
Меха пантер — мне нравились их пятна —
И то, что прежде было непонятно,
Презренье к миру и усталость снов.
Вернувшись в Петербург, издает сборник стихов «Жемчуга» (1910), который принес ему широкую известность. Книга была посвящена В. Брюсову, которого автор назвал своим учителем.
Отмечая романтизм стихотворений, включенных в сборник, Брюсов писал: « Явно окреп его стих. Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все стихотворения написаны прекрасно обдуманными и утонченно звучащими стихами». Также в 1910 году он женится на Анне Горенко (Ахматовой).
В 1911–1912 гг. Гумилев отходит от символизма. Вместе с поэтом Сергеем Городецким он организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления – акмеизма. Акмеисты противопоставляли себя не только символистам, но и футуристам. Они признавали «ясность, простоту, утверждение реальности жизни», отвергая «обязательную мистику» символистов.
В статье «Наследие символизма и акмеизм» Гумилев объявил акмеизм наследником закончившего «свой круг развития» символизма и призвал поэтов вернуться к «вещности» окружающего мира. «Я боюсь всякой мистики, - писал поэт, - боюсь устремлений к иным мирам, поэтому не хочу выдавать читателю векселя, по которым расплачиваться буду не я, а какая-то неведомая сила».
Первым акмеистическим произведением Гумилева считали «Блудный сын», написанную в 1911 году и включенную в вышедшую через год его первую «акмеистическую» книгу стихов «Чужое небо» (1912).
В 1912 г. у Гумилева и Ахматовой рождается сын Лев.
В 1914 г. в первые же дни мировой войны поэт уходит добровольцем на фронт, несмотря на то, что был полностью освобожден от воинской службы.
К началу 1915 г. Гумилев уже награжден двумя Георгиевскими крестами.
В 1917 г он оказывается в Париже, затем в Лондоне. Здесь, по мнению некоторых биографов, Гумилев выполнял некоторые особые задания. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондола» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста» и другие произведения, вошедшие в сборник «Костер»
Октябрьская революция застала Гумилева за границей. Он жил в Лондоне и Париже, занимался восточной литературой, переводил, работал над драмой «Отравленная туника».
В 1918 г. Гумилев возвращается в Россию и становится одной из заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит Петроградским отделением Союза поэтов, работает с молодыми поэтами в студии «Звучащая раковина».
В 1918 г. Гумилев разводится с Ахматовой, а в 1919 г. женится второй раз, на Анне Николаевне Энгельгардт. У них рождается дочь Елена. Анне Энгельгардт-Гумилевой посвящен сборник стихов «Огненный столп», который был опубликован уже после смерти поэта.
3 августа 1921 г. Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре профессора Таганцева (дело это, как считает сегодня большинство исследователей, было сфабриковано). По приговору суда он был расстрелян. Точная дата расстрела не известна. По словам Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом. Могила поэта не найдена.
Гумилев погиб в расцвете творческих сил. В сознании современников его судьба вызывала ассоциации с судьбой поэта другой эпохи – Андрэ Шенье, казненного якобинцами во время Великой французской революции. Шестьдесят пять лет имя Гумилева оставалось под строжайшим официальным запретом.
Анализ творчества Н. Гумилёва
Поэзия Гумилева в разные периоды его творческой жизни сильно отличается.
Иногда он категорически отрицает символистов, а иногда настолько сближается с их творчеством, что трудно догадаться, что все эти замечательные стихотворения принадлежат одному поэту.
Ранний Гумилев тяготел к поэзии старших символистов Бальмонта и Брюсова, увлекался романтикой Киплинга, и в то же время обращался к зарубежным классикам: У. Шекспиру, Ф. Рабле, Ф. Вийону, Т. Готье и даже к произведениям Некрасова.
Позже он отошел от романтической декоративности экзотической лирики и пышной яркости образов к более четкой и строгой форме стихосложения, что и стало основой акмеистического движения.
Он был строг и неумолим к молодым поэтам, первый объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно так же учиться, как учатся музыке и живописи. Талант, чистое вдохновение должны были, по его пониманию, обладать совершенным аппаратом стихосложения, и он упорно и сурово учил молодых мастерству.
Стихотворения акмеистического периода, составившие сборник “Чужое небо”, подтверждают такой трезвый, аналитический, научный подход Гумилева к явлениям поэзии. Основные положения новой теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм”. “Новому направлению” было дано два названия: акмеизм и адамизм (с греческого - “мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”).
Главным их достижением Гумилев считал признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого”. Также к этому периоду относится написание Гумилевым серьезной критической работы “Письма о русской поэзии”, опубликованной позже в 1923 году.
Некоторые говорят, что Гумилёв так увлёкся экзотическими странами, конкистадорами, жирафами, островом Чад, «брабанскими манжетами» романтических капитанов, Африкой и Востоком, что не успел сказать о России.
Это и так и не так. Во-первых, замечательно, что в русской поэзии есть поэт с таким самобытным дарованием, устремлённым к дальним странам, это только обогащает русскую поэзию. Гумилёв родился в Кронштадте в штормовую ночь – ему на роду было написано любить моря. У него дед был морским офицером, дядя – адмиралом.
Во-вторых, конец XIX века, как и конец XX, в искусстве настоятельно требовал каких-то новых форм, тем, прорывов. В Европе многие художники, композиторы, писатели такой прорыв искали в экзотическом материале (Гоген, Дебюсси, Киплинг). Так что Гумилёв действовал в духе общих поисков своего времени.
А в-третьих, Гумилёв много чего сказал о России. Его книга «Костёр» очень русская. Приведём несколько строк из сборника:
Я ребёнком любил большие,
Мёдом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога. («Детство»)
Крест над церковью взнесён,
Символ власти ясной, отеческой,
И гудит малиновый звон
Речью мудрою, человеческой. («Городок)
Гумилёв стремился сказать о своей Родине полнее и пронзительнее, но признавал, что его дарование в другом. В стихотворении «Стокгольм» он об этом скажет:
И понял, что я заблудился навеки
В слепых переходах пространств и времён,
А где-то струятся родимые реки,
К которым мне путь навсегда запрещён.
Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.
Стихотворение «Память» заканчивается явлением неведомого странника с закрытым лицом:
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но всё пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
Кто этот путник? Ахматова отвечала однозначно: Смерть. Современный комментатор также однозначен: Христос. И ещё можно добавить, что, согласно магическим концепциям, лев и орёл соответствовали Солнцу. Гумилёв намерено неоднозначен. «Путник» – и то, и другое, и третье, и ещё, и ещё. Ряд этот принципиально нескончаем, его можно длить и длить».
Алексей Толстой. Николай Гумилев
«Смерть всегда была вблизи него, думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужествен и упрям. В нем был постоянный налет печали и важности. Он был мечтателен и отважен - капитан призрачного корабля с облачными парусами. В нем соединялись мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего с медалью царско-сельскую гимназию, и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя «Цеха поэтов».