Консультация для педагогов: "Организация центров науки и естествознания (экспериментирования) и изобразительного искусства"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 45
Презентация для классов "Консультация для педагогов: "Организация центров науки и естествознания (экспериментирования) и изобразительного искусства"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ОРГАНИЗАЦИЯ центров науки и естествознания (экспериментирования) и изобразительного искусства
подготовила: Шалаева Ирина Анатольевна, воспитатель подготовительной группы №2 «Колокольчики», первая квалификационная категория
Согласно концепции построения развивающей среды в дошкольном учреждении умело организованная окружающая среда
более чем на 50% снимает конфликтность в общении детей, снимает синдром тревожности в отсутствии близких взрослых, способствует адаптации в коллективе, вызывает желание быть вместе со сверстниками.
Развивающая предметно-пространственная среда – естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды.
Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции - экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
место для приборов;
место для хранения материалов (природного, «бросового»);
место для проведения опытов;
место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми:
средствами познавательной деятельности;
способам действий;
обследованию объектов;
расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Что можно сказать о данном центре?
Достоинства (для детей):
Открытые полки без дверей;
Нет избыточности;
Объемно.
Недостатки (для детей):
Нет места для исследований;
Закрытые банки;
Высокие ярусы полок;
Схемы над шкафом детям не видны.
Центр продуктивной и творческой деятельности или центр художественного творчества выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении.
Здесь воспитанники в свободное время рисуют, раскрашивают, лепят, выполняют аппликационные работы.
В распоряжении детей представлен разнообразный изобразительный материал:
мелки,
акварель, гуашь
бумага разной фактуры, размера и цвета,
картон, дидактические игры и мн.др.
Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла (полочка красоты).
В центре должны присутствовать альбомы с образцами народно-прикладного искусства, иллюстрации известных художников.
Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) выставляются на всеобщее обозрение на специальном стенде, к которому имеется свободный доступ детей.
Но это будут «мертвые» пространства если…..
…..не предоставить детям возможность оставить в них свой «след» через:
возможность выбора материала и деятельности;
права проявить себя свои способности;
выразить свое отношение к событиям, происходящим с ним или его окружением;
обозначать свои достижения, желания, намерения.
А именно детям
необходимо пространство для самовыражения!!!
Условия, при которых среда «разговаривает» голосом ребенка:
Легко оставить свой «голос» (след);
Доступно – в поле зрения и досягаемости;
Введение ритуалов и традиций;
Добровольность;
Безоценочное отношение к репликам;
Поддержка педагога;
Поддержка детей и взрослых – умение радоваться успехам других;
Постоянство.
п. 3.1.
Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях … на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям
п. 3.2.1.
1) Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
На что следует обращать внимание:
эмоциональную атмосферу в группе;
стиль общения взрослого с детьми (авторитарный, демократический, попустительский);
занятую педагогом позицию, исполняемую роль (партнер, помощник, организатор, контролер, учитель и т.д.);
соблюдение закономерностей чередования видов деятельности;
обеспечение ситуации успеха для каждого ребенка;
наличие у воспитанников собственной цели в осуществляемой деятельности;
наличие у детей интереса к деятельности;
отсутствие у детей страха перед ошибкой или неверным ответом и др.