Презентация к мастер -классу для родителей "Формирование фонематических представлений у дошкольников с ТНР"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 52
Презентация для классов "Презентация к мастер -классу для родителей "Формирование фонематических представлений у дошкольников с ТНР"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
мдоу «Детский сад №6»
Мастер-класс
для родителей
Формирование фонематических представлений у дошкольников с ТНР
учитель-логопед
Нилогова Я.В.
Цель : применение родителями полученных знаний на практике (при занятии с ребенком дома)
Дать понятие фонематических представлений: фонематического слуха и навыка звукового анализа.
Объяснить необходимость развития фонематических процессов.
Познакомить с играми на развитие фонематических процессов на практике.
Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что мы произносим,- это звуки. Очень важно, что бы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи.
Это необходимо для:
Обучения чтению
Грамотному письму в школе
Изучения родного языка
Правильного звукопроизношения-контроля за своей речью
Фонематический слух
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.
Фонематический слух - это врождённая способность, позволяющая:
узнавать наличие данного звука в слове;
различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (БАНКА-КАБАН, НОС-СОН);
различать слова, отличающиеся только одной фонемой (СЫР - СОР, БОЧКА - ПОЧКА).
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Звуковой анализ
Звуковой анализ- приобретенный навык, его необходимо формировать. Звуковой анализ позволяет:
Последовательно выделять отдельные звуки в слове;
Определять порядок звуков в слове;
Различать звуки по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твёрдый – мягкий, звонкий-глухой).
Запомните!
Гласные звуки- это звуки при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос.
А, О, У, Ы, Э, И
Если гласный говорят -
Нет во рту у нас преград.
Согласные звуки- звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, которые образуются в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, нёбо.
Б, В,Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО ТВЁРДЫЕ ЗВУКИ
Ж, Ш, Ц
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ТОЛЬКО МЯГКИЕ ЗВУКИ
Й, Ч, Щ
Если согласный сказать надо
Во рту возникает преграда.
Цветовые обозначения звуков
- обозначают согласные мягкие звуки
- обозначают гласные звуки
- обозначают согласные твёрдые звуки
Делим слова на слоги-слоговой поезд
Паровозик и вагончики.
Детям предлагаются картинки. Ребёнок называет слово, затем делит его на слоги, присоединяя к нужному вагончику. Если в слове 1 слог, то картинка поедет в 1 вагончике, если 2 слога – во 2 вагончике и т.д
Рефлексия
Анкета для родителей («Фонематические представления»)
Интересно ли вам было принять участие в мастер-классе для родителей?
Да______________ Нет_____________
Что же такое «фонематический слух»? (своими словами)
__________________________________________________________
Будете ли вы использовать предложенные игры для занятий с ребенком дома?
Да_______________ Нет______________
Используемая литература
1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г. 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.
Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 28.11.2021).