Презентация-лекция «Аннотирование как результат аналитико-синтетической переработки информации»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 46
Презентация для классов "Презентация-лекция «Аннотирование как результат аналитико-синтетической переработки информации»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Обоянский филиал ОБПОУ «Курский колледж культуры»
Аннотирование
как результат аналитико-синтетической
переработки информации
Опорный конспект лекции
Обоянь, 2021
Определение понятия «аналитико-синтетическая переработка информации»
Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующем запросу
Суть процессов аннотирования и реферирования
При аналитико-синтетической переработке первичных документов проводят качественный отбор информации и представляют ее в сжатой, свернутой форме
Результат АСПИ – реферат и аннотация
Аннотация отвечает на вопрос: «О чём говорится в документе?»
Реферат отвечает на вопрос: «Что говорится в документе»
Понятия «аннотация» и «аннотирование»
Аннотация – краткая характеристика первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей
Аннотирование – процесс аналитико-синтетической переработки информации первичного документа, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру, наиболее существенные стороны содержания и достоинства
Основные функции аннотации:
Сигнальная – аннотация представляет информацию о документе и дает возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа
поисковая – аннотация используется в информационно-поисковых, в т. ч. в автоматизированных системах для поиска документов
Структура аннотации
включает в себя следующие сведения об аннотируемом документе:
об авторе
о содержании
о типе
об основной теме, проблемах и объекте документа
о цели работы и ее результатах
о новизне и достоинствах документа
о научном и практическом значении для целевой аудитории
Пример справочной аннотации
Парандовский, Я. Алхимия слова. Петрарка. Король жизни : перевод с польского / сост. и вступ. ст. С. Бэлзы ; ил. П. Сацкого. — Москва : Правда, 1990. – 656 с. : ил. – Текст (визуальный) : непосредственный.
В книгу известного современного польского прозаика, лауреата Государственной премии ПНР Яна Парандовского (1895–1978) вошли: «Алхимия слова» (1951) – блестящий трактат о писательском искусстве, о
том, как воплощаются творческие замыслы в произведениях. В нём дается анализ писательского искусства на примерах выдающихся писателей различных эпох от Эсхила до Горького: «Петрарка» (1956) – романизированная биография великого итальянского поэта Возрождения; «Король жизни» (1930) – увлекательное жизнеописание
Оскара Уайльда».
Пример рекомендательной аннотации
Роман «Отверженные» Виктора Гюго – один из лучших романов классика. Автор описывает события во Франции от времен Ватерлоо вплоть до 1830 г. В первых главах романа мы знакомимся с епископом Бьенвеню – человеком, который вел смиренный образ жизни. Однажды он приютил у себя беглого каторжника Жана Вальжана, который сбежал от него, прихватив с собой серебряные подсвечники. Каторжника поймали и привели к епископу, но тот вместо того, чтобы обвинить преступника, защитил его и подарил подсвечники. Именно с этого момента и начинается преображение бывшего преступника. На протяжении романа он повстречает милую Козетту, которая станет ему как дочь, встретится с жандармом Жавером, который будет всеми силами стараться поймать Жана. На страницах книги мы повстречаем малыша Гавроша, Мариуса Понмерси и многих других персонажей, каждый из которых обладает неповторимыми чертами характера. В этом романе есть все: любовь, ненависть, борьба добра и зла, храбрость, упрямство, непоколебимость. После прочтения этого романа вы не останетесь равнодушными и задумаетесь о многом.
Основные этапы аннотирования
1. Общий анализ документа и определение его информативности
2. Анализ всех частей документа
3. Синтезирование свернутой информации
4. Редактирование текста аннотации
5. Запись и оформление аннотации
Общий анализ документа
Оценка информационной значимости документа
2. Анализ содержания документа с целью выявления наиболее существенных сведений
2.1. Ознакомление с документом
- изучение титульного листа (ознакомление с заголовком, заглавием, сведениями об издании, выходными данными)
- ознакомление с особенностями художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления (рубриками внутри текста; иллюстрациями, приложениями и др.)
- ознакомление со справочным аппаратом издания (введением, предисловием, оглавлением, заключением или основными выводами, примечаниями, указателями и др.)
2.2. Выявление существенных сведений о документе
- определение вида издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск сериального издания)
- выявление темы, проблемы, области науки
- определение новизны и отличительных особенностей издания (особое внимание уделяется новой информации, принципиальным
положениям, вновь предлагаемым методикам)
- установление целевого и читательского назначения документа
- ознакомление со структурой издания и группировкой материала
3. Изучение дополнительных источников, выявленных на основе справочных изданий и библиографических пособий
- книг и публикаций других авторов по аналогичной тематике
- рецензий, критических статей
- работ по истории науки и культуры
- биографических изданий
4. Отбор сведений, характеризующих сущность аннотируемого произведения
5. Обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации
6. Литературное редактирование и оформление аннотации
Составление
рекомендательной и справочной аннотаций
с использованием формализованной схемы
Формальный – означает «составленный по форме»
Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях и утверждениях
Формализованный – представленный в виде формальной системы
Формализованные библиографические сведения – сведения, последовательность и (или) форма предоставления которых установлена стандартом и (или) другими нормативными документами
Формализация – процесс предоставления информации в формализованном виде, в частности, посредством формализованных библиографических сведений
Сущность формализованных методов аннотирования – в том, что при составлении аннотации используются заранее заданные некоторые формальные правила, которые регламентируют деятельность человека при аннотировании
Назначение формализованных методов аннотирования состоит
- в снижении субъективности действий человека
- в сокращении временных и интеллектуальных затрат на составление аннотации
- в предотвращении случаев пропуска существенно-значимых сведений
Одним из формализованных методов аннотирования является поаспектный анализ документа
Для составления справочных и рекомендательных аннотаций применяются специальные планы-макеты
План-макет поаспектного анализа документа
при составлении справочной аннотации
1. Сведения об авторе
2. Сведения о форме (жанре) первичного документа
3. Предмет или тема первичного документа
4. Время и место исследования
5. Характеристика содержания аннотируемого документа
6. Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
7. Характеристика справочного аппарата издания
8. Целевое и читательское назначение документа
План-макет поаспектного анализа документа
при составлении справочной аннотации
1. Сведения об авторе
2. Краткая характеристика творчества автора
3. Характеристика аннотируемого произведения
4. Оценка произведения
5. Стилистические особенности произведения
6. Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления
7. Целевое и читательское назначение документа
Последовательность изложения аспектов в аннотации сохраняется даже при отсутствии в документе каких-либо аспектов
Технология формализованного аннотирования предусматривает выполнение следующих операций:
1. Составление библиографического описания первичного документа
2. Анализ текста первичного документа
3. Синтез текста
4. Редактирование предложений, извлечённых из текста первичного документа
5. Запись и оформление аннотации
Устойчивыми признаками аспектов содержания являются маркеры
Маркер – характеристическое слово и словосочетание, однозначно определяющее тот или иной аспект содержания
Каждый аспект обладает своим специфическим набором маркеров
Перечень маркеров, облегчающих выявление основных аспектов содержания аннотируемых документов
при составлении справочной аннотации
Наименование аспекта: Маркеры:
1. Сведения об авторе
1.1. Профессия
1.2. Ученая степень, звание
1.3. Национальность
- Автор монографии – …
- Монография известного отечественного авиационного конструктора… посвящена…
- Авторы учебника – высококвалифицированные специалисты в области…
- Академик… посвятил свою монографию…
- Автор, доктор технических наук, профессор…
Наименование аспекта:
2. Форма (жанр) аннотируемого документа + предмет рассмотрения или тема документа
Маркеры:
Издание (монография, статья, учебник, практикум, словарь, руководство и т.п.) посвящено (представляет собой, содержит дает представление и т.п.)
В антологию вошли работы по проблемам… Сборник включает статьи, посвященные…
В справочнике нашли освещение вопросы…
Наименование аспекта:
3. Время исследования…
Маркеры:
- Хронологические рамки исследования – …
- Анализируемая работа содержит сведения за период…
Наименование аспекта:
4. Место исследования
Маркеры:
- Описывается способ…, разработанный в Курской сельскохозяйственной академии
- Эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Мценска Орловской области
Наименование аспекта:
5. Характер подачи материала
Маркер:
- Материал представлен в виде…
- Информация подается как…
- В монографии всесторонне анализируется…
- Сборник… - итог комплексного исследования…
- Обосновывается и раскрывается сущность проблемы…
- Рассматривается (обсуждается, ставится, дискутируется и т.п.) проблема…
Наименование аспекта:
6. Причины переиздания и отличительные особенности данного издания
Маркеры:
- Третье издание… включает новые разделы по…
- В переиздании… заново написаны главы о…, изменена структура…
- Новое издание отличается от предыдущего…
- В отличие от…, в состав нового издания вошли…
Наименование аспекта:
7. Характеристика справочного аппарата издания
Маркеры:
- Издание снабжено… (вступительной статьей академика…, предметным и именным указателями…)
- В состав справочного аппарата монографии вошли: …
- Пользование пособием облегчает справочный аппарат, включающий…
- Монография сопровождается списком литературы, включающим … названий
Наименование аспекта:
8. Читательский адрес и целевое назначение
Маркеры:
Книга представляет интерес для…
Издание адресуется…
Сборник трудов рассчитан (ориентирован, предназначен для…, может быть использован…, будет полезен…,
может быть рекомендован…)
Требования к тексту аннотации
1. Лаконичность аннотации при достаточной конкретности. В тексте аннотации, особенно справочной, «словам должно быть тесно, а мыслям – просторно»
2. Исключение стандартных формулировок («автор рассказывает», «автор повествует», «книга содержит». Замена формулировок краткой формой («рассказывается», «повествуется», «рассматривается», «рассмотрено», «изложено», «показано», «охарактеризовано»)
3. Целесообразно использование различных вариантов подачи материала: вопрос к читателю, сравнение с другими документами, выделение главной идеи
4. Необходимо избегать лишних слов, повторов, штампов, сложных придаточных предложений, длинных определений, неудачных выражений
5. Соблюдение согласования времени и единообразия глагольных форм. Особое внимание уделяется стилю написания аннотаций при составлении рекомендательных пособий
6. Употребление общепринятой научной терминологии, соответствующей современному уровню знаний. Пояснение малоизвестных или устаревших терминов
7. Грамматические ошибки и стилистические погрешности в аннотации недопустимы