Презентация : «Методы реабилитации и педагогической коррекции детей с аномалиями зрения»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 41
Презентация для классов "Презентация : «Методы реабилитации и педагогической коррекции детей с аномалиями зрения»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Методы реабилитации и педагогической коррекции детей с аномалиями зрения».
Александрова С.С
Учитель начальных классов.
МОУ СОШ №31
Г.Подольск
Зрение – это, важнейшее из чувств человека.
Оно позволяет получать 90% всей информации - образы, картины из внешнего мира, которые человек осмысливает и затем может вспомнить или воспроизвести.
Лишённый зрения человек не имеет того, к чему здоровые люди уже давно привыкли и даже не понимают, каким даром обладают.
В семье родился слепой малыш…
Осознание этого факта - сильнейший стресс для его близких.
Подобные переживания, как правило, усугубляются тревогой за будущее ребенка: как скажется этот дефект на умственном и физическом здоровье?
Сможет ли малыш нормально развиваться, учиться, общаться с другими людьми?
Для тифлопедагогики, как и для общей педагогики,
весьма важным является вопрос о том, как осуществляется процесс личностного развития детей с патологией зрения.
Коррекционное развитие ребенка - преодоление недостатков психофизического развития учащихся, связанных со зрительными нарушениями,
в результате активного взаимодействия социальных и биологических факторов, формирования нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития людей с нарушением зрения.
С точки зрения системного и комплексного подхода выделяет четыре важнейших формы организации.
В основе классификации: место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы:
1.Коррекционная направленность общеобразовательного процесса.
(осуществляется на всех формах занятий в специальных школах и ДОУ)
2.Специальные коррекционные занятия.
(ориентированы на определённый дефект и конкретное функциональное нарушение у ребёнка Методика этих занятий, коррекционные приёмы и способы направлены на преодоление психофизических недостатков в развитии, связанных с конкретным нарушением.)
3.Коррекционные занятия в семье.
(проводятся силами родителей. Важно чтобы коррекционные знания и умения детей, привитые им в специальной школе или ДОУ, закреплялись дома в познавательной, трудовой, игровой и другой деятельности.)
4.Самокоррекция.
(осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки преодоления недостатков в развитии, которые воспитанники получают на учебных занятиях,должны закрепляться и совершенствоваться в ходе самостоятельной познавательной, трудовой, игровой, коммуникативной и др. деятельности.)
В ходе психолого-педагогического анализа и практики обучения и воспитания детей с аномалией зрения создаются определённые рекомендации.
Педагогические и медицинские работники совместно решают проблемы утомляемости детей, освещённости помещений для занятий, специальной наглядности и средств обучения.
Роль специально направленного воспитания заключается в том,
чтобы создать наиболее полный комплекс разнообразных раздражителей, позволяющих слепому младенцу ориентироваться во внешнем мире.
Увеличение всевозможных раздражителей, возбуждающих слух, осязание, вкус, обоняние и приуроченных к определенным видам деятельности (сну, кормлению, купанию, прогулке и т.д.),
является необходимым условием для формирования и установления связей между различными объектами и действиями,
и готовит почву для продвижения в развитии и для формирования компенсации глубоких нарушений зрения.
Воспитание слепого и
слабовидящего ребенка дошкольного возраста направлено
на адаптацию к современным условиям жизни в обществе зрячих,
на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения,
активное участие в жизни семейного коллектива
и дошкольного учреждения.
Для родителей и воспитателей
это в первую очередь связано
с пониманием особенностей их возрастного развития и характерной специфики, возникшей у детей из-за глубоких нарушений зрения.
Слабовидящие или слепые люди обычно имеют повышенную чувствительность кожи или обостренный слух.
Научиться пользоваться этими особенностями помогает тифлопедагог.
Специалист формирует социальные навыки человека, обеспечивает ему возможность получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства. В задачи входит:
•нравственное и психологическое развитие личности;
•ознакомление с эстетическими категориями;
•выбор программы физической подготовки.
Чтобы эффективно организовать и провести целенаправленно коррекционно-педагогическую работу, тифлопедагог должен очень хорошо знать состав и структуру нарушенных зрительных функций школьника, квалифицированный подход поможет правильно и эффективно организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроке.
На каждого ученика делают подборку данных со следующими показателями:
1.Диагноз заболевания органа зрения;
2.Возраст и время утраты или нарушения зрения;
3.Нарушенные зрительные функции;
4.Коррекция;
5.Рекомендованные приборы, улучшающие зрение;
6.Номер парты (рабочего стола), её место в классе (в кабинете);
7.Режим зрительной или тактильной работы;
8.Режим физических нагрузок;
9.Сроки лечения. Время повторной явки к врачу.
В специальной общеобразовательной школе для слабовидящих, структура урока не может строиться без учёта целей коррекционно-педагогической работы.
Основные особенности структурного построения урока сводятся к следующему:
1. учёт специальных пропедевтических периодов в этапном построении занятий;
2. чередование зрительной и письменной (тактильной) работы учащихся со слуховым восприятием учебного материала;
3. включение в структуру урока зрительной гимнастики;
4. учёт темпа учебной работы в зависимости от уровня сформированности коррекционных умений и навыков учащихся.
Только совместная работа дошкольного учреждения и родителей позволяет более рационально подойти к процессу воспитания детей с нарушением зрения и обеспечить возможность самим детям быть с ней активными участниками, постепенно включая свое самосознание и самовоспитание.