«Системно-деятельный подход в развитии логических универсальных учебных действий у учеников начальной школы на уроках и внеклассных занятиях по математике»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 53
Презентация для классов "«Системно-деятельный подход в развитии логических универсальных учебных действий у учеников начальной школы на уроках и внеклассных занятиях по математике»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
практических достижений профессиональной деятельности учителя начальных классов
МБОУ «Школа № 21»
Квалификационная категория: 1
Профессиональное кредо:
«Учить ребят творить жизнь и самих себя, равняясь на высокие нравственные идеалы»
Педагогический стаж – 7 лет
ВОРОБЬЕВА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА
ТЕМА
«Системно-деятельный подход в развитии логических универсальных учебных действий у учеников начальной школы на уроках и внеклассных занятиях по математике»
Условия формирования личного вклада в развитие образования:
Научно-исследовательские:
изучение материалов по формированию УУД Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А.
анализ материалов работ по развитию интеллектуальных способностей Винокуровой Н.К.
изучение философских, психологических и иных аспектов учебной деятельности на основе работ Л.С. Выготского , А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.З. Зака.
Методические:
изучение тематических методических разработок Костроминой С.Н., Миронова А.В., Савенковой А.И., Максименко Н.А., Рудницкой В.Н.
Организационно-педагогические:
Работа в должности учителя начальных классов, проведение открытых уроков, участие в работе ШМО, прохождение курсов повышения квалификации и участие в тематических семинарах
Актуальность личного вклада в развитие образования:
Зачастую, развитие логических УУД учеников проходит без знания комплекса важных приемов, их сути и последовательности применения. Это ведет к тому, что логическое мышление в значительной мере развивается стихийно. При этом оказывается, что довольно многие логические приёмы, обладающие серьезным развивающим потенциалом, остаются часто не использованными, как в процессе овладения самой математикой, так и при изучении других школьных дисциплин.
Вышеизложенное говорит о необходимости целенаправленного активного развития мыслительных действий, положенных на специальные предметные УД. В таком случае происходит эффективное изучение предметного математического материала и возникает более широкая возможность переноса умственных действий на другой предметный материал. Этого требует и введение ФГОС ООО.
Теоретическое обоснование личного вклада
в развитие образования:
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Выготского Л.С., Давыдова В.В., Эльконина Д.Б., Гальперина П.Я., полагавших, что деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней, предметной , во внутреннюю, психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной.
Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Л.С. Выготский
В.В. Давыдов
Д.Б. Эльконин
П.Я. Гальперин
Цель и задачи педагогической деятельности:
Цель: Формирование системы развития логического мышления на всех этапах обучения с применением теории содержательных обобщений и теории поэтапного формирования умственных действий и деятельностного подхода.
Задачи:
анализ существующей программы в части развития логических УУД на предмет внесения необходимых дополнений;
изучение и внедрение в образовательный процесс наиболее эффективных с позиции системно-деятельностного подхода организационных форм и методов урочной и внеурочной работы;
в рамках деятельностного подхода - изыскание возможностей для внедрения на каждом урок решения логических, проблемных задач, задач логического конструирования.
Ведущая педагогическая идея:
«Формирование логических универсальных учебных действий как один из важнейших аспектов интеллектуального развития учащихся, формирования общей интеллектуальной культуры учащихся и качеств мышления, необходимых для полноценной жизни в обществе»
«Логика - это наука о законах правильного мышления, требованиях, предъявляемых к исследовательскому и доказательному суждению» (И. Кант)
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования:
На уроках математики отдается предпочтение следующим методам:
- совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций;
- широкое использование метода обратной задачи;
- применение деформированных упражнений;
- укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
- одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.
Наглядное иллюстрирование взаимно - обратных операций заставляет ученика применять рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования:
Основная работа для развития логического мышления ведется с задачей, т.к. в любой задаче заложены широкие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. Это:
- работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- решение задач разными способами. Данное умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
- правильно организован способ анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу.
- представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которых нужно обязательно представить, а которые можно опустить.
- самостоятельное составление задач учениками.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования:
При решении занимательных задач преследуются следующие цели:
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
- развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
- поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
- развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
- подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования:
Описанный комплекс методов и задач поддерживает основной подход обучения школьников при внедрении новых образовательных стандартов — деятельностный, средствами которого являются такие технологии и методы обучения, которые позволяют достичь личностных и метапредметных результатов.
Овладение приёмами умственной деятельности и обобщёнными действиями в начальных классах даёт возможность постепенно вводить детей в мир математических понятий, терминов, символов, т.е. мир теоретических знаний, и способствовать тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления.
Таким образом, развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике является основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой.
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны:
Проведение уроков по повторению и обобщению пройденного материала (развитие навыка обобщения).
Урочные и внеурочные творческие занятия (развитие умений анализировать и делать выводы).
Уроки развития (содержанием их могут быть вопросы, связанные с обеспечением психологически — комфортного режима умственного труда)
Урочные и внеурочные уроки – лабораторные (самостоятельное получение данных для задач).
Наряду с этим, при системно-деятельностном подходе в преподавании математики (ключевом подходе при введении ФГОС), на каждом занятии изыскивается возможность для решения логических, проблемных задач, задач логического конструирования. Большим развивающим потенциалом обладают нестандартные задачи, задачи занимательного характера, решение которых не только способствует развитию логического мышления школьников, но и в игровой форме воспитывает их интерес к предмету.
Динамика уровней развития логических УУД учащихся:
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Качество освоения логических умений по видам:
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности:
Механизм внедрения практических достижений реализуется в основном через ШМО и НЦНО.
Так, например, в октябре 2014 г. подготовлено и проведено выступление по теме: «Формирование УУД на уроках в начальной школе в свете требований ФГОС».
В мае 2015 г. подготовлен и направлен «Отчет для НОУ НЦНО по результатам апробации материалов мониторинга «Мои достижения» в начальной школе».
Адресная направленность личного вклада: опыт доступен учителю с любым стажем работы и может быть совмещен с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания.
Трудоемкость заключается в организации регулярного мониторинга уровня логических УУД учащихся в целях своевременного внесения необходимых корректировок в учебные программы и методики.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Проблемы сознания. Собр. сочинений. – М.: 1982, т.1
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Винокурова Н.К. Магия интеллекта, или Книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М.: Эйдос, 1994.
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение; Владос, 1994.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.: Учебная литература, дом «Фёдоров», 2008.
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
- Рудницкая В.Н. Программа четырёхлетней начальной школы по математике проект «Начальная школа XXI века» - М.:Вентана-Граф, 2011.