Презентация "Система коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе".
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 49
Презентация для классов "Презентация "Система коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе"." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ГБОУ ЛНР «БСКОШИ»
Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Практический психолог: Порубенко Н.А
Оценочный критерии результатов учащихся на начало,
и конец года производить по четырём уровням:
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
Результаты вносятся в протокол.
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Общая осведомленность.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок легко и быстро ориентируется в социально-бытовой ориентировке. Владеет знаниями о предметах и явлениях окружающего мира, имеет социальную направленность имеющихся представлений. Знает фамилию, имя, отчества себя и своих родителей. Знает свой возраст. Называет точную дату рождения. Называет адрес. Перечисляет не менее 5 городов, стран, названий растительного и животного мира.
3 – средний уровень.
Знает свою фамилию, имя, отчество, при произнесении может переставлять их местами. Называет возраст, состав семьи. Устанавливает простые родственные связи в 1-2 поколениях. При назывании адреса нуждается в организующей помощи или допускает ошибки, затрудняется назвать дату рождения.
2 – уровень ниже среднего
Сведения о себе и своей семье сообщает частично: называет только имя и фамилию (не дифференцирует их, называет спряжено), знает имена родителей, бабушек, дедушек, но не может назвать их возраст, адрес, профессию. Простые родственные связи устанавливает или опирается на выбор из 3-4 вариантов. Ограниченно или не точно называет города, страны, путает их.
1 – низкий уровень.
Имеются элементарные сведения о себе и своей семье, которые ребенок сообщает только после многократного повторения инструкции или ее переформулировании. Простые родственные связи установить затрудняется, выбор из 3-4 предложенных вариантов осуществляет наугад. Сведения о городах, странах, профессиях, деятельности людей конкретны и ограничены, слабо дифференцированы.
Зрительное восприятие.
4 – уровень выше среднего.
Цветоразличение сформировано: перечисляет цвета и большинство оттенков одного цвета. Называет геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, ромб, трапеция), обозначает объемные геометрические тела (шар, куб, пирамида, конус). Предметный гнозис сформирован. При узнавании контурных, недорисованных,
«зашумленных», разрезанных изображений быстро и точно определяет предмет. Сюжетное изображение рассматривает целостно, охватывая эмоциональный подтекст.
3 – средний уровень.
Самостоятельно называет основные цвета и некоторые их оттенки. Дифференцирует плоские геометрические формы, может назвать объемные геометрические тела (шар, куб, пирамида). Называет предметы ближнего окружения. Узнает недорисованные и «зашумленные» изображения, обозначая их словом, в большинстве заданий (5 из 6). В сюжетном изображении выделяет существенные связи и отношения.
2 – уровень ниже среднего
Знает названия основных цветов. Оттеночные цвета определяет по названию, самостоятельно называет некоторые из них. Дифференциация геометрических фигур и геометрических тел затруднена; называет только плоскостные фигуры, может путать по названию треугольник и прямоугольник. Предметные изображения обозначает правильно, но при усложнении образов допускает ошибки. Сложные варианты восприятия (недорисованные, наложенные, разрезанные на части, перевернутые другим ракурсом) .
1 – низкий уровень.
Основные цвета соотносит, по названию путает (чаще синий-зеленый). Оттенки по названию определяет не уверенно, путает их. Предметный гнозис не точен, многие предметы назвать затрудняется. Геометрические фигуры называет не все. При восприятии наложенных, контурных, с измененным ракурсом фигур выделяет только фоновые или основные изображения; обозначает их не всегда правильно. Сюжетную линию в изображении не выделяет, перечисляет отдельные предметы и их действия.
Слуховое восприятие.
4 – уровень выше среднего.
Быстро и точно дифференцирует звуки. Устную инструкцию понимает с первого раза, не допуская перефразии. Повторяет ритм точно и быстро.
3 – средний уровень.
Понимает обращенную речь. При восприятии постой инструкции действует быстро и точно, усложнение речевого высказывания может привести или к повторению фразы, или к просьбе уточнить инструкцию. Ритмичные сочетания повторяет, но может потребоваться несколько проб (ребенок самостоятельно выделяет ошибки).
2 – уровень ниже среднего
Понимание обращенной речи зависит от сосредоточенности: нуждается в повторении задания или его переформулировании для осознания. Правильно воспроизводит простые повторяющиеся ритмы, но ошибается при увеличении количества стимулов и их сочетаниях.
1 – низкий уровень.
Устную инструкцию воспринимает не точно: содержание задания выслушивает не до конца или выделяет только часть из предлагаемого задания. При воспроизведении ритма не удерживает количество и продолжительность звуковых сигналов.
Восприятие пространства.
4 – уровень выше среднего.
Различает стороны тела в различном предъявлении материла и расположения его относительно ребенка (в повернутом, перевернутом, зеркальном расположении). Складывает разрезные фигуры из 6-8 частей продуктивно, зрительно соотнося части в структуре целого. Осуществляет анализ и синтез пространственных представлений при работе с объемными объектами (Кубики Косса). Зрительно-моторная координация сформирована достаточно для выполнения заданий учебного характера.
3 – средний уровень.
Стороны тела различает. Перекрестную пробу выполняет после обозначения сторон тела. Стороны тела у человека (предмета), расположенного относительно ребенка определить затрудняется. Ориентируется на листе бумаги: определяет верх, низ, право, лево, справа в верху, слева в низу и т.д. Складывает картинку, разрезанную на 5-6 частей, целенаправленно, используя отдельные пробующие действия. Складывание из объемных объектов опирается на пробующие действия при работе с 9 и более предметами. Координация в системе «рука-глаз» сформирована.
2 – уровень ниже среднего
Стороны тела показывает неуверенно. Перекрестную пробу без специального обучения не выполняет. Ориентируется на плоскости и листе бумаги не всегда точно. Затрудняется в понимании предлогов и слов пространственного значения. Складывание картинки или конструирование осуществляет по наглядному образцу с использованием метода проб и ошибок. На фоне утомления снижается зрительно-моторная координация, затрудняется в копировании образца.
1 – низкий уровень.
Стороны тела путает. Перекрест не выполняет. Ориентировка на плоскости листа бумаги осуществляется только с помощью психолога. Предлоги и слова с пространственным значением понимает с ошибками (на-над, перед-после). При конструировании и складывании картинки из 5-7 частей не ориентируется на целостный образ, действует практическим примеривание, слабо выделяет пространственное расположение частей при наложении на целостный образ.
Основные направления
коррекционной работы
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Основные направления
коррекционной работы
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Основные направления
коррекционной работы
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
Восприятие времени.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок перечисляет времена года, указывая конкретные признаки, определяет их последовательность. Знает дни недели и их последовательность. Дифференцирует части суток. Различает понятия дни недели, месяца, времена года. Может определить сезонность месяца и, наоборот, по месяцу указать время года, безошибочно перечисляет месяца каждого времени года. Может определить время по часам.
3 – средний уровень.
Временные представления сформированы, может путать названия месяцев по временам года. Последовательность времен года и дней недели устанавливает. Определяет время года по его признакам или наглядному изображению. Время по часам определяет с точность до часа.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок перечисляет основные времена года, но по явным признакам узнает не все времена года (чаще зиму и лето). Последовательность времен года может установить с опорой на наглядность или организующую помощь со стороны психолога. Последовательность дней недели перечисляет механически, иногда с помощью в начале, затрудняясь указать предыдущий или последующий день. Время по часам определить затрудняется.
1 – низкий уровень.
Понятия, имеющие временные характеристики дифференцированы слабо: путает термины
«дни недели», «времена года», «месяца», «части суток». Затрудняется в установлении последовательности дней недели, времен года (воспроизводит с пропусками, перестановками).
Работоспособность.
4 – уровень выше среднего.
Длительно продуктивно работает по инструкции, целенаправленно действует с предметами.
3 – средний уровень.
Продуктивно выполняет предлагаемые задания. Действия планомерны, целенаправленны. Усталость проявляется при длительной монотонной однообразной работе.
2 – уровень ниже среднего
Работоспособность носит колебательный характер. Проявления усталости снижают продуктивность работы.
1 – низкий уровень.
1А – медленно включается в работу; при утомлении работоспособность резко снижается, вплоть до отказа от деятельности.
1Б – быстро включается в деятельность, но быстрое утомление приводит к импульсивным действиям и ответам, нарастает двигательное беспокойство и расторможенность, вплоть до неуемности.
Темповые характеристики.
4 – уровень выше среднего.
Темп высокий, равномерный на протяжении всей работы в сочетании с упорядоченной, рациональной деятельностью.
3 – средний уровень.
Темп вначале несколько замедленный, но постоянно ускоряющийся и до конца деятельности стабильно высокий или равномерно умеренный при упорядоченной деятельности (замедленная врабатываемость).
2 – уровень ниже среднего
Темп высокий или умеренный, но замедляющийся после столкновения с трудностями или указании на ошибку; или темповые характеристики соответствуют высокому или умеренному уровню, но заметно замедление к концу работы.
1 – низкий уровень.
1А – ускоренный темп на протяжении всей деятельности в сочетании с неупорядоченным, хаотичным выполнением заданий, не меняющей своего характера после возникновения трудностей или указаний на ошибочные действия.
1Б – крайне замедленный темп выполнения заданий, не улучшаемый стимуляцией, в сочетании с низкой продуктивностью, неупорядоченной деятельностью.
Устойчивость.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок продолжительно работает при выполнении монотонных заданий, практически не отвлекаясь от предлагаемой деятельности. Корректурные пробы заполняет быстро, точно.
3 – средний уровень.
Ребенок сосредотачивается на заданиях в процессе их непосредственного выполнения. Процесс выполнения может сопровождаться кратковременными отвлечениями от работы. 2 – уровень ниже среднего
При выполнении заданий, связанных с монотонной деятельностью работает не равномерно: то быстро, то медленно. Практическая работа нуждается в дополнительной организации со стороны педагога.
1 – низкий уровень.
Выполнение заданий на отыскание стимулов выполняется или крайне медленно, или очень быстро, но с большим количеством ошибок и неточностей. Внимание отвлекается на яркие стимулы, другие предметы.
Переключение.
4 – уровень выше среднего.
Адекватный уровень переключения внимания соответствует продуктивному выполнению предлагаемых заданий в оптимальном темпе.
3 – средний уровень.
В процессе работы ребенок легко переходит с одного задания на другое. В работе не отмечается застреваний на предыдущем задании, длительного «вхождения» в новую учебную ситуацию.
2 – уровень ниже среднего
Для переключения на новую учебную ситуацию необходим определенный период времени, иногда прямое указание на другое задание.
1 – низкий уровень.
Переключение на новое задание происходит либо крайне быстро, перенося условия предыдущего условия, либо замедленно – невозможность включиться в иное информационное содержание.
Зрительная память (кратковременная).
4 – уровень выше среднего.
Ребенок концентрирует внимание, тщательно рассматривает все элементы изображенных фигур и предметов. Продуктивность дифференцирования их среди аналогичных фигур достаточно высока (6-8 фигур из 9; 7-9 предметов из 10). Воспроизведение точное и быстрое.
3 – средний уровень.
Не очень внимательный. Продуктивность запоминания и узнавания снижена (5 фигур из 9). При воспроизведении практически не указывает на фигуры повторно, не привносит дополнительных фигур.
2 – уровень ниже среднего
Не может воспроизвести заданный объем символов. При непроизвольном запоминании идентифицирует 3-4 фигуры из 9. Однако установка на запоминание существенно улучшает их результат (5-7 фигур). Допускает привнесения.
1 – низкий уровень.
Ребенок узнает менее 3-х фигур, повторные предъявления не улучшают результат; стереотипно воспроизводит одни и те же стимулы, повторяет одни и те же ошибки; воспроизводит все стимулы по порядку.
Слуховая память (кратковременная).
4 – уровень выше среднего.
Ребенок повторяет 7-8 слов после первого предъявления информации. Достаточно быстро накапливает информацию, длительно и прочно сохраняет материал. Повторяет тексты достаточного объема близко к его содержанию, достаточно подробно раскрывая сюжетную линию.
3 – средний уровень.
После первого предъявления ребенок воспроизводит 5-6 слов, постепенно наращивая количество к 2-3 предъявлениям; может заменять единичные слова по смыслу и по звучанию. При запоминании текста удерживает основную мысль, передает содержание, соблюдая основную сюжетную линию.
2 – уровень ниже среднего
Замедленное запоминание проявляется в постепенном заучивании слов, повторные предъявления не обеспечивают полное запоминание. Не может удержать в памяти текст, теряет его фрагменты, искажает слова.
1 – низкий уровень.
Стереотипно повторяет одни и те же слова, соскальзывает на побочные ассоциации (заменяет слова). Воспроизводит не более 2-3 слов после первого предъявления, продуктивность запоминания после повторных предъявлений незначительна (1 – 2 слова)
Долговременная память.
4 – уровень выше среднего.
Припоминание ранее заученной информации характеризуется точностью, полнотой. Безошибочно повторяет ряды чисел, слов, знаков по истечении времени как в условиях эксперимента, так и в обычной жизни.
3 – средний уровень.
Удерживает в памяти правила, формулы, таблицу сложения (умножения). Длительно сохраняет и точно воспроизводит стихотворения, рассказы, сказки. Воспроизводит все стимулы, которые были ранее заучены и предъявлены через 50-60 минут.
2 – уровень ниже среднего
Отсрочено(через50-60минут)воспроизводиттожеколичествоэлементов, воспроизведенных после непосредственного предъявления зрительного или слухового материала, однако учебную информацию сохраняет не в полном объеме, не всегда точно.
1 – низкий уровень.
Воспроизведение детских стихотворений осуществляет с пропусками, перестановками, заменами. Длительно не может запомнить правила, касающиеся программного материала. В специальных изучениях долговременного запоминания воспроизводит меньшее число элементов, заученных в нескольких предъявлениях.
Динамика мнемонических процессов.
4 – уровень выше среднего.
Для запоминания ряда из 10-12 стимулов достаточно 2-3 предъявлений, при объеме запоминания 5-6 единиц.
3 – средний уровень.
Повторные предъявления информации обеспечивают быстрое увеличение количества запоминаемого материала до возрастных нормативов (9-10 элементов).
2 – уровень ниже среднего
При повторных предъявлениях информации ребенок воспроизводит то же количество стимулов или незначительно увеличивает их число (на 1, 2).
1 – низкий уровень.
Не отмечается колебание объема воспроизведенного материала при повторных предъявлениях стимулов или отсутствие прироста количества воспроизведенных элементов при дополнительных повторных предъявлениях материала.
Выделение существенного.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок способен в большинстве случаев самостоятельно дифференцировать существенные и несущественные признаки, допущенные ошибки исправляет самостоятельно, не всегда может объяснить свой выбор.
3 – средний уровень.
Ребенок способен дифференцировать существенные и несущественные признаки после обучающей помощи, допущенные ошибки исправляет после направляющей или стимулирующей помощи.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок дифференцирует существенные и несущественные признаки только при непосредственной направляющей или обучающей помощи, самостоятельно выполнить данную операцию не способен, допускает ошибки и не может исправить, не может объяснить свой выбор.
1 – низкий уровень.
Не способность ребенка дифференцировать существенные и несущественные признаки, выбор в большинстве случаев производится случайно, обучающая помощь неэффективна.
Классификация.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок способен произвести классификацию, точно дифференцировать существенные и несущественные признаки, однако не всегда может правильно назвать обобщающее слово. 3 – средний уровень.
Ребенок умеет анализировать и обобщать знакомые ему понятия, заменяет существенные (родовидовые) признаки несущественными функциональными. Не всегда точно подбирает обобщающее слово.
2 – уровень ниже среднего
Недостаточная способность к обобщению на понятийном уровне, классификация осуществляется преимущественно по случайным признакам, поиск обобщающего слова затруднен. Существенные признаки не называются.
1 – низкий уровень.
Несформированность умения классифицировать и обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих признаков использует случайные, часто имеющие личностный смысл понятия.
Обобщение.
4 – уровень выше среднего.
Обобщение производится с опорой на существенные (родовые) признаки, которые ребенок выделяет самостоятельно, точно называет обобщающее слово, способен к обобщению как конкретных, так и абстрактных понятий, может испытывать трудности при обобщении в более широкую группу.
3 – средний уровень.
Ребенок способен обобщать знакомые ему понятия (в основном, конкретные), но обобщение не всегда производит по существенным признакам, заменяет их внешними, функциональными. Не всегда точно определяет обобщающее слово, затрудняется произвести обобщение в более широкую группу.
2 – уровень ниже среднего
Недостаточная способность к обобщению на понятийном уровне, обобщение осуществляется преимущественно по случайным признакам, поиск обобщающего слова затруднен. Существенные признаки не называются.
1 – низкий уровень.
Несформированность умения обобщать по существенным признакам. В качестве обобщающих признаков используются случайные, часто имеющие личностный смысл. Обобщающие понятия не сформированы.
Аналогии.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок способен в большинстве случаев самостоятельно установить логические связи и отношения между понятиями, допускает ошибки при переключении с одного вида отношений на другой, допущенные ошибки исправляет самостоятельно, не всегда может объяснить свой выбор.
3 – средний уровень.
Ребенок способен после обучающей помощи установить логические связи и отношения между понятиями, допущенные ошибки исправляет после направляющей или стимулирующей помощи. Затрудняет в объяснении своего выбора.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок устанавливает взаимосвязи между понятиями только с направляющей и обучающей помощью, самостоятельно выполнить данную операцию не способен, допускает ошибки и не может их исправить. Выбор объяснить не может.
1 – низкий уровень.
Ребенок не способен установить логические взаимосвязи, смысл задания не понимает даже после многократного объяснения, выбор в большинстве случаев производит случайно, обучающая помощь неэффективна.
Установление последовательности событий.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок достаточно быстро устанавливает причинно-следственные отношения между событиями, способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать их дальнейшее развитие. Допущенные ошибки обнаруживает самостоятельно и устраняет их сам.
3 – средний уровень.
Ребенок безошибочно устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Самостоятельно исправляет ошибки при организующей помощи.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок устанавливает причинно-следственные отношения между небольшим числом событий. Испытывает трудности при обосновании своего решения, ориентируясь на субъективную логику видения событий. Замечает и устраняет ошибки только при помощи со стороны взрослого.
1 – низкий уровень.
Несформированность умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения между событиями. Ребенок выполняет задание механически, вне логики событий. Не способен объяснить свой вариант решения.
Речь.
4 - уровень выше среднего.
Ребенок использует сложные грамматические конструкции. Недостаточно полное, но связное описание событий в рассказе, составленном по сюжетной картинке. При определении словарного развития ребенок словесно описывает предмет. Речь эмоционально выразительна. Могут присутствовать нарушения произношения.
3 – средний уровень.
В речи ребенок использует разные грамматические конструкции, выражает свои мысли и чувства, подбирая адекватные слова и выражения. Передает содержание рассказа, сюжетного изображения, выделяя существенные связи и отношения, устанавливая причинно-следственные связи, улавливая эмоциональный подтекст.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей. В речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна. Может составить недостаточно полное, но связное описание в рассказе или передать содержание текста по наводящим вопросам. При определении развития словаря понимает значение слова, но выражает свое понимание с помощью рисования, практических действий или жестов.
1 – низкий уровень.
1А-Используетпростыеграмматическиеконструкциипредложений, малораспространенные фразы. Наблюдаются нарушения в восприятии и произношении звуков, страдает фонетико-фонематическая сторона речи. Ребенок не может составить связный рассказ по сюжетной картине, останавливается на перечислении предметов, действий, качеств. Беден активный и пассивный словарный запас. Речь эмоционально бедна.
1 Б – Понимает обращенную речь. Слова приходится вытягивать. Ответы чаще всего односложные. В высказываниях много ошибок на согласование, установление порядка слов, завершенность мысли. Звукопроизношение нарушено. Фонематические процессы затруднены. Скудный активный и пассивный словарный запас. Рассказ по сюжетному изображению на уровне перечисления отдельных предметов. Устную инструкцию понимает слабо. Речь эмоционально невыразительна.
Развитие мелкой ручной моторики, графомоторных навыков и зрительно-двигательной координации у младших школьников с ОВЗ.
Развитие мелкой моторики - это первая ступенька в освоении более сложных функций, таких как, речь, внимание, мышление, которые необходимы для любого вида деятельности и являются необходимым элементом в школьном обучении.
Известный итальянский педагог, удостоившаяся мирового признания, Мария Монтессори говорила, что каждое движение рук ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий.
Для интеллектуального развития и речи у детей важно развитие моторики кистей. Из гомункулюса следует, что две трети головного мозга заняты работой рук и речевого аппарата. И лишь маленькая треть отводится всему остальному телу. И этот чудак с большим ртом и огромными загребущими руками – это мы в истинном свете головного мозга.
Эмоциональная устойчивость.
4 – уровень выше среднего.
Эмоции дифференцированы. Эмоциональное реагирование четко соответствует педагогической ситуации. Проявляет разные эмоции по отношению к близким и чужим людям.
3 – средний уровень.
Эмоциональное реагирование на ситуации различного характера адекватно силе раздражителя. Умеет сдерживать свои эмоциональные проявления в учебной деятельности, при общении со взрослыми. Регулирует свое поведение в конфликтных и стрессовых ситуациях.
2 – уровень ниже среднего
Эмоциональный фон характеризуется неустойчивостью. Отмечаются колебания эмоциональных реакций. Регулирует свои эмоции в учебном процессе, но не может совладать с эмоциями на переменах, внеклассных мероприятиях.
1 – низкий уровень.
Не регулирует свои эмоции в процессе учебной и внеучебной деятельности. Часто проявляются плаксивость, повышенный или пониженный фон настроения, эмоциональная лабильность.
Агрессивность.
Критерии агрессивности:
часто теряет контроль над собой
часто спорит, ругается со взрослыми
часто отказывается выполнять правила
часто специально раздражает людей
часто винит других в своих ошибках
часто сердится и отказывается сделать что-либо
часто завистлив, мстителен
чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его
4 – ниже среднего уровень.
Не вступает в ссоры со сверстниками, при проявлениях агрессивного поведения в его сторону не реагирует на действия и поступки. Перечисленные критерии не проявляются регулярно в поведении ребенка.
3 – средний уровень.
Проявления агрессивности не носят стойкого характера, могут наблюдаться 1-2 критерия непродолжительный период времени. Ситуативно может выдать эмоциональную реакцию только в ответ на агрессию со стороны другого человека.
2 – уровень выше среднего
Проявления агрессивности явно связаны с конкретной ситуацией и человеком ее вызвавшем. Может использовать грубые слова, высказывания, силовые меры для защиты себя. Проявления 1-3 критериев могут носить стойкий характер в течение 6 месяцев.
1 – уровень высокий
Проявления агрессивности часто не мотивированы, проявляются в вербальном и невербальном характерах, адресованы как сверстникам, так и взрослым. В течение не менее 6 месяцев в поведении ребенка проявляется хотя бы 4 из 8 перечисленных критериев.
Тревожность.
4 – уровень ниже среднего.
Ребенок не проявляет существенной обеспокоенности ни по одному из факторов.
3 – средний уровень.
Причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально-дестабилизирующего фактора. Состояние тревожности ребенку не свойственно. Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь или не иметь защитного характера.
2 – уровень выше среднего
Постоянно присутствует какой-либо беспокоящий фактор, которому ребенок постоянно вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.
1 – высокий уровень.
Ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации. Ребенок дезадаптирован, не верит в свои силы, настроен на неудачи. Жизнь представляется ему в виде сплошных неприятностей, которые он предотвратить не может и ожидает их со страхом. Обычно страхи его преувеличены, но уже устойчивы. Попытки успокоить успеха не имеют.
Критичность.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок адекватно оценивает результаты своей работы, самостоятельно замечает ошибки и недостатки при выполнении учебных заданий, трудовых поручений, игровых действий. Заинтересован в оценке собственных действий и суждений.
3 – средний уровень.
Самостоятельно выделяет не все ошибки, имеющиеся в работе. Ребенок ориентирован на взаимодействие с педагогом, психологом при оценивании результатов своей деятельности, исправлении допущенных единичных ошибок.
2 – уровень ниже среднего
Ребенку трудно самостоятельно оценить результативность своей работы. Затрудняясь в выделении неточностей и ошибок в деятельности, он их исправляет при указании на них педагогом, психологом.
1 – низкий уровень.
В процессе работы ребенок не оценивает результаты своего труда, не выделяет не правильные варианты решения. Указание на ошибку не обеспечивает правильного оценивания работы в целом и его этапов.
Адекватность.
4 – уровень выше среднего.
Поведение соответствует ситуации. Ребенок принимает и выполняет правила поведения в образовательном учреждении, реагирует на замечания, помощь, поощрения в соответствии с ситуацией.
3 – средний уровень.
Ребенок легче выделяет чужие ошибки в поведении и деятельности, чем свои собственные. Правильно реагирует на замечания, наказания, поощрения. Ребенок принимает правила поведения, но не всегда выполняет их в эмоционально-значимой ситуации.
2 – уровень ниже среднего
В большинстве случаев ребенок проявляет адекватные формы реагирования на замечания, наказания, похвалу. Правила поведения в учебном процессе знает, но не выполняет в повседневной жизни, особенно при отсутствии внешнего контроля.
1 – низкий уровень.
Ребенок не принимает правила общественного поведения. Часто целенаправленно нарушает и не выполняет их. На замечания, наказания, поощрения реагирует не соответственно силе и знаку раздражителя.
Обучаемость.
4 – уровень выше среднего.
Самостоятельно анализирует условие задания. Часто не нуждается в специальных видах педагогической помощи. Достаточно педагогической поддержки и оценки характера деятельности для реализации поставленной цели.
3 – средний уровень.
При овладении новыми способами действия достаточно организующей или направляющей помощи со стороны педагога. Освоенные способы выполнения легко переносит на задания с аналогичными условиями.
2 – уровень ниже среднего
Принимает и использует обучающую помощь для достижения цели задания. Нуждается в развернутых формах обучающего воздействия для решения поставленной задачи. Перенос на аналогичные условия осуществляет частично, без учета изменившихся условий задания.
1 – низкий уровень.
Педагогическая помощь принимается слабо или вообще не принимается при выполнении заданий связанных с программным материалом или общими представлениями об окружающем мире. Слабо использует освоенные способы выполнения заданий при переносе на аналогичные условия работы.
Произвольность (саморегуляция).
4 – уровень выше среднего.
Ребенок настойчив в достижении цели, склонен к завершению начатой работы, способен регулировать свои действия, самостоятельно приводить их в соответствие с поставленной задачей и требованиями взрослых. Способен длительное время выполнять однообразную работу, однако точность и аккуратность выполнения задания в отдельных случаях не достаточно соблюдаются.
3 – средний уровень.
Ребенок способен достаточно длительное время выполнять однообразную работу. В процессе работы могут нарушаться точность и аккуратность выполнения задания.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок неусидчив, отвлекается от выполнения задания при появлении незначительных помех. Выполнение монотонного задания может сопровождаться усилением эмоциональной лабильности.
1 – низкий уровень.
Ребенок неусидчив, легко отвлекается от выполнения задания, не стремится к достижению цели. Не способен длительное время выполнять монотонную работу, требующую большой сосредоточенности и аккуратности.
Мотивация.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок в основном положительно относится к обучению в школе, осознает специфику школьных форм обучения. Знание содержания учебных занятий сочетается с представлением о дисциплине и с пониманием необходимости следовать дисциплинарным требованиям. Признает авторитет учителя.
3 – средний уровень.
Ребенок положительно относится к посещению школы. Среди мотивов обучения преобладает мотив получения новых знаний. Ребенок ориентируется в содержании школьной деятельности, осознает специфику обучения и его отличие от игры, знает содержания учебных занятий. Свой успех в обучении сявзывает как с необходимостью овладения знаниями и подчинения дисциплине, так и со случайными моментами. Дисциплинарные требования осознает не в полной мере, авторитет учителя признает частично.
2 – уровень ниже среднего
Степень осознания ребенком мотивов обучения низкая. Преобладают мотивы подражания или случайные мотивы. Дисциплинарные требования осознаются далеко не в полной мере, ориентация на успех в обучении связывается с необходимостью заниматься и соблюдать дисциплину.
1 – низкий уровень.
Негативное отношение к обучению в школе или отсутствие сформированного какого-либо отношения. Ребенок может не выражать своего отношения, не видит существенных различий между игрой и школьными занятиями, не осознает требований учителя, его особой роли.
Межличностные отношения.
4 – уровень выше среднего.
Ребенок по социометрическому статусу является эмоционально-личностным лидером. Имеет широкий круг общения. Может поддерживать коммуникацию с людьми различных возрастных и социальных групп.
3 – средний уровень.
Отношения с большинством учащихся школьного коллектива складываются благоприятно. Находит эмоционально-личностные контакты с детьми и взрослыми быстро и устойчиво. Не конфликтен. Является предпочитаемым в группе сверстников, имеет свой круг общения.
2 – уровень ниже среднего
Ребенок по социометрическому статусу является «пренебрегаемым». В классном коллективе имеет узкий круг общения. Имеет друзей вне учебного коллектива. Социальные контакты ограничены.
1 – низкий уровень.
Ребенка не принимают в учебном коллективе. Отношения с одноклассниками не складываются или носят конфликтный характер. По социометрическому статусу относится к «изолированным» детям, с которыми отказываются общаться дети.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать
педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Основные направления
коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики
Основные направления
коррекционной работы
2. Развитие когнитивных процессов:
- восприятия;
- внимания;
- памяти;
- мышления;
Основные направления
коррекционной работы
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
Основные направления
коррекционной работы
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
Основные направления
коррекционной работы
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)
Основные направления
коррекционной работы
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
Пример постановки коррекционно-
развивающей цели:
1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;
2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосфера предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе - слагаемые психогигиенического воздействия на ученика