Оценка сформированности читательской функциональной грамотности у обучающихся в рамках логопедического воздействия
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 59
Презентация для классов "Оценка сформированности читательской функциональной грамотности у обучающихся в рамках логопедического воздействия" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Оценка сформированности читательской функциональной грамотности у обучающихся
в рамках логопедического воздействия
Терехова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед высш. кв. категории
МБОУ СОШ № 94
Новосибирск, 2022
Читательская грамотность
PIRLS
способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом и (или) ценных для индивида.
PISA
- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
=
=
=
=
=
Читательская грамотность
Грамотность чтения
Смысловое чтение
Функциональное чтение
Целевое чтение
Продуктивное чтение
Основной критерий: способность применять знания в различных нетипичных ситуациях, поиск новых решений и способов действий.
Как оценить уровень читательской грамотности у школьников?
Стартовая диагностика
Формирующая оценка
Оценка сформированности функциональной грамотности
Учебный процесс – формирование функциональной грамотности
Концепция оценивания
читательской грамотности
Факторы:
появление новых технологий, повлиявших на характер чтения и передачи информации;
потребность читающих быстро адаптироваться в изменяющемся контексте, обучаться, используя различные источники информации одномоментно;
необходимость применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе
в нестандартных.
Важные умения
для современного читателя:
осуществлять эффективный поиск, сортировку и фильтрацию большого объёма информации;
проводить поиск нужной информации при просмотре множественных источников;
применять полученную информацию
при решении поставленных задач.
Уровни читательской грамотности PISA
1-й уровень: низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий;
2-й уровень: умение применить имеющиеся знания и навыки в простейших жизненных (неучебных) ситуациях;
3-4 уровень: способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации;
5-6 уровень: умение самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные
гипотезы и использовать имеющиеся знания
для решения жизненных задач.
Проблемы учащихся
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста
затрудняются пересказать содержание, выделить основные моменты
не понимают смысла почитанного из-за ошибок при чтении
имеют низкую скорость чтения
Центр оценки качества образования ИСРО РАО – http://centeroko.ru
Банк открытых заданий http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Проявления читательской грамотности младшего школьника:
соотнесение цели чтения и содержания прочитанного;
дифференциация главной и второстепенной информации;
соотнесение графической и вербальной информации;
интерпретация прочитанного текста (истолкование, размышление о прочитанном, своеобразный диалог читателя с текстом/его автором);
анализ языковых и структурных особенностей текста;
рефлексивный анализ изменений в своих взглядах (отношениях), которые произошли под
влиянием текста; сравнение своей точки
зрения с мнениями других.
Диагностика читательских умений
в системе оценки функциональной грамотности младших школьников
Озаглавливание текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста
Формулирование основной мысли текста.
Расстановка точек в тексте.
Определение порядка абзацев текста.
Определение порядка предложений текста.
Выбор слов в тексте в соответствии с его содержанием.
Диагностические задания
для оценки уровня сформированности
читательской функциональной грамотности
Озаглавливание текста
Высокий уровень – заголовок соответствует содержанию текста
Средний уровень – заголовок является предложением из текста
Низкий уровень – заголовок не соответствует содержанию текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста
Высокий уровень – отвечает на все вопросы в соответствии с содержанием текста
Средний уровень – на вопросы отвечает со стимулирующей дополнительной помощью или отвечает на часть вопросов.
Низкий уровень – на вопросы не отвечает или отвечает на некоторые простые вопросы.
Диагностические задания
для оценки уровня сформированности
читательской функциональной грамотности
Формулирование основной мысли текста
Высокий уровень – формулирует главную мысль самостоятельно после прочтения рассказа.
Средний уровень – формулирует главную мысль только после стимулирующей помощи, с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень – главную мысль текста не формулирует, либо формулирует неправильно.
Расстановка точек в тексте
Высокий уровень – все границы предложений обозначены правильно.
Средний уровень – большая часть точек расставлено правильно.
Низкий уровень – обозначена меньшая часть предложений или точки расставлены не неправильно.
Диагностические задания
для оценки уровня сформированности
читательской функциональной грамотности
Определение порядка абзацев текста
Высокий уровень – все части текста расставлены самостоятельно правильно.
Средний уровень – части текста расставлены со стимулирующей помощью или после самокоррекции.
Низкий уровень – части рассказа расставлены неправильно.
Определение порядка предложений текста
Высокий уровень – все предложения расставлены самостоятельно в правильном порядке.
Средний уровень – предложения текста расславлены в правильном порядке части (большая часть), или после стимулирующей помощи, или после самокоррекции.
Низкий уровень – задание не выполнено или расставлены в правильно порядке меньшая часть предложений.
Диагностические задания
для оценки уровня сформированности
читательской функциональной грамотности
Выбор слов в тексте
в соответствии его содержанием
Высокий уровень – все слова выбраны правильно и самостоятельно.
Средний уровень – большая часть слов выбрана правильно или задание выполнено после предложения еще раз подумать и исправить ошибки (после самокоррекции)
Низкий уровень – задание не выполнено или правильно выбрана меньшая часть слов.
Нормативы
сформированности умений и навыков
работы с книгой и другими источниками информации
1 класс
Читать тексты словами и слогами, правильно выделять ударный слог.
Участвовать в тихом хоровом чтении.
Учиться правильно пользоваться уче6ником, под руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению, вопросам, заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку прослушанному.
Членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится.
Слушать детские радиопередачи, передавать их содержание.
Темп чтения вслух к концу года — 30 слов в минуту.
Нормативы
сформированности умений и навыков
работы с книгой и другими источниками информации
2 класс
Правильно, сознательно читать целыми словами.
Соблюдать ударение, паузы, интонацию конца предложения.
Пользоваться выборочным чтением.
Ориентироваться в учебнике.
Работать с оглавлением, находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги.
Пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
Темп чтения вслух - 50 слов в минуту.
Нормативы
сформированности умений и навыков
работы с книгой и другими источниками информации
3 класс
Правильно, сознательно и выразительно читать целыми словами.
Выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и абзацами.
Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям.
Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно знакомиться с текстами. Пользоваться простейшими схемами, таблицами.
Использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
Слушать чтение несложных художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий.
Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ.
Слушать и оценивать ответ товарища по содержанию и выразительности речи.
Темп чтения вслух - 80 слов, про себя — 100-120 слов в минуту.
Нормативы
сформированности умений и навыков
работы с книгой и другими источниками информации
4 класс
Читать в соответствии с литературными нормами.
Пользоваться разными видами чтения.
Уметь самостоятельно подготовиться к выразительному чтению.
Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.
Работать со словарем.
Использовать образцы в процессе самостоятельной работы.
Учиться самостоятельно составлять простой план.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного в беседе.
Слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу.
Темп чтения вслух - 120, про себя - 120-140 слов в минуту.
В заключении…
Если мы развиваем у ребенка те или иные качества, то правильно будет относиться к нему так,
словно они у ребенка уже есть.
Все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
не понимают, что от них хотят;
понимают, но не получается;
понимают, но не получается;
получается с каждым разом всё лучше и лучше.
Источники
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). Министерство просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы) https://instrao.ru/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению // Центр оценки качества образования [Электронный ресурс].
Центр оценки качества образования ИСМО РАО. Сайт http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
https://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/10680-formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti--pyt-k-yspehy
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/430431-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-v-ramk
http://www.iro48.ru/%D0%A7%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.PDF
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/197291-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-na-uro