"Развитие функциональной грамотности младших школьников"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 53
Презентация для классов ""Развитие функциональной грамотности младших школьников"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Развитие функциональной грамотности младших школьников
Представление опыта по формированию естественно-научной грамотности младших школьников
учитель начальных классов Фетисова С. Ю.
Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, которая позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.
Целью нашей работы является создание наиболее благоприятных условий для формирования естественнонаучной компетенции младших школьников.
Задачи:
Накапливать опыт по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников
Формировать систему естественнонаучных знаний с учётом возрастных особенностей через использование возможностей предметного содержания курса «Окружающий мир».
Соединять теоретические знания обучающихся с их практическим использованием для решения конкретных задач.
Выявлять наиболее эффективные формы организации учебного процесса с целью создания у учащихся положительной мотивации к учению.
Цель и задачи реализуются через:
Урок.
Внеурочная деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность
Внеклассная работа, которая включает в себя:
классные часы, кружки;
акции, викторины;
экскурсии.
Чтобы сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка необходимо применение в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Рассмотрим некоторые из методов и приёмов, направленных на формирование естественно-научной грамотности на конкретных примерах.
Рассмотрим шесть заданий по работе с текстом (на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку) на примере урока «Откуда в наш дом приходит вода?»
Ознакомление. Рассмотрите схему городской водоочистительной станции. Какие этапы очистки проходит вода, прежде чем попасть к нам в дом? Запишите последовательность этапов очистки воды (поясните, что происходит на каждом этапе), которая течёт из твоего крана в виде таблицы или изложите в форме текста, как вода приходит в ваш дом.
Понимание. Найдите в текстах источники загрязнения природной воды. Что ещё с вашей точки зрения будет загрязнять воду. Составьте схему.
Применение. Предложите способ(-ы), позволяющий воду, набранную в реке во время туристического похода, сделать максимально пригодной (безопасной для здоровья) для питья.
Анализ. Представьте ситуацию: вы проживаете в сельской местности, на берегу реки. О загрязнении воды нефтепродуктами вы ничего не слышали. Набрав воды из реки, вы увидели на её поверхности жирную «разноцветную» плёнку. Как вы поступите в данном случае? Объясните.
Синтез. Составьте обращение к своим товарищам, учащимся вашей школы, (в виде текста, плаката, стихотворения и др.) «Почему надо беречь воду?».
Оценка. Проведите тестирование воды трёх разных источников. Составьте отчёт, сделайте выводы.
Создание модели безопасного поведения на водоёмах.
Задание направлено на применение правил безопасного поведения.
Прочитайте текст. Заполните таблицу.
«Все дети любят воду. Малыши, как правило, бесстрашны и любопытны. За ними нужно внимательно следить, не спуская с них глаз ни на минуту.
Ребята постарше любят хвастаться друг перед другом: показывать, кто глубже нырнёт, кто смелее прыгнет в воду. Такие соревнования, особенно в незнакомых местах купания, часто приводят к несчастным случаям.
Ваня и Саша, тринадцати лет, вместе с братом Вани, первоклассником Серёжей идут к пруду купаться. О каких опасностях должен помнить Ваня?
Что ему следует делать, чтобы избежать их? Заполни таблицу».
«Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)
Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.
Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).
(От станции наш путь шёл по дороге до железного моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал).
Дидактическая игра-упражнение «Узнай объект по описанию» («Из дневника путешественника»).
Цель: понимание естественно-научного текста, научной терминологии, использованной для характеристики природных зон.
Прочитайте текст письма одного путешественника. О какой природной зоне идёт речь в его письме?
«Характерная черта природной зоны, в которой мы оказались, - безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, например, мятлик, ковыль, образуют сомкнутый ковёр. Эта зона характеризуется высокой засушливостью. Зимой здесь часто бывают сильные холода, и обитающим здесь животным и растениям приходится приспосабливаться, кроме высоких, ещё и к низким температурам. Грызуны, такие, как суслик, строят сложные норы. Летом животные активны преимущественно ночью. Растения тоже приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы. Другие активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы».
Если бы вы писали ответное письмо, что бы в нём написали о той природной зоне, в которой живёте (находитесь) вы?
Практико-ориентированные задания позволяют формировать естественно-научные компетенции, основы функциональной грамотности, повышают мотивацию при изучении предмета.
Результатом работы является :
активное формирование мировоззренческих позиций младшего школьника;
формирование экологически грамотной, всесторонне развитой личности;
развитие когнитивных качеств, творческого потенциала и самостоятельности учащихся;
развитие способностей младшего школьника к собственным суждениям и поступкам, к самоанализу и творчеству, самостоятельному, новому видению мира;
формирование готовности к переходу в среднее звено