Презентация по теме "Виды и способы рифмовки"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 52
Презентация для классов "Презентация по теме "Виды и способы рифмовки"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Полная рифма – это наиболее простой и очевидный тип рифмы. Она существует между словами, имеющими идентичные окончания:
Надо – ест. Не надо – ест.
Как ему не надоест!
В зависимости от степени созвучности рифму разделяют на абсолютную (сказки – краски – глазки...) и относительную(частичную) или созвучную (настежь – гости, репейник – нетерпенье и др.). Последняя характеризуется созвучностью лишь нескольких последних звуков (из примера: “сте” – “сти”).
НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные(опорные) согласные. Недостаточная рифма сродни ассонансу и применяется в основном в белых стихах:
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные. Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов:
Когда земное склонит лень,
Выходит стенью тени лань
С ветвей скользит, белея, лунь,
Волну сердито взроет линь.
(Н.Н. Асеев)
АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных звуков при полном или частичном несовпадении согласных:
Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало
Всё, что было не со мной, помню.
(Р. Рождественский)
От метра стиха рифма так же зависит и разделяется на данном основании на мужскую (ударный слог последний в рифмируемой части), женскую (безударный слог последний в рифмируемой части) и смешанную, когда в пределах одной рифмы применяется и женская и мужская. Примеры: мужская: “мечты” – “не ты”, женская: “годы” – “воды”. Смешанная: “листвой” – “светлой”.
Ознакомьтесь с текстами стихотворений на следующих слайдах.Выберите строфу,определите рифму,используя изученный материал.Запишите ответ в тетрадь.
1.Стихотворение «Крокодил»
2.Стихотворение «Что ты тискаешь утёнка?»
КРОКОДИЛ
Я угрюмый крокодил
И живу в зверинце.
У меня от сквозняка
Ревматизм в мизинце.
Каждый день меня кладут
В длинный бак из цинка,
А под баком на полу
Ставят керосинку.
Хоть немного отойдешь
И попаришь кости...
Плачу, плачу целый день
И дрожу от злости...
На обед дают мне суп
И четыре щуки:
Две к проклятым сторожам
Попадают в руки.
Ах, на нильском берегу
Жил я без печали!
Негры сцапали меня,
С мордой хвост связали.
Я попал на пароход...
Как меня тошнило!
У! Зачем я вылезал
Из родного Нила?..
Эй, ты, мальчик, толстопуз, -
Ближе стань немножко...
Дай кусочек откусить
От румяной ножки!
Черный Саша
Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой...
Ты представь такую штуку -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?
Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..
Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь - и капут.
Черный Саша