Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв.

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв.

Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв. - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв.:
Cкачать презентацию: Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв.

Презентация для классов "Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Древнерусское искусство<br><br>Искусство Новгорода и Пскова <br>XI – XV вв.<br>
1 слайд

Древнерусское искусство

Искусство Новгорода и Пскова
XI – XV вв.

Новгородское зодчество <br>
2 слайд

Новгородское зодчество

Софийский собор (1045 - 1050 гг. )<br>возводился по образцу Софии Киевской по повелению князя Владим
3 слайд

Софийский собор (1045 - 1050 гг. )
возводился по образцу Софии Киевской по повелению князя Владимира Ярославича, «посаженного» в Новгороде отцом Ярославом Мудрым, но северные зодчие переработали византийские традиции до неузнаваемости.

Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской совпадают, хр
4 слайд

Несмотря на то что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской совпадают, храмы производят совершенно различное впечатление. Новгородский храм выглядит строже, суровее и монументальнее. Пять его мощных куполов высоко подняты над зданием (пятиглавию русских храмов). Стены массивны, почти лишены выступов и лишь изредка прорезаются узкими окнами. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской вызывает ощущение необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской.
София Новгородская София Киевская

В 1187 г. украшением ее фасада стали бронзовые Магдебургские врата немецкой работы, попавшие в Новго
5 слайд

В 1187 г. украшением ее фасада стали бронзовые Магдебургские врата немецкой работы, попавшие в Новгород как трофей.


Собор изнутри был расписан фресками, от которых дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение с
6 слайд

Собор изнутри был расписан фресками, от которых дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков и др.

Николо-Дворищенский собор (1113)<br>
7 слайд

Николо-Дворищенский собор (1113)

Церковь Св. Прокопия (1529)<br><br>
8 слайд

Церковь Св. Прокопия (1529)

Храм Спаса на Нередице (1198 г.)<br>
9 слайд

Храм Спаса на Нередице (1198 г.)

Фрески храма Спаса на Нередице<br>
10 слайд

Фрески храма Спаса на Нередице

ОСОБЕННОСТИ  ЧЕТЫРЕХСТОЛПНЫХ ОДНОГЛАВЫХ НОВГОРОДСКИХ  ХРАМОВ<br> (вторая половина XIII - середине XI
11 слайд

ОСОБЕННОСТИ ЧЕТЫРЕХСТОЛПНЫХ ОДНОГЛАВЫХ НОВГОРОДСКИХ ХРАМОВ
(вторая половина XIII - середине XIV в.)

кубические по пропорциям здания.
Фасады храмовых зданий украшали маленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича.
Барабаны куполов опоясывали рядами арочек и треугольничков.
Апсиды. Первоначально из восточного фасада во всю высоту стены выступали полукруглые апсиды, а сама стена завершалась полукруглыми закомарами. Затем апсиду опустили до половины высоты стены, а от закомар отказались.
Стены церкви завершались тремя фигурными лопастями.
Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зодчих и стало в XIV - XV вв. истинным символом новгородского стиля храмового строительства.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) <br> Храм выделяется уникальным декором и монолитн
12 слайд

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374)
Храм выделяется уникальным декором и монолитностью архитектурного силуэта.

Расписывал этот храм мастер из Константинополя Феофан Грек. <br>Феофан Грек приехал в XIV в. в Новго
13 слайд

Расписывал этот храм мастер из Константинополя Феофан Грек.
Феофан Грек приехал в XIV в. в Новгород из Византии уже зрелым, сложившимся мастером, в расцвете творческих сил.
Ансамбль росписей сохранился лишь частично. Над храмовым пространством господствует изображенный в куполе образ Христа Вседержителя. В средней части купола написаны силы небесные - архангелы, херувимы и серафимы, возносящие хвалу Господу. Ниже, в простенках между окнами барабана, размещены ветхозаветные праведники и праотцы.

Купол храма  «образ Христа Вседержителя»<br><br>
14 слайд

Купол храма «образ Христа Вседержителя»

РОСПИСИ ТРОИЦКОГО ПРИДЕЛА НА ХОРАХ   ФЕОФАНА ГРЕКА<br>Образы Феофана Грека обладают монументальными
15 слайд

РОСПИСИ ТРОИЦКОГО ПРИДЕЛА НА ХОРАХ ФЕОФАНА ГРЕКА
Образы Феофана Грека обладают монументальными и обобщенными формами, за которыми ощущаются небывалая мощь, несгибаемая воля и почти осязаемая физическая сила. Крупный масштаб изображений, сближенный неяркий колорит призваны создать космическую картину, где парят фигуры святых и царят божественные законы. Мистический свет становится важнейшим средством художественной выразительности. Мощная экспрессия кисти Феофана сообщает статичным фигурам святых сильнейшее внутреннее напряжение, воспринимаемое как ожидание высшего прозрения.
«Макарий Египетский»
(1378 )

«Троица»<br>(1378 )<br>«Поликарп Смирнский (?)»<br>(1378)<br>Фреска в диаконнике.<br>
16 слайд

«Троица»
(1378 )
«Поликарп Смирнский (?)»
(1378)
Фреска в диаконнике.

Много общего с творчеством Феофана Грека есть в росписях церквей Успения на Волотове (1363) и Фёдора
17 слайд

Много общего с творчеством Феофана Грека есть в росписях церквей Успения на Волотове (1363) и Фёдора Стратилата на Ручью (1380-е).
Церковь Успения на Волотовом поле
Архангел Гавриил. Фреска храма Успения на Волотовом поле. Вторая половина XIV в

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью <br>
18 слайд

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА <br>Детинец (с XIV в. Детинец стали называть Кремлем)  - кам
19 слайд

СВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
Детинец (с XIV в. Детинец стали называть Кремлем) - каменная крепость.

Новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские укрепления.<br> В Кремле были возведены Со
20 слайд

Новгородцы неоднократно строили и перестраивали городские укрепления.
В Кремле были возведены Софийская звонница (1439) и каменная Грановитая (Владычная) палата (1433).
Софийская звонница (1439)

Каменная Грановитая (Владычная) палата (1433)<br>В интерьере палаты своды держатся на готических нер
21 слайд

Каменная Грановитая (Владычная) палата (1433)
В интерьере палаты своды держатся на готических нервюрах. Снаружи здание из-за поздних перестроек почти полностью утратило древние формы - уступчатый фронтон, стрельчатые окна, сени, деревянное крыльцо. Владычная палата предназначалась для торжественных приемов, заседаний боярского суда.

Зодчество<br> Пскова <br>
22 слайд

Зодчество
Пскова

Псков первоначально входил в состав новгородских земель. <br>В XI в. в Пскове особенно широкий разма
23 слайд

Псков первоначально входил в состав новгородских земель.
В XI в. в Пскове особенно широкий размах получило каменное строительство. ОСОБЕННОСТИ ПСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ:
Псковский храм имел одну главу и был относительно небольшим.
Полуцилиндрическая форма сводов, перекрытых отдельными кровельками (покрытие «на 16 скатов» с повышенным центральным крестом и пониженными углами).
Множество пристроек.
Храмы обладали отдельными каморками и тайниками для хранения ценного имущества, находящимися во внутренних помещениях церквей.
В псковских культовых постройках присутствовали некоторые формы раннемосковской архитектуры (наличие трех апсид и перекрытие по закомарам, использование ступенчатых арок и отсутствие хоров).
Круглые столпы, которые занимают меньше места, чем квадратные.

Свидетельством связи псковской архитектуры с раннемосковским зодчеством выступает<br>Церковь Василия
24 слайд

Свидетельством связи псковской архитектуры с раннемосковским зодчеством выступает
Церковь Василия с Горки

В середине XIV в. Псков стал самостоятельной феодальной республикой. <br>В XIII - XIV вв. псковичи б
25 слайд

В середине XIV в. Псков стал самостоятельной феодальной республикой.
В XIII - XIV вв. псковичи были вынуждены вести непрерывные войны с немцами, что отразилось и на псковской архитектуре: в тот период зодчество в основном служило целям обороны. Псков являлся крупнейшей крепостью на западной границе русских земель. Помимо укреплений Пскова был построен ряд крепостей.
Крепость в Изборске

Храм Козьмы и Дамиана с Примостья (XV - XVI вв. ) <br>
26 слайд

Храм Козьмы и Дамиана с Примостья (XV - XVI вв. )

Храм Богоявления с Запсковья (XV - XVI вв. )<br><br>
27 слайд

Храм Богоявления с Запсковья (XV - XVI вв. )

Храм Успения Пароменье (XV - XVI вв. )<br>
28 слайд

Храм Успения Пароменье (XV - XVI вв. )

Храм Николы у каменной ограды (XV - XVI вв. )<br><br>
29 слайд

Храм Николы у каменной ограды (XV - XVI вв. )

Храм Николы с Усохи (XV - XVI вв. )<br><br>
30 слайд

Храм Николы с Усохи (XV - XVI вв. )

В XV - XVI вв. артели псковских мастеров стали известны далеко за пределами города. Их приглашали ст
31 слайд

В XV - XVI вв. артели псковских мастеров стали известны далеко за пределами города. Их приглашали строить храмы и крепости во многие города Российского государства, включая Москву. Зодчие Пскова славились инженерно-строительным мастерством.
В XVII в. на смену простоте и строгости в псковскую архитектуру под влиянием зодчества Москвы пришли декоративность и нарядность.
В конце XVII в. архитектура Пскова, как и других русских городов, достигла высокого художественного совершенства и стилистического единства.

ИКОНОПИСЬ<br>
32 слайд

ИКОНОПИСЬ

Феофан Грек<br>Икона Донская Богоматерь<br><br> Икону  накануне Куликовской битвы подарили князю Дми
33 слайд

Феофан Грек
Икона Донская Богоматерь

Икону накануне Куликовской битвы подарили князю Дмитрию Ивановичу донские казаки, почитается как спасительница Руси. Иван Грозный брал ее с собой на Ливонскую войну, а в 1591 г. она, согласно преданию, спасла Москву от татарского набега. При всей изысканности линий, тонкости нюансов света и цвета икона обладает монолитной цельностью. Образ, не лишенный внутреннего драматизма, выражает идею духовной нераздельности Марии и Иисуса.

Живописи Феофана Грека присуще редкостное сочетание страстного темперамента и подлинного монументаль
34 слайд

Живописи Феофана Грека присуще редкостное сочетание страстного темперамента и подлинного монументального размаха. Творчество художника отличали продуманность и четкое построение композиции, благородный колорит икон и, главное, энергичные пробельные мазки, передающие энергию света. Современников поражали глубокий ум и образованность Феофана Грека, обеспечившие ему славу мудреца и философа. Был целый круг художников, которые унаследовали его живописные достижения.

Иоанн Златоуст

НОВГОРОДСКАЯ<br> ИКОНОПИСЬ <br>(XIV - XV в.)<br>
35 слайд

НОВГОРОДСКАЯ
ИКОНОПИСЬ
(XIV - XV в.)

Икона «Чудо Георгия о змие» (XV в.)<br>Фигура всадника искусно вписана в формат доски. Формы сведены
36 слайд

Икона «Чудо Георгия о змие» (XV в.)
Фигура всадника искусно вписана в формат доски. Формы сведены к ясно обозримым силуэтам. Динамика композиции подчеркивается тем, что изображение местами выходит на поля. За спокойной неподвижностью фигуры воина чувствуются его уверенность и мощь. Георгий держит перед грудью наперевес громоздкое копье как ратный символ. Такое восприятие персонажа было очень актуально для новгородцев, которым нередко приходилось выходить на бой с врагами.

Икона «Битва новгородцев с суздальцами»<br> (1460-е) <br><br>Сюжет связан с противостоянием Москвы и
37 слайд

Икона «Битва новгородцев с суздальцами»
(1460-е)

Сюжет связан с противостоянием Москвы и Новгорода (под суздальцами подразумевают москвичей). В одной композиции совмещаются разновременные события.

В верхнем регистре изображено перенесение иконы Знамения из церкви Спаса на Ильине улице в Новгородс
38 слайд

В верхнем регистре изображено перенесение иконы Знамения из церкви Спаса на Ильине улице в Новгородский кремль.

В среднем регистре представлены послы враждующих сторон и начало осады. <br>
39 слайд

В среднем регистре представлены послы враждующих сторон и начало осады.

Внизу показана битва: ряды новгородцев во главе со святыми, посланцами Богоматери, теснят врага. Зам
40 слайд

Внизу показана битва: ряды новгородцев во главе со святыми, посланцами Богоматери, теснят врага. Замечательны условные приемы иконописи: чтобы передать впечатление огромных полчищ, мастер изображает очень близко друг к другу множество шлемов и копий.

Икона Покрова  (начало XVI в.)<br> Симметричная композиция воспроизводит алтарную часть храма Трехъя
41 слайд

Икона Покрова (начало XVI в.)
Симметричная композиция воспроизводит алтарную часть храма Трехъярусный строй композиции позволяет ясно выразить смысл чудесного явления. В центральной части доминирует фигура Богородицы, распростершей покрывало над всеми людьми, присутствующими в храме, как символ защиты перед Господом. Простота изображения сочетается с праздничным звучанием цветов, причем ведущая роль принадлежит излюблен­ ному новгородцами красному.

СРАВНЕНИЕ <br>ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ<br> ИКОНОПИСИ<br><br>В псковских иконах  преобладают сочетани
42 слайд

СРАВНЕНИЕ
ПСКОВСКОЙ И НОВГОРОДСКОЙ
ИКОНОПИСИ

В псковских иконах преобладают сочетания темно-зеленого, белого и светло-коричневого цветов.
Псковские иконы лишены новгородской яркости, более сдержаны по цвету.
Стремление псковских мастеров к симметричной композиции с напряженной динамикой.
Сложившись на рубеже XIII - XIV вв., псковская школа иконописи выработала свой стиль, соединивший архаичную простоту с повышенной экспрессией
Характерным примером псковской школы иконописи может служить икона «Сошествие во ад» Она создана в конце XIV - первой половине XV в. на основе легенды, повествующей о том, что после распятия и воскресения Христос сошел в преисподнюю, откуда им были выведены прародители, пророки и праотцы.

ПСКОВСКАЯ<br> ИКОНОПИСЬ <br>(XIII - XIV вв.)<br>
43 слайд

ПСКОВСКАЯ
ИКОНОПИСЬ
(XIII - XIV вв.)

Икона <br>«Сошествие во ад» <br>(конец XIV - первая половина XV в.)<br><br>В основу иконы легла леге
44 слайд

Икона
«Сошествие во ад»
(конец XIV - первая половина XV в.)

В основу иконы легла легенда, повествующая о том, что после распятия и воскресения Христос сошел в преисподнюю, откуда им были выведены прародители, пророки и праотцы.

Икона<br> «Собор Богоматери» (конец XV - начало XVI в.)<br><br>
45 слайд

Икона
«Собор Богоматери» (конец XV - начало XVI в.)

Икона «Избранные святые: <br>Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий»
46 слайд

Икона «Избранные святые:
Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий»
(конец XV - начало XVI в.)

Презентация составлена по учебнику <br>История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.
47 слайд

Презентация составлена по учебнику
История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.М.

Презентацию выполнил
преподаватель ДШИ
Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО

Ссылки на сайты :
Фото https://www.flickr.com
http://worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=609
http://cvetamira.ru/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo
http://mirznanii.com/a/128941/iskusstvo-vladimiro-suzdalskogo-knyazhestva

Отзывы на uchebniki.org.ua "Искусство Новгорода и Пскова XI – XV вв." (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация