Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни"

Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни"

Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни":
Cкачать презентацию: Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни"

Презентация для классов "Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни<br>Выполнила: <br>Катышева И.В
1 слайд

Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни
Выполнила:
Катышева И.В

Актуальность <br><br><br><br>Нарушения психомоторного и речевого развития в любом возрасте ограничив
2 слайд

Актуальность



Нарушения психомоторного и речевого развития в любом возрасте ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека, что и определяет актуальность данной проблемы.



Для предупреждения речевых нарушений необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни (по Е.Ф.Архиповой)<br>Зрительный  анализа
3 слайд

Нормативы психомоторного развития детей первого года жизни (по Е.Ф.Архиповой)
Зрительный анализатор
У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз, возникающий в ответ на раздражитель, движущийся в поле зрения.
2 недели жизни –развивается устойчивое прослеживание, движение головы вслед за движением глаз.
К концу 1 месяца – длительная фиксация глаз на предмете, лице взрослого.

  Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедическо
4 слайд

  Для предупреждения речевых нарушений и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими поражения центральной нервной системы, необходимо глубокое знание естественного хода становления речи и психики в норме.

   H. М. Сеченов, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, И. И. Павлов, Н. И. Касаткина в своих работах подчеркивают Важное значение имеет доречевой период, длящейся с рождения до конца первого года жизни, для дальнейшего развития психики и речи детей.

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы н
5 слайд

Для развития речи необходимо соответствующее развитие условных рефлексов первой сигнальной системы на основе зрительных, слуховых, тактильных раздражений.

 Зрительный анализатор -  центральное  звено в познавательной деятельности ребенка.<br><br> У новоро
6 слайд

 Зрительный анализатор - центральное звено в познавательной деятельности ребенка.

 У новорожденных детей имеется врожденный рефлекс движения глаз. Движения глаз в этот период скачкообразны, нет устойчивого контакта между глазом и раздражителем.

К двум неделям жизни развивается устойчивое прослеживание за объектом, притормаживание общих движений, а также движение головы, которое следует с некоторым опозданием за движением глаз.

К концу первого месяца жизни у детей вызывается длительная фиксация лица взрослого и предмета, находящегося сбоку, сверху, снизу от глаз.

 В первой половине второго месяца жизни у детей формируются все сложные движения глаз: фиксация, конвергирование, прослеживание, бинокулярное зрение.

 Дети первых месяцев жизни различают цвета.

У детей второго – третьего месяцев жизни длительность фиксации взгляда значительно увеличивается.

К 4–5 месяцам у детей появляются зрительные дифференцировки, которые являются физиологической основой сенсорного развития.

Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека.<br><br>Слух в первы
7 слайд

Слуховой анализатор относится к важнейшим анализаторам нервной системы человека.

Слух в первые дни после рождения ребенка несовершенен. У ребенка нет врожденной ориентировочно-установочной реакции поворота глаз и головы в сторону звука. Такая реакция формируется к 3–3,5 месяцам.

В четыре месяца ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, отвечает улыбкой, смехом, гулением.

С пяти месяцев он начинает различать тон голоса, адекватно на него реагирует, то есть появляются слуховые дифференцировки.

В возрасте 8—12 месяцев формируется начальное понимание обращенной речи.

С 6 месяцев начинает формироваться фонематический слух, а его формирование в норме заканчивается к 1 году 7 месяцам.
  

   Понимание речи <br><br>  В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенк
8 слайд

   Понимание речи 

  В первые месяцы жизни при общении с взрослым слово воспринимается ребенком как компонент комплексного раздражителя, который составляют положение тела младенца, окружающая обстановка, внешний вид говорящего, его голос и интонация.

  Со второго полугодия жизни у ребенка резко возрастает интерес ко всему окружающему.

В 7–8 месяцев при правильном развитии у ребенка формируется первичное понимание речи.

  К концу первого года жизни у ребенка появляются первые обобщения.

   

 Эмоциональное состояние<br><br>Эмоционально положительные реакции возникают и развиваются под влиян
9 слайд

 Эмоциональное состояние

Эмоционально положительные реакции возникают и развиваются под влиянием внешних воздействий.

При установлении эмоционального контакта с ребенком уже в первые месяцы жизни можно вызвать у него улыбку.

Уже на втором месяце жизни ребенка появляются простейшие формы доречевого общения с взрослым в виде улыбки, хаотичных общих движений, звуков, зрительного слеживания за взрослым, так называемого «комплекса оживления».

  В систему эмоциональных реакций включаются не только внешние мимические, голосовые и общедвигательные реакции, но и внутренние сердечно-сосудистые, дыхательные и эндокринные.

Движения, практическая деятельность. <br><br>ребенка имеют чрезвычайно важное значение для развития
10 слайд

Движения, практическая деятельность. 

ребенка имеют чрезвычайно важное значение для развития ряда высших психических функций (мышления, речи и др.).

   Манипулятивная деятельность ребенка, его игровая активность оказывают большое влияние на развитие речи.
Было установлено, что до шести месяцев жизни ребенка основное место среди познавательных реакций занимают движения глаз, а после шести месяцев – двигательные реакции руки.
  

 В процессе развития движений руки выделяют четыре последовательных периода:<br><br>  1) в 3–4 недел
11 слайд

 В процессе развития движений руки выделяют четыре последовательных периода:

  1) в 3–4 недели во время импульсных движений появляются хаотичные движения рук;

   2) в 1–3 месяца появляются первые дифференцированные движения рук: ребенок приближает их ко рту, сосет кулачки, фиксирует руки взором, в этот период угасает хватательный рефлекс;

   3) в 3–4,5 месяца усиливается регулирующая роль тактильного и зрительного анализаторов. В результате совпадения зрительных, тактильных и кинестетических раздражителей происходит образование соответствующих связей, после чего зрительные раздражители начинают чаще вызывать движение руки по направлению к объекту, и появляются согласованные, ощупывающие движения рук;

   4) после 5–6 месяцев жизни преобладающее значение в развитии движений руки приобретает зрительный анализатор и происходит дифференцирование движений рук (ребенок перекладывает игрушки из одной руки в другую).
  

   В становлении предметно-игровой деятельности детей выделяют три этапа:<br>   1) 4–7 месяцев – фор
12 слайд

   В становлении предметно-игровой деятельности детей выделяют три этапа:
   1) 4–7 месяцев – формирование простых результативных повторных действий с предметами (действия имеют целенаправленный характер);

   2) 7—12 месяцев – развитие соотносимых действий, манипулирования одновременно двумя предметами;

   3) 12–18 месяцев – появление функциональных действий: ребенок выделяет функции предмета, применяет такое же действие к другим предметам; развивается игра.
 

 Становление речи <br><br>   При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые связи обра
13 слайд

 Становление речи 

   При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения – физиологической эхолалии.

   Первый год жизни ребенка рассматривают как доречевой период. Он является подготовительным в развитии детской речи и делится на четыре этапа:

I этап (0–3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций;

II этап (3–6 месяцев) – время появления голосовых реакций, гуления, лепета;

III этап (6—10 месяцев) – начало развития понимания речи, активного лепета;

IV этап (10–12 месяцев) – время появления первых слов.


 Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2–3 месяцам жиз
14 слайд

 Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2–3 месяцам жизни становится все более модулированным.

До 2 месяцев жизни голосовые выражения малыша дифференцируются благодаря разным интонациям голоса (крик, плач), но более подробную дифференцировку плач уже не получает, так как после двух месяцев дифференцируются звуки.

В сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки являются средством выражения состояния ребенка.

Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры головного мозга.

 В 2–4 месяца жизни у ребенка появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление. <br>Звуки гуле
15 слайд

 В 2–4 месяца жизни у ребенка появляются короткие звуки – гуканье, а затем и гуление.
Звуки гуления становятся средством общения с взрослым в конце третьего месяца жизни, когда они приобретают достаточно отчетливые интонации.

    В 4–5 месяцев жизни ребенка считаются периодом псевдо-речевых звуков, не локализованных и крайне неопределенных по артикуляции. Артикуляция, близкая к речевой, возникает случайно в соединении с неречевыми «шумами».

   К 6 месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), произношение которых характеризуется единством уклада артикуляционных органов и акцентом на первом слоге.

   Появляющийся в этот период лепет одними авторами рассматривается как игра самим процессом произнесения звуков, а другими – как продукт подражания речи окружающих.

Лепет является врожденным процессом и состоит из трех этапов:<br><br> I этап – переданная по наследс
16 слайд

Лепет является врожденным процессом и состоит из трех этапов:

I этап – переданная по наследству программа артикуляционных движений, которая реализуется независимо от слуха ребенка в виде гуления, лепета;

II этап – в лепет включаются механизмы аутоэхолалии.

III этап – в лепет включаются механизмы эхолалии.

 Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение 7 месяца жизни. Затем процесс накопления звуков замедляется.

К 10 месяцам коммуникативно-познавательная активность ребенка достигает более высокого уровня. Проис
17 слайд

К 10 месяцам коммуникативно-познавательная активность ребенка достигает более высокого уровня. Происходит скачок в мотивационной сфере ребенка.
Подражая взрослому и используя уже доступные цепочки лепетных сегментов, ребенок воспроизводит первые лепетные слова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка.

 Примерно к 11 месяцам появляются лепетные цепи с меняющимся шумовым началом (ва – ля, ди – ка, дя – на, ба – на – па, э – ма – ва и т. д.). При этом один из слогов выделяется по длительности, громкости, высоте звука.

 К концу первого года жизни ребенка появляются первые слова, в большинстве своем состоящие из одинаковых парных слогов: баба, папа, мама, ляля и др.

Заключение<br>К концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная и экспрессивная
18 слайд

Заключение
К концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная и экспрессивная речь, развивается игровая деятельность. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться. Затем происходит совершенствование и дальнейшее развитие всех сторон речи.

В развитии речи ребенка большое значение имеет доречевой период, который длится от рождения до конца 1-го года жизни. В этот период развивается зрительное и слуховое восприятие, формируется первая предметная и игровая деятельность, появляются гуление, лепет, возможность подражания звукам речи, развиваются первые пути довербального общения ребенка с окружающими.

Список литературы :<br>Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособи
19 слайд

Список литературы :
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. Вузов.
Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие. –– Ставрополь: 2008. – 224 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по логопедии на тему "Нормативы психомоторного и речевого развития детей первого года жизни"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация