Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста"

Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста"

Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста":
Cкачать презентацию: Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста"

Презентация для классов "Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Комплексный анализ текста <br>5 класс<br>Автор: Иванова Инга Алексеевна (Учитель русского языка и ли
1 слайд

Комплексный анализ текста
5 класс
Автор: Иванова Инга Алексеевна (Учитель русского языка и литературы МАОУ Домодедовской СОШ № 9 им. Героя Советского Союза Д.К.Курыжова )

Справочные материалы<br>Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Осно
2 слайд

Справочные материалы
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация и др.
Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.

Справочные материалы<br>Тема текста – это то, о чем ( или о ком) в нем говорится.<br>
3 слайд

Справочные материалы
Тема текста – это то, о чем ( или о ком) в нем говорится.

СТИЛИ РЕЧИ<br>Разговорный стиль<br><br><br>Научный стиль<br><br><br>Художественный стиль<br>
4 слайд

СТИЛИ РЕЧИ
Разговорный стиль


Научный стиль


Художественный стиль

Разговорный стиль<br>Разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями и
5 слайд

Разговорный стиль
Разговорный стиль используется для того, чтобы обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими, хорошо знакомыми людьми. Он уместен в домашней или другой неофициальной обстановке, а также в дружеских письмах, посланиях.

Научный стиль<br>Научный стиль используется для точной передачи научных знаний. Им написаны статьи в
6 слайд

Научный стиль
Научный стиль используется для точной передачи научных знаний. Им написаны статьи в учебниках, словарях, энциклопедиях. Научный стиль характеризуется наличием специальных слов – терминов. Научный стиль требует точности и однозначности, поэтому слова в нем употребляются только в одном значении.

Художественный стиль<br>Художественный стиль - это стиль художественной литературы: рассказов, повес
7 слайд

Художественный стиль
Художественный стиль - это стиль художественной литературы: рассказов, повестей, романов, стихотворений и др. Цель этого стиля – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин. Одна из особенностей художественного стиля состоит в использовании образных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений и др.

Типы речи<br>Описание<br><br><br>Повествование<br><br><br>Рассуждение<br>
8 слайд

Типы речи
Описание


Повествование


Рассуждение

ОПИСАНИЕ<br>Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображат
9 слайд

ОПИСАНИЕ
Описание – изображение людей, предметов, животных, природы. Описывать – значит изображать, перечислять признаки, отличительные предметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий. Построение текста: зачин (общее представление предмета), срединная часть ( перечисление отличительных признаков), концовка (вывод или предложение, просто заканчивающее перечисление признаков). К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?

ПОВЕСТВОВАНИЕ<br>Повествование – рассказ о действиях или событиях в определенном порядке ( что было
10 слайд

ПОВЕСТВОВАНИЕ
Повествование – рассказ о действиях или событиях в определенном порядке ( что было сначала, что потом….и наконец). Построение текста: вступление (экспозиция) (сообщается место, время события, о котором будет рассказано, представляются герои, с которыми это произошло), завязка (момент, с которого начинается событие), основная часть (развитие действия), кульминация ( момент наивысшего накала событий), развязка ( окончание в развитии событий). К текстам повествовательного характера можно поставить вопрос что произошло?

РАССУЖДЕНИЕ<br>Рассуждение –изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждени
11 слайд

РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение –изложение причин явлений и событий, их взаимная связь. Основа рассуждения – перечисление фактов, доказательств, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор. Построение текста: тезис (основная мысль – то, что надо доказать), доказательства ( с примерами), вывод ( заключение, обобщение). В некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод. К текстам-рассуждениям можно поставить вопрос почему?

метафора<br>Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем мо
12 слайд

метафора
Метафора – переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причем может использоваться и сходство, и различие ( костер рябины красной, ручка двери, подошва горы, хвост очереди). Особый вид метафоры – олицетворение – уподобление неживого предмета живому существу ( вьют ветры, вьюга злится, шепчутся деревья).

сравнение<br>Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим (
13 слайд

сравнение
Сравнение – определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим ( луна, словно репа; небо, как колокол; месяц – язык).

эпитет<br>Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества,
14 слайд

эпитет
Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества, признаки. Эпитеты могут быть выражены разными частями речи ( матушка –Волга, ветер – бродяга, очи светлые, сыра земля).

Текст 1 <br>Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сат
15 слайд

Текст 1
Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осень сн..мала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощи делались сквозными темные краски лета см..нялись ро..ким з..лотом, пурпуром и серебром изм..нялся не только цвет земли, но и самый воздух он был чище х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна.
(К. Паустовский.)

Задания к тексту 1<br>1.Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препин
16 слайд

Задания к тексту 1
1.Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Озаглавьте текст_____________________
4. Разделите текст на четыре абзаца.
5. Тема текста__________________________
_______________________________________

Задания к тексту 1<br>6. Основная мысль текста________________<br>__________________________________
17 слайд

Задания к тексту 1
6. Основная мысль текста________________
_______________________________________
_______________________________________
  7. Составьте план текста_______________
_______________________________________
_______________________________________
8. В тексте обозначьте склонения имен существительных.
9. Разберите по составу слова:
темные, зелень, снимала.


проверка<br>   Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писател
18 слайд

проверка
Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени.
Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом
Осень на картинах Левитана очень разнообразна.
(К. Паустовский.)

Проверка заданий к тексту 1<br>3. Осень Левитана.<br>5. Красота и природа осенью.<br>6. Осень, как с
19 слайд

Проверка заданий к тексту 1
3. Осень Левитана.
5. Красота и природа осенью.
6. Осень, как самое трогательное и плодотворное время года для поэтов, писателей, художников.
7. 1) Осень и творчество в эту пору
2) Ожидание осени
3) Изменения природы
4) Осень разнообразна

Проверка заданий к тексту 1<br>8. 1) Стихи – 2 скл; книги – 1 скл; картина- 1 скл; поэтами – 2 скл;
20 слайд

Проверка заданий к тексту 1
8. 1) Стихи – 2 скл; книги – 1 скл; картина- 1 скл; поэтами – 2 скл; писателями -2 скл; художниками – 2 скл; осень – 3 скл;
2) Левитан – 2 скл; осени – 3скл; времени- 2скл; года – 2 скл;
3) Осень – 3скл; лесов – 2 скл; полей – 2 скл; природы – 1 скл; цвета-2 скл; дождями - 2 скл; зелень – 3 скл;
4) Рощи – 1 скл;
5) Краски – 1 скл; лета – 2 скл; золотом – 2 скл; пурпуром – 2 скл; серебром – 2 скл;
6) Цвет -2 скл; земли – 1 скл; воздух – 2 скл;
7) Дали – 3 скл; летом – 2 скл;
8) Осень – 3 скл; картинах – 1 скл; Левитана – 2 скл;

Проверка заданий к тексту 1<br>
21 слайд

Проверка заданий к тексту 1

Текст 2<br>        Кончилась теплая летн..я ночь. Зан..мает..ся над лесом утренн..я заря. Над л..сны
22 слайд

Текст 2
  Кончилась теплая летн..я ночь. Зан..мает..ся над лесом утренн..я заря. Над л..сными п..лянами еще стелется ле..кий туман. Пр..хладною р..сою покрыта листва на д..ревьях. Уже пр..снулись пе..чие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.
Скоро вз..йдет обсушит р..су теплое солнышко. Привечая солнышко, еще громче зап..ют птицы и закукует кукушка. Ра..тает туман над п..ляной.
Вот с ноч..ного промысла возвращает..ся усталый зайчишка-б..ляк. Много врагов у мален..кого зайчишки. Г..нялась за ним хитрая л..сица пугал страшный филин л..вила разбойница-рысь. От всех врагов уш..л мален..кий зайчишка.
 
(И.С. Соколов-Микитов)

Задания к тексту 2<br>1. Озаглавьте текст ______________________<br>________________________________
23 слайд

Задания к тексту 2
1. Озаглавьте текст ______________________
________________________________________
2. Тема текста___________________________
________________________________________
3. Основная мысль текста_________________
________________________________________
4. Стиль текста _________________________
5. Составьте план текста:__________________
________________________________________
________________________________________


Задания к тексту 2<br>6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные бу
24 слайд

Задания к тексту 2
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
7. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.
8. Выпишите из текста однокоренные слова к слову кукушка:_________________________
9. Разберите выделенные слова по составу__
________________________________________
________________________________________

проверка<br>        Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными по
25 слайд

проверка
Кончилась теплая летняя ночь. Занимается над лесом утренняя заря. Над лесными полянами еще стелется легкий туман. Прохладною росою покрыта листва на деревьях. Уже проснулись певчие птицы. Закуковала и поперхнулась спросонья кукушка.
Скоро взойдет, обсушит росу теплое солнышко. Привечая солнышко, еще громче запоют птицы и закукует кукушка. Растает туман над поляной.
Вот с ночного промысла возвращается усталый зайчишка-беляк. Много врагов у маленького зайчишки. Гонялась за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл маленький зайчишка.
(И.С. Соколов-Микитов)


Проверка заданий к тексту 2<br>1. Утро в лесу<br>2. Пробуждение природы и животных в лесу<br>3. Утре
26 слайд

Проверка заданий к тексту 2
1. Утро в лесу
2. Пробуждение природы и животных в лесу
3. Утренняя жизнь природы и животных в лесу
4. Художественный
5. 1) Рассвет в лесу
2) Пробуждение природы и зверей
3) Возвращение зайчишки-беляка

Проверка заданий к тексту 2<br>8. Закукует<br>9. <br>
27 слайд

Проверка заданий к тексту 2
8. Закукует
9.

Текст 3<br> <br>      Настала теплая пр..зрач..ная ноч..  . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно
28 слайд

Текст 3
 
Настала теплая пр..зрач..ная ноч.. . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно м..рцали ре..кие звезды. Внизу, в деревн.. , один за другим гасли мутные красные огоньки.
Было тихо кругом. Из т..мноты дон..сился только ле..кий звон неведомо куда б..гущих ручейков. Над самой д..ревней пр..звучал с неба звонкий трубный гогот казарки.
Во дв..ре на окраин.. деревн.. всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закр..чали пронзительно и тоскливо. В ле..ком сумрак.. ночи им померещилась неясная тень прол..тающей вдаль стаи.
(В. Бианки.)

Задания к тексту 3<br>1. Озаглавьте текст________________________<br>2. Тема текста_________________
29 слайд

Задания к тексту 3
1. Озаглавьте текст________________________
2. Тема текста_____________________________
____________________________________________
3. Основная мысль текста___________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Стиль теста_____________________________
5. Составьте план текста:___________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

Задания к тексту 3<br>6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.<br>7. Выпишите из текста 5 словосоч
30 слайд

Задания к тексту 3
6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Выпишите из текста 5 словосочетаний «прилагательное+существительное»:____________________________________________
________________________________________
________________________________________
8. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены прдложения.

Задания к тексту 3<br>9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический раз
31 слайд

Задания к тексту 3
9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор:_________________
________________________________________
_______________________________________________________________________________
10. Выпишите из текста существительные III склонения:___________________________
________________________________________
________________________________________

проверка<br>    Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть заметно мерцали резки
32 слайд

проверка
Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть заметно мерцали резкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные красные огоньки.
Было тихо кругом. Из темноты доносился только легкий звон неведомо куда бегущих ручейков. Над самой деревней прозвучал с неба звонкий трубный гогот казарки.
Во дворе на окраине деревни всполошились домашние гуси. Громко захлопали крыльями и закричали пронзительно и тоскливо. В легком сумраке ночи им померещилась неясная тень пролетающей вдаль стаи.
(В. Бианки)

Проверка заданий к тексту 3<br>1. Теплая прозрачная ночь в деревне.<br>2. Описание природы и животны
33 слайд

Проверка заданий к тексту 3
1. Теплая прозрачная ночь в деревне.
2. Описание природы и животных в деревне в ночное время.
3. Даже ночью природа не спит, а продолжает жить своей жизнью.
4. Художественный
5. 1) Ночь в деревне
2) Наступление весны
3) Пролетающая стая

Проверка заданий к тексту 3<br>7.   1) теплая ночь; 2) резкие звезды; 3) красные огоньки; 4) легкий
34 слайд

Проверка заданий к тексту 3
7. 1) теплая ночь; 2) резкие звезды; 3) красные огоньки; 4) легкий звон; 5) звонкий гогот.
9. Во дворе на окраине деревни всполошились домашние гуси. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., не ослож.) ( Во – предлог, дворе – сущ., на – пр., окраине –сущ., деревни – сущ., всполошились – гл., домашние – прил., гуси – сущ.)
10. Ночь, тень.

Текст 4<br> В давние вр..мена жил на свет.. художник. Всю жизнь он р..совал голубых ангелов св..тых
35 слайд

Текст 4
В давние вр..мена жил на свет.. художник. Всю жизнь он р..совал голубых ангелов св..тых в дорожных длинных плащах и з..лотых апостолов. Писал он также иконы Девы Марии и Иисуса Христа. Он был человеком с детскими голубыми глазами и добрым сердцем. И, может быть, поэтому все, к чему прикасалась его кисть, - нач..нало св..тит..ся радос..ным добрым светом. И когда какой-нибудь пос..титель вх..дил к нему в м..стерскую, а скво..ь разн..цветный витраж.. окна падал луч.. со..нца – все к..ртины и иконы, словно сг..ворившись, нач..нали св..тит..ся . Казалось, они живут, двигают..ся и переговаривают..ся. А может быть, они, и правда, жили какой-то своей особенной жизнью – что с..йчас об этом можно сказать?
(А. Суздальцев.)

Задания к тексту 4<br>1. Озаглавьте текст________________________<br>2. Тема текста_________________
36 слайд

Задания к тексту 4
1. Озаглавьте текст________________________
2. Тема текста_____________________________
____________________________________________
3. Основная мысль текста___________________
____________________________________________
____________________________________________
4. Стиль теста_____________________________
5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

Задания к тексту 4<br>6. Выпишите из текста 5 слов с безударной проверяемой гласной в корне, подбери
37 слайд

Задания к тексту 4
6. Выпишите из текста 5 слов с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова:____________________
____________________________________________
____________________________________________
7. Подчеркните в тексте определения волнистой линией.
8. Выпишите из текста первое предложение и сделайте его синтаксический разбор:___________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

проверка<br>В давние времена жил на свете художник. Всю жизнь он рисовал голубых ангелов, святых в д
38 слайд

проверка
В давние времена жил на свете художник. Всю жизнь он рисовал голубых ангелов, святых в дорожных, длинных плащах и золотых апостолов. Писал он также иконы Девы Марии и Иисуса Христа. Он был человеком с детскими голубыми глазами и добрым сердцем. И, может быть, поэтому все, к чему прикасалась его кисть, - начинало светиться радостным добрым светом. И когда какой-нибудь посетитель входил к нему в мастерскую, а сквозь разноцветный витраж окна падал луч солнца – все картины и иконы, словно сговорившись, начинали светиться. Казалось, они живут, двигаются и переговариваются. А может быть, они, и правда, жили какой-то своей особенной жизнью – что сейчас об этом можно сказать?
(А. Суздальцев.)

Проверка заданий к тексту 4<br>1. Божественные картины<br>2. Работы художника, приносящие радость<br
39 слайд

Проверка заданий к тексту 4
1. Божественные картины
2. Работы художника, приносящие радость
3. Прекрасное в обычной жизни
4. Художественный
6. Времена – время; святых –свято; светится – свет; сговорившись – сговор.
8. В давние времена жил на свете художник. ( Повеств., невоскл., прост., двусост., распостр., не ослож.)
( В – пр., давние – прил., времена- сущ., жил – гл., на – пр., свете- сущ., художник- сущ.)

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация для 5 класса "Комплексный анализ текста"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация