Авторская речевая карта (Грибова)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 69
Презентация для классов "Авторская речевая карта (Грибова)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Технология организации логопедического обследования по Грибовой О.Е
Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра педагогического и специального образования
Выполнили: учителя-логопеды, магистранты группы М-2113:
Агаева Э.А. Елисеева О.Н.
г. Сургут
2022
Проблема , выделенная Г. В. Чиркиной
«нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности. Не зная, какую роль играют дефекты звуков в аномальном речевом развитии ребенка, логопед ошибочно ограничивает сферу коррекционного воздействия постановкой артикуляции
звуков и их первичной автоматизацией»
Этапы логопедического обследования
I этап. Ориентировочный
II этап. Диагностический
III этап. Аналитический
IV этап. Прогностический
V этап. Информирование родителей
I этап. Ориентировочный
Задачи:
сбор анамнестических данных;
выяснение запроса родителей;
выявление данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
изучение медицинской и педагогической документации
Виды деятельности:
изучение работ ребенка
беседа с родителями
Виды деятельности:
II этап. Диагностический
Задача:
Обследование речи
в каких видах речевой деятельности проявляются речевые недостатки (говорении, аудировании, чтении, письме);
какие факторы влияют на проявления речевого дефекта
Рассмотреть
Методы логопедического обследования
педагогический эксперимент;
беседа с ребенком;
наблюдение за ребенком;
игра.
Дидактический материал подбирают в зависимости
от возраста ребенка;
от уровня развития речи;
от уровня психического развития ребенка;
от уровня обученности ребенка.
Общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
(отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка)
Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой.
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь
Обследование речи дошкольников
Обследование диалогической связной речи и коммуникативных навыков:
Особенности коммуникативного поведения;
Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств
Обследование монологической связной речи
Специфика построения текста;
Специфика использования языковых средств
Лексический запас
Грамматический строй
Направление углубленного исследования
Слоговая структура
Звукопроизношение
Обследование фонематического восприятия
Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата
Обследование речи школьников
Обследование процесса письма
Обследование процесса чтения
Обследование психических процессов, оптико-пространственных представлений и графомоторных навыков
Обследование устной речи
Текстовая компетенция
Словарный запас
Грамматический строй
Слоговая структура слова
Фонематическое восприятие и звукобуквенный анализ
Звукопроизношение
Строение и функции артикуляционного аппарата
III этап. Аналитический
Задачи:
интерпретация полученных данных;
заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда
паспортная часть;
анамнестические данные;
физическое и психическое здоровье ребенка;
общая характеристика речи (связная речь, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение и фонематическое восприятие, слоговая структура слова, чтение и письмо);
логопедическое заключение
Разделы
речевой
карты
IV этап. Прогностический
Задачи:
определение прогноза дальнейшего развития ребенка;
выявление основных направлений коррекционной работы;
разработка образовательно-коррекционного маршрута
Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.
Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения.
Формы реализации образовательного маршрута
Выявление структуры дефекта, определение причин и механизмов отклонений в развитии речи ребенка — только первое звено в цепочке мероприятий. Выявление первичности и вторичности в структуре дефекта позволяет организовать коррекционно-развивающее обучение адекватно возможностям ребенка с целью его наиболее полной социализации.
V этап. Информирование родителей
Задача:
Особые требования к беседе с родителями
Донесение до родителей и обсуждение с ними заключения, направления коррекционной работы и ее организационные формы.
беседу с родителями строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам обследования.
беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если родители не будут активными союзниками
В беседе необходимо подчеркивать достоинства и достижения ребенка, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению