Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация "Методика коллективного творческого воспитания"

Презентация "Методика коллективного творческого воспитания"

Презентация "Методика коллективного творческого воспитания" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация "Методика коллективного творческого воспитания":
Cкачать презентацию: Презентация "Методика коллективного творческого воспитания"

Презентация для классов "Презентация "Методика коллективного творческого воспитания"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Методика <br>коллективного творческого воспитания<br>
1 слайд

Методика
коллективного творческого воспитания

Понятие<br>История<br>Теоретические основы КТВ<br>Методика подготовки и проведения КТД<br>
2 слайд

Понятие
История
Теоретические основы КТВ
Методика подготовки и проведения КТД

. Современное воспитание – это воспитание с субъект-субъектной позиции (S1↔S).<br> Такое воспитание
3 слайд

. Современное воспитание – это воспитание с субъект-субъектной позиции (S1↔S).
Такое воспитание предполагает организацию воспитательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, сопереживания для развития ребенка как личности – индивидуальности, творческой, активной и самостоятельной, гуманистически направленной.
Понятие КТВ

 Решить эту задачу, на наш взгляд, более всего способна методика коллективного творческого воспитани
4 слайд

Решить эту задачу, на наш взгляд, более всего способна методика коллективного творческого воспитания (КТВ), которая опирается на идеологию общей заботы воспитанников и воспитателей друг о друге, о своем коллективе, о каждом ученике и на хорошо разработанную технологию (И.П.Иванов, О.С.Газман, А.В.Мудрик, С.Д.Поляков, С.А.Шмаков В.Р.Ясницкая).
Понятие КТВ

Сутью методики коллективного творческого воспитания, ее ядром является такая организация совместной
5 слайд

Сутью методики коллективного творческого воспитания, ее ядром является такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям (С.П.).
Понятие КТВ

Методика коллективного творческого воспитания возникла и начала распространение в середине 50-х годо
6 слайд

Методика коллективного творческого воспитания возникла и начала распространение в середине 50-х годов ХХ века, в период "первой оттепели" («хрущёвской»), когда в обществе появилась острая необходимость в творческих, гуманистически направленных личностях. В своем развитии методика коллективного творческого воспитания или коммунарская методика прошла несколько периодов (эти периоды даны по О.С.Газману).

История развития КТВ

Первый период - "проектный" - 1956-1959 годы. Это время Союза энтузиастов (СЭН), в который
7 слайд

Первый период - "проектный" - 1956-1959 годы. Это время Союза энтузиастов (СЭН), в который вошли молодые учителя Ленинграда, вожатые, работники Ленинградского дворца пионеров, которые хотели сделать жизнь учеников интересной, самостоятельной, творческой.

История развития КТВ - 1

Второй период - "строительный" - 1959-1962 годы. В этот период возникает КЮФ - Коммуна Юны
8 слайд

Второй период - "строительный" - 1959-1962 годы. В этот период возникает КЮФ - Коммуна Юных Фрунзенцев, которую возглавляли ленинградские педагоги Игорь Петрович Иванов и Фаина Яковлевна Шапиро и участники которой апробировали методику КТВ (говоря современным языком) в детских летних оздоровительных лагерях под Ленинградом.

История развития - 2

<br>Третий период - "множительный" - 1962-1968 годы. Это период распространения коммунарск
9 слайд


Третий период - "множительный" - 1962-1968 годы. Это период распространения коммунарской методики по всему Советскому Союзу, в первую очередь, через всесоюзный лагерь "Орленок".


История развития - 3

Четвертый период - "консервация" - 1968-1986 годы. В это время методику официально не запр
10 слайд

Четвертый период - "консервация" - 1968-1986 годы. В это время методику официально не запрещали, но и не распространяли, общение происходило в основном на базе личных контактов.

История развития - 4

Пятый период - "расконсервация" - 1986-1991 годы, чему способствовали публикации в "У
11 слайд

Пятый период - "расконсервация" - 1986-1991 годы, чему способствовали публикации в "Учительской газете" о педагогике сотрудничества. Произошел настоящий "взрыв" популярности методики. В творческих учебах (ТУ) для учителей и коммунарских сборах для школьников принимало участие очень большое количество слушателей. Например, в ноябре 1988 года в Ульяновске в ИПК собралось 180 человек вместо 100 намечавшихся, а в январе 1989 года в Калинине вместо 700 приглашенных приехало 1500 ребят и взрослых.

История развития - 5

Шестой период - "технологический" - 1991-1998 годы. В данный период методика имеет небольш
12 слайд

Шестой период - "технологический" - 1991-1998 годы. В данный период методика имеет небольшое распространение и ее особенность в том, что любая идеология отрицается категорически, само слово "коммунарство" вызывает сильнейшую негативную реакцию, используется только технология.

История развития - 6

Седьмой период- "личностно ориентированный" - с 1998 года по настоящее время. В этот перио
13 слайд

Седьмой период- "личностно ориентированный" - с 1998 года по настоящее время. В этот период при проведении коллективных творческих дел непременным условием является личностный акцент, поощрение успехов каждой личности в коллективе, педагогика успеха, педагогика поддержки. Значительный вклад в развитие этого направления внесли работы С.Д.Полякова и В.Р.Ясницкой.
История развития - 7

Цель методики коллективного творческого воспитания - формирование активной, творческой, самостоятель
14 слайд

Цель методики коллективного творческого воспитания - формирование активной, творческой, самостоятельной личности с гуманистической направленностью.

Теоретические основы

Основные принципы – 1) активный, творческий характер деятельности воспитанников; 2) принцип самостоя
15 слайд

Основные принципы – 1) активный, творческий характер деятельности воспитанников; 2) принцип самостоятельности, самоуправления; 3) принцип игры, соревновательности; 4) принцип эмоциональной насыщенности;5) идея заботы о близких и далёких людях.

Теоретические основы - 1

  <br>Теоретические основы – 3 традиционный подход<br>Можно выделить два основных подхода к организа
16 слайд


Теоретические основы – 3 традиционный подход
Можно выделить два основных подхода к организации совместной деятельности (см. рисунки). Первый – воспитатель начинает свою деятельность с нуля, не интересуясь тем, какая работа была проведена до него, каковы особенности развития детей, их интересы и склонности.

Теоретические основы – 4 –подход по методике КТВ<br>
17 слайд

Теоретические основы – 4 –подход по методике КТВ

Теоретические основы – 4 –подход по методике КТВ<br>Второй – воспитатель выясняет, какая работа была
18 слайд

Теоретические основы – 4 –подход по методике КТВ
Второй – воспитатель выясняет, какая работа была проведена до него, каковы особенности развития детей, их интересы и склонности, уровень организаторских умений и навыков. Учитывая результаты проведённой диагностики, воспитатель создает ситуацию- образец (на рисунке – всплеск), то есть какое-то привлекательное для ребят дело, которое они вместе выбирали, готовили, проводили; это дело им удалось, оно оставило положительные эмоции. После ситуации-образца развитие детей идёт более быстрыми темпами, но, как и положено в реальной действительности, в процессе развития бывают и подъёмы, и спады (идея С.Д.Полякова).

Теоретические основы – 5 структура процесса КТВ<br>
19 слайд

Теоретические основы – 5 структура процесса КТВ

Теоретические основы – 5а – структура процесса КТВ<br>КТВ – коллективное творческое воспитание<br>СО
20 слайд

Теоретические основы – 5а – структура процесса КТВ
КТВ – коллективное творческое воспитание
СО – ситуация-образец
КЦ – коллективное целеполагание
КТД – коллективное творческое дело
КП – коллективная подготовка
КД - коллективное дело
КА – коллективный анализ
КТ – коллективное творчество
ЭН – эмоциональный настрой, эмоциональная насыщенность
 

Понятие КТД<br>Что же такое коллективное творческое дело (КТД) и каковы условия его успеха? КТД: пре
21 слайд

Понятие КТД
Что же такое коллективное творческое дело (КТД) и каковы условия его успеха? КТД: прежде всего дело – реальное, конкретное, не для галочки, дело, которое выбрали сами ребята и которое способствует их развитию и улучшает взаимоотношения в коллективе.

Понятие КТД<br>Дело должно быть творческим, то есть «это организация и проведение совместного дела,
22 слайд

Понятие КТД
Дело должно быть творческим, то есть «это организация и проведение совместного дела, ситуация общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, - «не как у всех». (С.Д.Поляков)..

Понятие КТД<br>Дело должно носить коллективный  характер, то есть в нем должны принимать участие, в
23 слайд

Понятие КТД
Дело должно носить коллективный характер, то есть в нем должны принимать участие, в той или иной степени, все ребята класса, группы.

(I этап). В этот этап входит диагностика уровня интересов и потребностей воспитанников, на основе да
24 слайд

(I этап). В этот этап входит диагностика уровня интересов и потребностей воспитанников, на основе данной диагностики настрой их на совместную творческую деятельность, создание банка дел и идей, выбор первого КТД.
Этапы КТД

<br>Второй этап – коллективное планирование. В результате коллективного планирования, во-первых, про
25 слайд


Второй этап – коллективное планирование. В результате коллективного планирования, во-первых, продумывается все дело от начала до конца, во-вторых, создается актив, возглавляющий подготовку и проведение дела. Наиболее продуктивный способ разработки конкретного дела – деловая игра «мозговой штурм».
Этапы КТД - 2

<br>Третий этап – коллективная подготовка дела<br>На этом этапе руководящий орган данного КТД уточня
26 слайд


Третий этап – коллективная подготовка дела
На этом этапе руководящий орган данного КТД уточняет, конкретизирует план его подготовки и проведения, затем непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Каждый микроколлектив может подготовить свой добрый сюрприз, а старшие друзья направляют эту работу и помогают воспитанникам «по секрету».

Этапы КТД - 3

Этапы КТД - 4<br>Четвертый этап – проведение КТД. На этой стадии осуществляется конкретный план, раз
27 слайд

Этапы КТД - 4
Четвертый этап – проведение КТД. На этой стадии осуществляется конкретный план, разработанный руководящим органом, со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Возможна импровизация по ходу дела. Оказываются полезными также и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств, и ошибки, допущенные ребятами.

<br>Коллективные творческие дела подразделяют на группы по разным признакам. И.П.Иванов делит КТД в
28 слайд


Коллективные творческие дела подразделяют на группы по разным признакам. И.П.Иванов делит КТД в зависимости от целей и воспитательных задач: на: общественно-политические, экономические, этические, правовые, экологические, трудовые, познавательные, научные, художественно-эстетические, спортивные и организаторские. С.Д.Поляков считает, что за разными названиями КТД обнаруживаются повторяющиеся схемы организации, которые он называет типами форм КТД и делит на следующие группы:

Этапы КТД -4а

«Бои» - ребята делятся на команды и дают друг другу задания, ставят вопросы: КВН, интеллектуальный х
29 слайд

«Бои» - ребята делятся на команды и дают друг другу задания, ставят вопросы: КВН, интеллектуальный хоккей, хи-би-хо (химико-биологический хоккей), политбой, «Что? Где? Когда?», аукцион, ринг, «Рыцарский турнир», турнир ораторов.

Этапы КТД – 4б

«Защиты» - форма КТД, в которой каждая группа, команда показывает программу, «защищающую» что-то (ст
30 слайд

«Защиты» - форма КТД, в которой каждая группа, команда показывает программу, «защищающую» что-то (страну, профессию, науку, вид спорта): «Визитная карточка», «Защита профессий», «Защита фантастических проектов», «Защита времен года».

Этапы КТД – 4в

«Эстафеты» - близки к защите, но в защите порядок выступления групп не имеет принципиального значени
31 слайд

«Эстафеты» - близки к защите, но в защите порядок выступления групп не имеет принципиального значения а в эстафете требуется определенная последовательность: ЭЛЗ – эстафета любимых занятий, кольцовка песен, журнал-эстафета, эстафета любимых стихов (сказок, песен, шуток и пр.), Три Д (дело для души). Эстафету любимых цветов (ЭЛЦ) в 6-м классе сш №4 проводили две команды, каждая из которых выбирала какой-то цветок (розу, нарцисс, незабудку, ландыш) и по очереди рассказывала – историю появления, стихи, мифы, легенды, сказки, сказы; представляла – различные сорта каждого цветка, соответствующие духи, имена, расцветки тканей, одежду; пела песни о цветах; танцевала и т.п. В параллельном классе организовали эстафету-кольцовку, в которой каждый из участников выбирал «свой» цветок и рассказывал о нем что-то яркое, интересное

Этапы КТД – 4г

«Путешествия» - команды, группы, переходя от «станции» к «станции», получают на них задания, вопросы
32 слайд

«Путешествия» - команды, группы, переходя от «станции» к «станции», получают на них задания, вопросы от организаторов «путешествия» в соответствии с его темой: «Путешествие в мир музыки» (стихов, басен, сказок), «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Путешествие-практикум», "Экскурсия по любимым телепрограммам", «Почтовый дилижанс», «УТЯ» – «Университет Таинственных Явлений» (сш №62 г.Ульяновска), БЭМС – Больше Энергии – Меньше Скуки (сш №11 г.Ульяновска), со станциями «Музей истории», «Плюсик», «Умелые ноги», «Остров цветных карандашей», «Тридевятое царство», «Веселый глобус», «Мели, оратор!», «Соловушка».

Этапы КТД – 4д

«Лотереи» - принцип случайности заданий, вопросов: «Музыкальный калейдоскоп», «Мини-Т» (театр миниат
33 слайд

«Лотереи» - принцип случайности заданий, вопросов: «Музыкальный калейдоскоп», «Мини-Т» (театр миниатюр), «Театр-экспромт», «Ералаш», «Концерт-молния», «Концерт-ромашка», «SOS» («Сигнал бедствия»), «Поздравление-ромашка», (на уроках повторения может быть опрос-ромашка: на доску прикрепляется бумажная ромашка, на лепестках которой написаны примеры, шутливые задачи, задания по любому учебному предмету; опрос-лотерея).

Этапы КТД – 4е

«Ролевые игры» - здесь акцент не на состязательности, а на игре в ее театральном смысле: «Пресс-конф
34 слайд

«Ролевые игры» - здесь акцент не на состязательности, а на игре в ее театральном смысле: «Пресс-конференция с…..», карнавал, маскарад, «Суд над модой» (над современной эстрадой; на уроках – над Молчалиным, над Чацким, над кривыми, над ноликом, над азотом, над силой тяжести, над силой трения, над нарушителями природы и пр.), "Представление театров", «Телемост», «Доценты-студенты», «Посиделки» (русские, татарские, чувашские, рождественские, веселые), «Поэтический (музыкальный, литературный, театральный) салон», «Фабрика смеха».
Этапы КТД -4ж

КТД общения – «Огонек», круг знакомства, «Вече», «СОВА» - «Спрашивай – отвечаем все абсолютно». (Осн
35 слайд

КТД общения – «Огонек», круг знакомства, «Вече», «СОВА» - «Спрашивай – отвечаем все абсолютно». (Основные задачи «Совы»: создать доверительную атмосферу доброго, тактичного внимания друг к другу, развивать интерес к своему внутреннему миру. Роли: интервьюируемый - «Сова»; «корреспонденты», задающие вопросы (в роли «Совы» может быть и учитель). Реквизит: для этой игры необходим «орлятский круг» (все должны видеть лица друг друга) и переходящий условный «символ мудрости и откровенности» – фигурка совы (игрушка, самодельный значок, медальон и т.п.) Предварительно ребята продумывают целесообразность проведения такой игры, обсуждают такие, например, вопросы: О чем спрашивать человека? Что такое внутренний мир человека и насколько он может быть открыт для мира внешнего? Чем отличается любопытство от внимания к человеку? «Душа нараспашку» – хорошо это или плохо? и т.п. Проведение. Роль «Совы» берется ребятами (или взрослыми), конечно, только по желанию. Условия игры: а) за один раз можно интервьюировать не более 3-х человек; б) время интервью необходимо ограничивать (5-7 минут); в) «Сова» имеет право не отвечать на те или иные вопросы или отвечать на них в шутливой форме; г) «корреспонденты» не должны проявлять бестактности, излишней настойчивости и любопытства. Вопросы могут задаваться как по кругу, так и свободно, вразнобой.

Этапы КТД – 4з

Пятый этап – коллективный анализ. Данный этап очень важен, так как коллективное целеполагание, а пос
36 слайд

Пятый этап – коллективный анализ. Данный этап очень важен, так как коллективное целеполагание, а после проведения КТД его анализ делают работу воспитателя и воспитанников осознанной, позволяют более точно строить свою последующую деятельность, развивают рефлексивные способности ребят и, соответственно, их самосознание.
В ходе анализа учитель и ребята размышляют над вопросами: «Что было хорошо и почему? - Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?» В дальнейшем круг вопросов может быть расширен: «Принесло ли наше дело пользу и радость людям? С каким нравственно-психологическим настроем оно прошло? Насколько творчески мы подошли к делу? Насколько мы были самостоятельны?» В старших классах вопросы нужно формулировать так, чтобы они побуждали ребят к самоанализу.

Этапы КТД -5

<br> Формы коллективного анализа различны, их выбор зависит от конкретного класса, от желания ребят,
37 слайд


Формы коллективного анализа различны, их выбор зависит от конкретного класса, от желания ребят, от их умений. Обычно они интуитивно начинают с наиболее простых форм анализа, которые характеризуют их настроение после КТД: «рожицы», «цветопись» (ребята получают карточки трех цветов: зеленого – отличное настроение, голубого – нейтральное, равнодушное настроение, коричневого – плохое настроение – и выбирают карточку, соответствующую их настроению). Затем это может быть «время на шум». Это самая оперативная форма коллективного анализа, в котором проводится обсуждение по МИГам в течение короткого времени, а затем МИГи делятся своим мнением с остальными. Здесь опасность таится в том, что при обсуждении инициативу сразу же возьмут в свои руки лидеры группы и их мнения окажутся доминирующими. Поэтому, чтобы по возможности исключить такую ситуацию, учитель может заранее «вступить в сговор» с этими ребятами, дав им «секретные задания», вызвать на разговор самых заядлых молчунов, а свое мнение оставить напоследок. Можно сделать обязательным условием или традицией, чтобы от МИГов выступали каждый раз разные ребята, причем каждый имеет право высказать свое «особое мнение», если оно не совпадает с общим.

Этапы КТД -5а (формы анализа)

<br> <br><br> <br> <br><br>Этапы КТД -5а (анализ – рожицы)<br><br><br>
38 слайд







Этапы КТД -5а (анализ – рожицы)


«Р а з г о в о р  п о  к р у г у». Эта форма коллективного анализа самая сложная для учителя не толь
39 слайд

«Р а з г о в о р п о к р у г у». Эта форма коллективного анализа самая сложная для учителя не только потому, что он высказывается последним, но и потому, что весьма непросто создать обстановку, располагающую к серьезности и откровенности. Не каждому легко, особенно без привычки, заставить себя задуматься и высказать свое мнение, не повторенное за другими. Данную форму анализа не стоит брать в большой группе. Возможно, ребятам поможет то, что они могут отвечать не на все предложенные вопросы, а по выбору: мне понравилось сегодняшнее дело, но… Мне оно не понравилось, но… Я бы хотел сказать спасибо… Кому мы принесли сегодня радость и пользу? Что я открыл в себе, в людях? Как я оцениваю свое участие? Что нового я получил сегодня? О чем я узнал, чему научился? Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или кого-то? и т.д.

Этапы КТД -5б (формы анализа)

«А н к е т и р о в а н и е». Этот традиционный метод обратной связи может быть мощным средством рефл
40 слайд

«А н к е т и р о в а н и е». Этот традиционный метод обратной связи может быть мощным средством рефлексии, если вопросы подобраны продуманно (они могут варьироваться в каждом отдельном случае), если ребята отвечают на них не наспех, с уверенностью, что их откровенность не будет наказана. Очень осторожным должно быть коллективное обсуждение итогов анкеты: иногда целесообразно обнародовать только общие результаты, авторство же тех или иных мнений ребят приводят только по желанию.

Этапы КТД -5в (формы анализа)

К письменным видам коллективного анализа относятся и такие, как «Газета-ветерок» (все по очереди зап
41 слайд

К письменным видам коллективного анализа относятся и такие, как «Газета-ветерок» (все по очереди записывают свои ответы на заготовленном листе бумаги) или «Лапша-газета» (МИГи записывают свое мнение на длинненьких листах-фрагментах, которые затем наклеиваются на общий лист). В этом случае можно оставлять в газетах «Уголок несогласия» («Особое мнение», «Страничка инакомыслящих», «Листок оппонентов (оппозиции)»), где может высказаться каждый «несогласный».

Этапы КТД -5г (формы анализа)

При коллективном анализе года или четверти можно устроить «референдум» по вручению шуточных медалей
42 слайд

При коллективном анализе года или четверти можно устроить «референдум» по вручению шуточных медалей (медали изготовляет Совет дела после конкурса на лучшие эскизы): медаль «Светлая голова», «Золотое сердце», «Рыцарская шпага», «Лучезарная улыбка», «Лучший сценарист», «Фантазер №1», «Ди-джей века» (10а класса) и т.п. Медалей может быть столько, сколько ребят в классе.

Этапы КТД -5д (формы анализа)

 Это опять мы! Желаем креатива!<br>
43 слайд

Это опять мы! Желаем креатива!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация "Методика коллективного творческого воспитания"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация