Презентация "Приемы работы с текстом при формировании читательской деятельности"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 84
Презентация для классов "Презентация "Приемы работы с текстом при формировании читательской деятельности"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Соловьева Анастасия Витальевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Чебоксары Чувашской Республики
Направления формирования функциональной грамотности
читательская грамотность
математическая грамотность
естественно-научная грамотность
финансовая грамотность
глобальные компетенции
креативное мышление
Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…»
Виды текстов
связные (линейные) тексты
памятки-инструкции
словарные статья
оглавление учебника
цитаты (афоризмы)
эпиграфы к главам и параграфам
схемы
таблицы
формулировки заданий к упражнениям
планы текста, устного высказывания, языкового разбора
Группы формирования читательских умений
Нахождение и извлечение информации
Интеграция и интерпретация информации
Оценка и использование информации
Типовые примеры формулировок заданий на нахождение и извлечение информации
Кто из героев…?
Как в тексте называется…?
Расположите события в хронологической последовательности.
Какое из утверждений не соответствует тексту?
Выберите ошибочное утверждение о…
В какой части текста говорится о …
Типовые примеры формулировок заданий на интеграцию и интерпретацию информации:
Какова цель автора текста?
Какое из приведенных ниже названий может быть заглавием к тексту?
Какая информация в тексте является главной, а какая – второстепенной?
Из приведенных ниже вопросов выберите тот, на который нельзя получить ответ, прочитав текст.
Какая иллюстрация в наибольшей степени подходит к тексту?
Объясните назначение иллюстрации к тексту.
Поясните следующую фразу из текста…
Вывод какого из участников диалога не основывается на информации из текста?
Почему герой поступает так?
Найдите одно сходство и одно различие в предложенных текстах.
Как соотносятся высказывания героев?
Типовые примеры формулировок заданий на оценку и использование информации:
Запишите свой ответ на поставленный в тексте вопроси обоснуйте свое мнение.
Подтвердите или опровергните точку зрения одного из героев, основываясь на собственном жизненном или читательском опыте.
Проанализируйте пересказ текста, выполненный несколькими учениками. Кто из учеников, по-вашему, наиболее правильно выполнил пересказ? Поясните свой ответ.
Каким может быть продолжение истории? Завершите рассказ.
Придумайте и изобразите рекламу…
Работа с текстом до чтения
Прогноз по названию
Прогноз по ключевым словам
Мозговой штурм
Ориентация предвосхищения
Предваряющие вопросы
Глоссарий
Батарея вопросов
Рассечение вопросов
Корзина идей
Дерево предсказаний и др.
Работа с текстом во время чтения
Чтение вслух
Чтение с пометками
Чтение про себя с вопросами
Чтение с остановками
Чтение про себя с пометкой
Диалог с автором
Шесть шляп
Маркировка
Чтение в кружок и др.
Верные и неверные утверждения
Тайм-аут
Синквейн
Кластер
Ключевые термины
Образные эстафеты
Шапка вопросов
Ментальная карта
Ромашка Блума
Толстые и тонкие вопросы
Судебное разбирательство
Четыре угла
Фишбоун
Стратегия 3-2-1
Пять «почему»
Дерево ответов
Различные виды таблиц и графических организаторов (ассоциативный куст, круги Эйлера, диаграмма Венна, денотатный граф и т.п.)
Работа с текстом после чтения
Прием «Реставрация текста»
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая имеет значение _________________ и отвечает на вопросы _________________________.
______________________________ – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы _________________________________________.
________________________ – это часть речи, которая обозначает ___________________ и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
НАРЕЧИЕ – это часть речи, которая имеет значение _____________________ и отвечает на вопросы __________________________________________________________________.
Прием «Денотатный граф»
Имя прилагательное
обозначает
отвечает на вопросы
изменяется
бывает
в предложении является
признак предмета
какой?
чей?
по родам, по числам, по падежам
качественное
относительное
притяжательное
определение
подлежащее
Понятие
глагол
имя
глагол
имя
Прием «Диаграмма Венна (круги Эйлера)»
характерные черты
характерные черты
общее
1 понятие
2 понятие
Прием «Ромашка Блума»
Фразеологизмы
уточняющие вопросы
простые вопросы
объясняющие вопросы
творческие вопросы
практические вопросы
оценочные вопросы
Простой вопрос: Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
Уточняющий вопрос: В прямом или в переносном значении употребляются слова во фразеологизмах?
Объясняющий вопрос: Почему фразеологизмы имеются во всех развитых языках мира?
Творческий вопрос: Что произошло бы, если бы фразеологизмы исчезли из языка?
Оценочный вопрос: Как вы думаете, хорошо или плохо, что в языке есть фразеологические обороты?
Практический вопрос: В обычной жизни вы и ваши близкие употребляете фразеологизмы? Если да, то в каких ситуациях?
Прием «Рассказ от лица героя»
Перескажите рассказ от лица Николая Евграфовича Алмазова.
Кто Вы и чем занимаетесь? О чем мечтаете и к чему стремитесь?
Каковы Ваши отношения с женой? За что Вы любите и цените ее?
Какое же несчастье с Вами приключилось? Почему? Кто в этом виноват?
Какое будущее Вам виделось после произошедшего? Что Вы испытывали? Опишите Ваши страдания.
Как Вы отнеслись к предложению Верочки? Почему согласились?
Как Вы отнеслись к своему триумфу? Какие чувства испытывали? Почему изменилось Ваше отношение к профессору?
Чему научила Вас эта история?
Перескажите рассказ от лица старого профессора.
Кто Вы и чем занимаетесь?
Как относятся к Вам Ваши ученики – слушатели Академии генерального штаба?
Как вы относитесь к Вашей работе?
Почему возник конфликт между Вами и одним из Ваших учеников? Как Вы предложили его разрешит?
Почему Вы были уверены в Вашей правоте?
Какие чувства Вы испытали, убедившись, что были не правы?
Почему Вы признали свою неправоту и не пытались найти подтверждение своих слов?
Как изменилось Ваше отношение к Николаю Алмазову?
Перескажите рассказ от лица Верочки.
Кто Вы и чем занимаетесь? Что составляет смысл Вашей жизни?
Каковы Ваши отношения с мужем? За что Вы любите и цените его?
Как Вы догадались, что с Николаем произошло какое-то несчастье? Почему не отступились в ответ на грубые ответы?
Что Вы испытывали, когда муж рассказывал Вам о своей неудаче?
Какой выход виделся Вам из сложившейся ситуации? Почему Вы решили осуществить свой план?
Почему никак не хотели уезжать, пока не убедились, что всё исполнено?
Как Вы узнали, что затея удалась?
Как Вы отнеслись к триумфу своего мужа? Какие чувства испытывали?
Анализ рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»
Цифровые инструменты формирования функциональной грамотности
Портал «Учи.ру»
uchi.ru
Возможность создавать задания и проводить мониторинг по трем направлениям функциональной грамотности для 7-8 классов
Цифровые инструменты формирования функциональной грамотности
Портал «Российская электронная школа»
resh.edu.ru
Электронный банк задний по всем направлениям функциональной грамотности для 5-9 классов
Цифровые инструменты формирования функциональной грамотности
Онлайн-тренажер «Веб-Грамотей»
cerm.ru
Создание упражнений по читательской грамотности
Участие в конкурсах по четырем основным направлениям функциональной грамотности
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
Умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения
Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).