Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка""

Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка""

Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка"" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка"":
Cкачать презентацию: Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка""

Презентация для классов "Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка""" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Переосмысление значений и стилистическая переоценка слов в современном русском языке  <br>Урок РРЯ в
1 слайд

Переосмысление значений и стилистическая переоценка слов в современном русском языке
Урок РРЯ в 9 классе
Ефимова Елена Борисовна
МБОУ «Лицей №88 г. Челябинска»

Цели урока<br>воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры; <br>анализиро
2 слайд

Цели урока
воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры;
анализировать языковой материал;
строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения,
соотносить информацию из разных частей текста;
понимать и комментировать основные активные процессы в современном русском языке.

Существенные изменения происходят в значениях многих русских слов.<br>Такие изменения могут выражать
3 слайд

Существенные изменения происходят в значениях многих русских слов.
Такие изменения могут выражаться:
в переосмыслении существующих значений;
в появлении у слов новых значений в дополнение к имеющимся.

Процессы переосмысления значений связаны:<br>с потерей идеологических «наращений» смысла слова в пос
4 слайд

Процессы переосмысления значений связаны:
с потерей идеологических «наращений» смысла слова в постсоветский период («в капиталистическом обществе», «основанный на эксплуатации»)
с возвращением в активный запас русского языка слов из разряда устаревших или малоупотребительных.

Сравните!<br>«Словарь русского языка» С.И. Ожегова  (1973 г.)<br>Банкир, -а, м. Владелец или крупный
5 слайд

Сравните!
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (1973 г.)
Банкир, -а, м. Владелец или крупный акционер банка в капиталистических странах
Бизнес, -а, м. То, что является источником личного обогащения, наживы (деловое предприятие, ловкая афера и т.д.)

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (1992 г.)
Банкир, -а, м. Владелец или крупный акционер банка.
Бизнес, -а, м. Предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль.

К  числу переосмысленных слов, вернувшихся в современный русский язык из разряда устаревших, относит
6 слайд

К числу переосмысленных слов, вернувшихся в современный русский язык из разряда устаревших, относится слово волонтёр, которое было заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка (volontier) со значением «солдат-доброволец»
Работа с учебником стр. 47.
Назовите современное значение слова «волонтёр».

Прочитайте слова, которые на рубеже XX—XXI веков вернулись в активный словарный запас из разряда уст
7 слайд

Прочитайте слова, которые на рубеже XX—XXI веков вернулись в активный словарный запас из разряда устаревших, и проанализируйте их прежние значения.
Дума — название некоторых учреждений в Древней Руси и царской России (совет бояр, высший совет при царе).
Государственная Дума — это законодательный орган, являющийся одной из двух палат Федерального собрания РФ.

Гимназия —  в России до 1917 года — общеобразовательное среднее учебное заведение (с обязательным из
8 слайд

Гимназия — в России до 1917 года — общеобразовательное среднее учебное заведение (с обязательным изучением одного или двух классических языков и нескольких современных иностранных языков).
Гимназия – образовательное учебное заведение с углубленным изучением предметов, призванное обеспечить изучение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю (гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому
и др.), выбранному учащимися.

Лицей  — в России до 1917 года  — привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение для
9 слайд

Лицей — в России до 1917 года — привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение для детей дворян, готовившее государственных чиновников.
Лицей – это среднее учебное заведение, главная задача которого — специализированная подготовка старшеклассников к поступлению в вузы.

Гувернёр  — воспитатель детей в дворянских и буржуазных семьях, обычно иностранец. <br>Гувернёр – эт
10 слайд

Гувернёр — воспитатель детей в дворянских и буржуазных семьях, обычно иностранец.
Гувернёр – это воспитательница, воспитатель детей, живущий в чужом доме.

Один из самых величественных храмов России  — храм Христа Спасителя в Москве. Это кафедральный собор
11 слайд

Один из самых величественных храмов России  — храм Христа Спасителя в Москве. Это кафедральный собор Русской Православной Церкви, расположенный недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки. Современное здание построено на месте взорванного в 1931 году большевиками одноимённого храма, который был возведён в XIX веке в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года и представлял собой одну из святынь России. Открыт заново 31 декабря 1999 г.

Семантические неологизмы<br>Дайте определение понятия «Семантические неологизмы» Работа с учебником,
12 слайд

Семантические неологизмы
Дайте определение понятия «Семантические неологизмы» Работа с учебником, стр. 48
Старые слова и фразеологизмы, у которых появились новые значения, - семантические неологизмы.
В  настоящее время особенно много таких неологизмов образуется в разговорной лексике и лексике молодёжного и компьютерного жаргонов.

Работа с учебником,<br> упр. 70<br>Справочный материал<br>Метафора – оборот речи, состоящий в употре
13 слайд

Работа с учебником,
упр. 70
Справочный материал
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой.

Работа с учебником,<br> упр. 71<br>О каких путях образования новых значений слов русского языка гово
14 слайд

Работа с учебником,
упр. 71
О каких путях образования новых значений слов русского языка говорится в тексте?
1 Калька - буквальный перевод
Мышь ― специальное устройство, позволяющее управлять курсором и вводить разного рода команды.

О каких путях образования новых значений слов русского языка говорится в тексте?<br>2. Метафора (наз
15 слайд

О каких путях образования новых значений слов русского языка говорится в тексте?
2. Метафора (название по сходству)
@ ― значок электронной почты

О каких путях образования новых значений слов русского языка говорится в тексте?<br>3. Сближение зву
16 слайд

О каких путях образования новых значений слов русского языка говорится в тексте?
3. Сближение звукового облика заимствованного слова с уже существующим русским.
Хомяк (home page)  — домашняя страница


Домашнее задание<br>упр. 71, <br>задание 3 (письменно)<br>Упр. 73, задание 1<br>П. 9 прочитать, подг
17 слайд

Домашнее задание
упр. 71,
задание 3 (письменно)
Упр. 73, задание 1
П. 9 прочитать, подготовиться к самостоятельной работе.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Урок родного языка (русского) "Переосмысление значений слов современного русского языка""" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация