Мастер-класс по теме "Методы формирования читательской грамотности"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 83
Презентация для классов "Мастер-класс по теме "Методы формирования читательской грамотности"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Приёмы формирования читательской грамотности»
Учитель русского языка и литературы
Бачева Мария Анатольевна
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э.Тоффлер
Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru
продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
Задачи :
отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе
прокомментировать эффективность применения данных приемов;
обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Цель:
Читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Группы умений:
I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения,
умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы
II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя
может быть началом урока;
Приём «Верите ли вы…»
может систематизировать уже имеющуюся информацию.
может связывать разрозненные факты в единую картину;
1. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
2. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
3. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?
Мотивация учения
Приём «Верите ли вы …»
В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.
Сложение целого текста из частей.
Прием «Мозаика» или «Реконструкция текста»
Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым.
Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».
Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок».
Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.
«Кластер»
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
Технология приема:
Составить опорный конспект по изучаемой теме и «озвучить» его.
Принять участие в «конкурсе шпаргалок».
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (н-р: не более 10)
Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
— это форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях.
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Ребенку необходимо вспомнить и заполнить пустые клетки верно.
«ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».
Задачей данного приема является восстановление текста на память.
Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала .
«Реставрация текста».
– это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Синквейн