Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс)

Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс) - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс):
Cкачать презентацию: Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс)

Презентация для классов "Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Двадцать девятое ноября<br>классная работа<br>Разносклоняемые имена существительные. <br>Буква е в с
1 слайд

Двадцать девятое ноября
классная работа
Разносклоняемые имена существительные. 
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!<br>Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: <br>имя – имени – к имени
2 слайд

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ!
Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: 
имя – имени – к имени – об именах.
Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения.
Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество
3 слайд

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.
Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя. 
Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота. 
Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя. 
Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество
4 слайд

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.
Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя. 
Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота. 
Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя. 
Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

Обратимся к склонению слов<br>Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го
5 слайд

Обратимся к склонению слов
Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.
(Чего?) моря, тени 
(Чему?) к морю, к тени 
(Чем?) морем, тенью 
(О чём?) о море, о тени 


Теперь в эти же падежи поставим существительное имя. 
(Чего?) имени 
(Чему?) к имени 
(Чем?) именем 
(О чём?) об имени 
Сравним окончания.

В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-г
6 слайд

В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание -и. 
В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения. 
Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?
Бремя – бремени, время – времени. 
Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка. 
Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный. 
Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.

Запишем!<br>
7 слайд

Запишем!

Упражнение 1<br>Укажите ряд, в котором во всех словах пишется И.<br>При мнени.., при случа..<br>у ст
8 слайд

Упражнение 1
Укажите ряд, в котором во всех словах пишется И.
При мнени.., при случа..
у стремен.., у пустын..
в лаборатори.., в спектакл..
дочер.., о здоровь.

Правильный ответ<br>при мнении (на -ие), при случае (2-е)<br>у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
9 слайд

Правильный ответ
при мнении (на -ие), при случае (2-е)
у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)
дочери (3-е), о здоровье (2-е)

Упражнение 2<br>Восстановите словообразовательную цепочку.<br>Племя →…→… →…→…<br>Племенной, племена,
10 слайд

Упражнение 2
Восстановите словообразовательную цепочку.
Племя →…→… →…→…
Племенной, племена, племянничек, племянник


Чтобы восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке, нужно сравнить их морфемн
11 слайд

Чтобы восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке, нужно сравнить их морфемный состав и объяснить значение через ближайшее родственное слово.
Племя – племена. Племена – форма мн. ч.
Племенной – относящийся к племенам.
Племянник – соплеменник, родственник (исторически)
Племянничек – разговорное, уменьш.-ласк.
Правильный ответ
Племя → племена → племенной → племянник → племянничек

Работа с учебником<br>
12 слайд

Работа с учебником

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация по русскому языку на тему "Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя" (6 класс)" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация