Разносклоняемые существительные 5 кл
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 94
Презентация для классов "Разносклоняемые существительные 5 кл" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Типы склонений существительных
1 скл.
Женского и мужского рода
- а, я
2 скл.
Мужского рода с нулевым окончаниеми среднего рода
- о, е
3 скл.
Женского рода
на Ь
Поставь существительное ВЕСНА в нужную форму, определи падеж.
Всё пробудилось ото сна:
По миру шествует …
Как будто расцветаем мы,
Почувствовав приход …
И захотелось выйти мне
Навстречу молодой …
В листве зелёной утону
И в этом обвиню …
Природа дышит лишь одной
Неповторимою …
Скворец, присевший на сосне,
Горланит песни о …
Другим об этом расскажи,
И повторишь ты падежи!
Толкование слов
БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Говори правильно!
Который час?
(если хотим узнать, сколько показывают часы)
Сколько времени?
(об отрезке времени, имеющем границы)
Вставь существительные на -МЯ
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
Самопроверка:
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
Проверь себя!
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
Ключ к тесту
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе
«Нет ошибок» - Молодец!
«1 ошибка» - Неплохо. Но нужно быть внимательнее!
«2 и более ошибки» - Нужно ещё поработать!
Домашнее задание
1) Параграф № 98, упр. № 724
2) Сочинить сказку про разносклоняемые существительные или подобрать пословицы с разносклоняемыми словами.
Удачи!