Формирование осознанного чтения у детей начальной школы.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 75
Презентация для классов "Формирование осознанного чтения у детей начальной школы." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Актуальность проблемы:
Не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников;
Не могут с первого раза понять содержание задания
Отрицательные факторы:
изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём стали занимать телевидение и компьютер, которые не способствуют мотивации чтения художественной литературы;
поступая в первый класс, младшие школьники отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем;
в современных семьях практически нет детских библиотек, родители не читают вместе с детьми.
Стандарт НОО:
К концу 4 класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями поиска, передачи, хранения и понимания информации в различных источниках.
Нестандартные приемы:
определение истинности-ложности высказывания по отношению к тексту;
заполнение пробелов в тексте;
расположение вопросов по порядку содержания текста;
самостоятельный письменный диалог с текстом в литературоведческом дневнике и др.
Что такое осознанное чтение?
Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Или:
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Задачи учителя:
помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст;
научить устанавливать смысловые связи в тексте;
помочь осознать идейный смысл произведения.
Разнообразные методы:
Подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсию, демонстрацию картин, иллюстрации, видеоматериал.
Работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями.
Анализ изобразительных средств художественного произведения.
Анализ текста.
Закрепление содержания прочитанного текста
Составление различных видов планов.
Пересказ.
Обобщающие беседы.
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, красный, синий, зеленый;
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
5.Путем перестановки букв составь слово.
У к л б о; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё;
9.Найди четвертое слово.
Песня – композитор; самолет - ?
10.Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
12.Какие буквы, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеек
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
Гроза шутка ярмарка
2.Подбери пару.
Песня практичный
Площадь примерный
Подруга прилежный
Почтальон праздничный
Подарок полосатый
Полотенце полотняный
Портфель прекрасный
Парикмахер приятный
.
Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
3.Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы
, о ы б б р.
4.Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
5. Ребусы.