Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке - презентация урока истории в 7 классе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 124
Презентация для классов "Культура и повседневная жизнь народов России в 16 веке - презентация урока истории в 7 классе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
О ком и о чем поется в этой песне?
С одной стороны, он воспевается как борец с боярами, как защитник бедняков, всех униженных и оскорбленных. С другой стороны, это грозный деспот, который не терпит противоречий.
Первого боярина в котле велю сварить,
Другого боярина велю на кол посадить,
Третьего боярина скоро велю сказнить.
Актуализация знаний
Домашнее задание:
Параграф – стр.100-111
Вопросы и задания на стр. 111
Рабочая тетрадь № 5-8.11-12
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 111).
Задание 9 – сообщение. презентация
План:
Особенности развития культуры России в XVI в.
Просвещение.
Начало книгопечатания.
Летописание. Исторические произведения.
Публицистика. Светская литература.
Архитектура.
Изобразительное искусство.
Музыкальная культура.
Религиозные праздники и повседневный быт.
Проблемный вопрос ! (стр. 95)
Как создание единого государства повлияло на развитие культуры народов России?
Особенности развития культуры России в XVI веке
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в
П. Коровин «Взятие Казани
Иоанном Грозным»
развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.
Особенности развития культуры России в XVI веке
В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них
преобладала героическая тематика, выражались идеи патриотизма, крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля
Особенности развития культуры России в XVI веке
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти
Почему были важны культурные контакты России с другими странами?
Культурные контакты России с другими странами были важны потому, что за счет этих контактов происходило обогащение культуры, развивалось искусство, изменялась жизнь людей.
Задание
Особенности развития культуры России в XVI веке
Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.
Отметьте утверждения, которые характерны для развития образования в XVI веке, используя текст учебника.
Задание 1 - раб. тетрадь, стр.49
Просвещение
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму,
иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики .
Просвещение
Б.Кустодиев.
Школа в Древней Руси.
Простых людей обучали специальные мастера «недуховного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.
Просвещение
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере,
обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.
Просвещение
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки — «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь
Все чаще в домах богатых людей появлялись библиотеки, включавшие как русские рукописи, так и книги, переведенные с греческого, латыни, древнееврейского языков. Иван Грозный владел огромной библиотекой. В его письмах и других сочинениях упоминаются десятки книг. Со смертью царя его знаменитая библиотека исчезла. Куда она подевалась? До сих пор эта тайна не разгадана.
Просвещение
Как было организовано обучение в школах XVI в.?
Обучение в школах XVI в. было организовано при церквах и монастырях. Учили грамоте, письму, арифметике на церковных книгах, учебники появились только во второй половине XVI в.
Задание
Кто считается родоначальником книгопечатания в Европе? Когда в Европе была создана первая печатная книга?
Ио́ганн Генсфляйш цур Ладен цум Гу́тенберг (между 1397 и 1400, Майнц — 3 февраля 1468, Майнц) — немецкий первопечатник. В середине 1440-х годов создал способ книгопечатания подвижными литерами, оказавший огромное влияние не только на европейскую культуру, но и на всемирную историю.
Задание
Начало книгопечатания
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр
Мстиславец
напечатали первую
русскую
датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан
«Часословец» —
книга для обучения
грамоте
Среди замечательных строителей русской культуры одно из первых мест занимает Иван Федоров, с именем которого связано начало книгопечатания в Русском государстве.
Начало книгопечатания
Начало книгопечатания
Макарий и царь Иван IV стоят у истоков русского книгопечатания. Его необходимость вызывалась ошибками при переписывании богослужебных текстов и задачей распространения
православия на землях, вошедших в состав Русского царства после взятия Казани.
Уже около 1553 года в Москве работала первая типография, но выпущенные ею немногие книги не содержат дат выхода в свет
и имен мастеров.
Станок Печатного Двора
Начало книгопечатания
Позже книгопечатание в
Москве наладил дьякон одной из московских церквей Иван Федоров, вошедший в историю как первый русский книгопечатник.
Иван Федоров
Место для постройки Печатного двора Иван Грозный выбрал в центре города на Никольской улице вблизи Заиконоспасского монастыря. Царь не жалел денег на строительство типографии и обзаведение всем необходимым. Главным ее деятелем стал Иван Федоров, человек совершенно замечательный по любви к книгопечатному делу, которому он посвятил всю свою жизнь.
Начало книгопечатания
Начало книгопечатания
В 1564 году он выпустил первую русскую датированную книгу «Апостол» (часть Библии — «Деяния апостолов»). Книга была прекрасно оформлена и на многие годы стала образцом для печатников.
Страница «Апостола» Ивана Федорова
Первая датированная печатная книга на Руси появилась 1 марта 1564 года. Она была отпечатана в Москве в государственной типографии, которую основал Иван Грозный. Полное название книги «Деяния апостольские», но более известно ее краткое название «Апостол»
Начало книгопечатания
В 1574 году во Львове Иваном Федоровым был издан первый русский печатный букварь с грамматикой — «Азбука», по его словам — «для пользы русского народа и ради скорого младенческого научения». Тираж был предположительно 2000 экземпляров.
Написана книга на старославянском языке: 80 страниц, по 15 строк на странице. Некоторые ее страницы украшены характерными для изданий Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы.
Начало книгопечатания
Какие последствия для развития культуры имело начало книгопечатания?
Для развития культуры начало книгопечатания имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и, значит, доступнее для людей.
Задание
Летописание, исторические произведения
В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др.
- Лицевой свод (60—70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами — лицами.
Летописание, исторические произведения
- Степенная книга (1562—1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей,
отважных воинов и
примерных христиан.
- Казанская история (60-е
гг. XVI в.) – большая часть
посвящена истории
Казанского ханства и
завоеванию в 1552 г.
Исторические повести и сказания сообщали о важнейших событиях времен Ивана Грозного- о походе на Новгород, деяниях царя, борьбе с иноземцами. Так, «Повесть о Молодинском сражении» воспевает блестящую победу русских над крымским ханом в 1572 г. «Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» посвящена героической обороне города.
Летописание, исторические произведения
Как отразилось в памятниках культуры взятие Казани?
Он рисует эпическую картину битвы православного воинства во главе
с идеальным царем против «нечестивых», но при этом отдает должное и противнику (одна из глав «Сказания…» называется«О падении храбрых казанцев»).
В литературе взятию Казани посвящено замечательное «Сказание о царстве Казанском». Неизвестный по имени автор 20 лет
провел в Казани пленником и был очевидцем событий.
Как представлена русская история в «Степенной книге»? Как в ней объясняются причины исторических событий?
Русская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням (степеням) исторической лестницы к Богу. Причины исторических событий в ней объясняются Божьим промыслом и мудрым правлением князей и государя Ивана IV.
Задание
Летописание, исторические произведения
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература.
- Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии.
- Книга «Светоч сердец»,
созданная Аднашем
Хафизом, автор размышляет
о событиях взятия Казани
русскими войсками и даёт
советы, как сохранить
самобытность в условиях
военного поражения.
Летописание, исторические произведения
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания они передавали в виде преданий.
- Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои —суровые богатыри — нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами.
- Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.
Публицистика. Светская литература.
Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже — царской) власти.
- «Сказание о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.
- В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Филофей
В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от «Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.
Какие темы были характерны для литературных произведений в XVI в.? Перечислите названия этих литературных произведений.
Для литературных произведений в XVI в. были характерны темы обоснования царской власти в России.
Названия литературных произведений: Сказания о князьях владимирских, Сказание о царе Константине, Сказание о Магмете-салтане, История о великом князе московском
.
Задание
Публици́стика — обсуждение в печати насущных вопросов общественно-политической жизни.
Публицистика. Светская литература
Публицистика. Светская литература
Расцвет публицистики:
челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти,
переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский
Публицистика. Светская литература
В сочинениях Пересветов выступает обличителем боярства, за удовлетворение основных требований «воиников», то есть дворян.
Публицистика. Светская литература
Иван IV оставил после себя немало сочинений — в основном писем и дипломатических посланий.
Главный созданный им литературный памятник — переписка с Андреем Курбским.
Второе послание Ивана Грозного Курбскому
Иван Грозный - один из самых талантливых писателей XVI века
Оба были прекрасно образованными людьми, хорошо владели пером, но князь следовал принятому канону торжественного послания, а письма царя пронизаны сарказмом, яркими сравнениями и даже грубыми просторечиями.
Иван Грозный и Андрей Курбский
Андрей Курбский – «Сказание о Максиме Греке», «История о великом князе Московском»- главные его произведения.
Изучал науки и языки. Был знаком с грамматикой, риторикой, диалектикой, астрономией, в зрелом возрасте самостоятельно выучил латынь. Знал философские сочинения Аристотеля, Цицерона, Парменида, Эпикура, Платона, Эразма Роттердамского, Кирилла Александрийского
Андрей Курбский - один из самых видных публицистов XVI века
Главное произведение Максима Грека – «О грамматике».
Максим оставил после себя многочисленные сочинения разнообразного характера: богословские, духовно-нравственные послания и письма к частным лицам.
Наблюдая «дефекты» и социальную несправедливость русской жизни, которая была в прямой оппозиции его христианским идеалам, Максим Грек начал критиковать власти.
Публицистика. Светская литература
Начиная с XVI века, его труды распространяются в многочисленных рукописных списках, например, в Библиотеке Троицко-Сергиевской лавры имеются его рукописи
Публицистика. Светская литература
Федор Карпов
Общество и государство должно строится на соблюдении закона
Правитель должен нести закон и правду
Сетовал по поводу падения нравов
Вопросы власти
Андрей Курбский
Идеал государства –
сословно-
представительная
монархия
Иван Пересветов
Государство и общество
необходимо строить
на основе соблюдения
законов.
Идеал – восточная
деспотия
Идея дворянского
государства во главе
с самодержавным царем
Дипломат, правитель должен нести в мир закон и правду
Федор Карпов
Публицистика. Светская литература
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров.
- Особое место занимал «Хронограф» — сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор
рассматривает российскую историю
как часть всемирной истории.
- В первой половине XVI в. круг людей,
близких к митрополиту Макарию,
создал знаменитые Четьи минеи
(«чтения ежемесячные»). Четьи минеи
стали своего рода церковно-
литературной энциклопедией русского
средневекового общества.
Публицистика. Светская литература
Под руководством другого деятеля Избранной рады — митрополита Макария — были составлены «Великие Четьи минеи» в 12 томах. В них вошли книги, предназначенные для ежемесячного чтения православными русскими христианами: части Ветхого и Нового завета с толкованием, жития наиболее почитаемых святых и др.
«Великие Четьи минеи»
Публицистика. Светская литература
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе
Назовите главную идею Домостроя. Актуальны ли его идеи в современной жизни?
Главная идея Домостроя – подчинение царской власти, а в семье – ее главе, мужу, отцу. Его идеи в современной жизни не актуальны. Царской власти нет, а между мужчинами и женщинами – равноправие.
Задание
Какой вклад внесли в культуру
деятели Избранной рады?
В состав Рады вошли талантливые люди,
оставившие яркий след в культуре. Так, Сильвестр был одним из авторов «Домостроя» — собрания советов и практических наставлений по самым разным вопросам: как воспитывать детей, вести себя в гостях и принимать гостей, соблюдать пост и пр.
Публицистика. Светская литература
Формально Сильвестр посвящал этот сборник своему сыну Анфиму, но имел в виду молодого царя Ивана Грозного, который только что обзавелся семьей и нуждался в наставлениях.
«Как детей учить и страхом спасать.
Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти…
Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь.
Не дай ему власти в юности ... ибо в таком случае будет больно и досадно твоей душе, убыточно твоему дому, будет погибель имению твоему, укоризна от соседей, пред властью поплатишься и претерпишь разные неприятности»
Из «Домостроя».
Публицистика. Светская литература
Впоследствии слово «Домострой» стало обозначать безраздельное господство в доме мужа и отца, приниженное положение жены и детей. Такая дурная слава возникла не на пустом месте.
Публицистика. Светская литература
Но надо учитывать, что нравы тогда были вообще жестокие, и в каких-то отношениях «Домострой» их даже смягчал. Например, жену не рекомендовалось бить палкой или кулаком, а «только за великое и страшное ослушание плеткою вежливенько
побить», и не при людях, а наедине.
Соотнесите жанр литературного произведения, сущность жанра и название произведения, его авторов или героев.
Задание 3 - раб. тетрадь, стр.50
НовыАрхитектурай облик столицы
Л.П.А. Бишбуа.
Собор Василия
Блаженного.
Литография 19 в.
Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к новому оформлению столицы. Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы.
Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал административным и культурным центром страны. Здесь появились представительства иностранных государств, и государственные учреждения.
Архитектура
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию
к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы — Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.
Архитектура
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола
Архитектура
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.
Архитектура
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана IV.
Архитектура
Она выстроена в шатровом стиле. Раньше он
использовался только в деревянной архитектуре русского Севера.
Неизвестные мастера, решив ряд сложных технических проблем, построили первый каменный шатровый храм.
Архитектура
Любопытно, что храм Вознесения служил еще и сторожевой башней на случай татарских набегов. В случае тревоги подавался
сигнал (днем — дымом, ночью — огнем); если сторожи с вершины Вознесения видели такой сигнал, они подавали его в свою очередь, и он был виден с колокольни Ивана Великого в Москве.
В.Васнецов. Соборы
Московского кремля.
Архитектура 16 века отличалась разнообразием стилей, особенно в церковном зодчестве. Классические соборы соседствовали с шатровыми. В 1555-60 гг. на Красной площади воздвигнут храм Василия Блаженного, посвященный взятию русскими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.
Архитектура
Архитектура
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555—1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником
Как отразилось в памятниках культуры взятие Казани?
Центральная шатровая башня и восемь куполов посвящены святым, с днями памяти которых совпали дни штурма Казани. Согласно мрачной легенде, царь приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить другой столь же красивый собор.
Как отразилось в памятниках культуры взятие Казани?
Храм воздвигли русские архитекторы Барма и Постник Яковлев. Строительство продолжалось шесть лет (1555—1561 годы).
Архитектура
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.
Архитектура
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.
Архитектураое и церковное строительство
Псковский кремль
В Поволжье, в Центральном районе и в Сибири появилось несколько мощных крепостей. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Казань неприступными.
Архитектура
Борис Годунов развернул в России каменное строительство. Помимо
каменных кремлей в Москве и других городах необходимо сказать и о «возвышении» колокольни Ивана Великого в Москве, которая обрела свой нынешний вид к 1600 году.
Колокольня Ивана Великого
Архитектура
Церковь, посвященную своему венчанию на царство, Иван IV приказал поставить в соседнем с Коломенским селе Дьяково. Это храм Иоанна Предтечи. Он сочетает традиционную пятикупольную композицию
с шатрами и башнями, поражает торжественностью и пышностью.
Позже шатровый стиль получил в России большое распространение.
Храм Иоанна Предтечи
Как укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи?
Укрепление центральной власти повлияло на развитие в России в XVI в. архитектуры и живописи плодотворно: развернулось строительство в присоединенных городах, в самой Москве построены церкви и храмы, развивается гражданское строительство. В честь взятия Казани построен Покровский собор (храм Василия Блаженного) как символ единения государства. Живопись развивается также активно, хотя и представлена, как и раньше, иконописью и храмовой росписью. Объяснялось это просто: строительство церквей требовало их росписи и украшения их иконами
Задание
Изобразительное искусство
Александр Невский и Иван Калита. Благовещенский собор, фрески
С конца XV в. возрос интерес русских живописцев к реальным историческим лицам и событиям. Состоявшийся в 1553—1554 гг.
церковный собор разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т. е. исторические сюжеты. Это способствовало развитию жанра
исторического портрета (фрески Благовещенского собора Московского Кремля)
Живопись
Русская живопись развивалась в рамках иконописи. Самым известным иконописцем стал Дионисий расписавший часть Успенского собора Московского Кремля. Его работы отличают праздничность и светлая радость. На его иконах святые изображаются в обрамлении жанровых сцен, описывающих эпизоды их жизни. В период правления Грозного в иконы стали включаться исторические сюжеты.
Дионисий. Митрополит
Алексий с житием.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI в. был знатный князь, ставший монахом, -Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля.
Изобразительное искусство
В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.
Церковь воинствующая.
Икона 16 в.
Во главе воинства - архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина. Их встречает богоматерь с младенцем. Икона символизировала победу православия над «неверными басурманами».
Как отразилось в памятниках культуры взятие Казани?
В иконописи взятие Казани отразила уникальная икона
«Церковь воинствующая». Она была написана по приказу царя и посвящена возвращению в Москву русских воинов.
Ремесло и искусство литья
В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.
Царь-пушка была отлита в 1586 году нашим мастером Чоховым Андреем. Её длина – 5.35м., диаметр ствола – 120см., калибр – 890мм., вес – 39т. Так почему же пушку назвали Царь – пушкой. Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая - из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей - Фёдора Ивановича верхом на коне.
Музыкальное искусство
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры — тексты для церковных песнопений.
Музыкальное искусство
Богатой и разнообразной была в то время песенная
культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались.
Русские чаще использовали гусли, карелы — разновидность
гуслей кантеле, башкиры и татары — курай (флейту), варган, смычковый кубыз.
«Ты восстань, восстань,
Наш православный царь...
Царь Иван Васильевич,
Ты наш батюшка!»
«При Грозном царе
Иване Васильевиче
Были годы те недошлые [неудачные],
Времена были студеные».
«Тут стемнел царь, как темна ночь,
Зревел царь, как лев да зверь:
«Сказывай, собака, про измену великую!
Ты на братца скажешь, так братца не видать,
На себя ты скажешь, то свою голову потеряешь».
Из народных песен об Иване Грозном
Музыкальное искусство
Поход войска Ивана IV на Казань нашел отражение во многих исторических песнях, сложенных народом. В них царь в основном представлен как положительный герой, одержавший великую победу, весьма точно переданы многие события похода.
Еще как государь-царь Казань-город брал.
Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.
Он в другом постоял - он другую расхлебал,
Он подкопы копал под Казанку-реку,
Он подвод подводил под Казань-город,
Он подкатывал бочки, бочки дубовые
Как со лютым со злым черным порохом.
Другой любимой фигурой сказок и песен стал легендарный покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.
Появился в Сибири славный, крепкий казак,
Славный, крепкий казак, по прозванью Ермак.
Уж как этот-то Ермак, он сражался, не робел,
Он сражался, не робел, всей Сибирью завладел.
Музыкальное искусство
Музыкальное искусство
Народ в своих песнях не сочувствует казнимым боярам, но осуждает террор Ивана Грозного против простых людей. Слова осуждения вложены в уста новгородского купца Харитона Белоулина. Смело говорит он в лицо царю при «честном народе» гневные слова, и гибнет под топором палача, но труп поднимается на ноги. Перепуганный Иван
покидает место казни, отпуская остальных приговоренных.
Он подкопы копал под Казанку-реку,
Он подвод подводил под Казань-город,
Он подкатывал бочки, бочки дубовые
Как со лютым со злым черным порохом,
Затеплял же он свечу воску ярого.
Из народных песен об Иване Грозном
Религиозные праздники и повседневный быт
Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых
почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный
Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.
Религиозные праздники и повседневный быт
Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим
традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами — колядками.
Быт
А. Корзухин.
Девичник.
Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Наряду с церковными сохранились и языческие традиции - на святки народ устраивал игрища и обряды. Люди переодевались и ходили по домам с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретить эти празднества, но запрет не выполнялся.
Религиозные праздники и повседневный быт
Заполните пропуски в тексте. Напишите, о каком событии идет речь.
Задание 9 - раб. тетрадь, стр.52
В одежде знатных москвичей стали заметны западные новинки, кое-кто из них на западный манер стал коротко стричь волосы, брить лицо. В домах появились шахматы, западные музыкальные инструменты — органы, клавесины, клавикорды. Из Новгорода в Москву пришло многоголосое церковное пение.
Религиозные праздники и повседневный быт
К.Лебедев.
Народный танец.
Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природными условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды, тюбетейки и др. Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.
Религиозные праздники и повседневный быт
Итоги:
В XVI в. продолжался процесс формирования культуры единого Российского государства. В условиях присоединения к России новых территорий и народов важной задачей становилось сохранение их культурной самобытности.
Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в развитии культуры.
Страна переживала культурный подъем. Единая русская культура складывалась на основе лучших культурных достижений всех русских земель, а также тех народов, с которыми русские имели тесные связи.