Презентация по истории России по теме: Культура России в XVII веке (10-11 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 117
Презентация для классов "Презентация по истории России по теме: Культура России в XVII веке (10-11 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
1. Особенности эпохи
В XVII в. в культуре России, как и в других сферах общественной жизни, заметны новые явления, культура все более приобретает светский характер, идет процесс обмирщения культуры. Распространяются просвещение и грамотность. При Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре возникают регулярные школы.
2.Образование
Одним из самых значительных культурных событий и достижений XVII в. стало открытие правительством Софьи — Голицына Славяно-греко-латинского училища (позднее — академии) в Москве — первого российского высшего учебного заведения. Академия была создана на основе школ Заиконоспасского монастыря.
Первый набор учащихся состоялся в 1687 г. Все они (около 100 человек) были выходцами из разных сословий: от сына конюха до княжеских детей. Во главе Академии стояли греческие просветители, церковные деятели братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Система обучения была трехступенчатой: низшая ступень предполагала обучение чтению и письму; средняя включала преподавание грамматики и латинского языка. На высшей ступени слушатели овладевали риторикой,диалектикой, логикой и физикой.
Печатный двор издавал не только богослужебные книги: все больше печаталось книг гражданского содержания. Были изданы «Букварь» Василия Бурцова, «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 90-е гг. XVII в. — букварь Кариона Истомина. Учителями в школе нередко были ученые монахи. Одним из них был выдающийся просветитель Симеон Полоцкий, известный в XVII в. как поэт, публицист, автор проповедей, педагог. Царь Алексей Михайлович доверял ему воспитание и обучение своих детей. Совершенствовались знания по математике и географии, развивалась отечественная медицина. Еще в начале XVII в. в Москве был учрежден Аптекарский приказ, в Кремле и Гостином дворе функционировали придворные аптеки.
При царе Михаиле Федоровиче Россия по примеру Западной Европы начала издание газеты «Куранты» (это слово входило в название нескольких голландских газет XVII в.). Выпускал ее Посольский приказ. Газета была рукописной и рассчитана на сравнительно узкий придворный круг.
3. Литература
В литературе XVII в. отразились события Смутного времени и их участники («Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец»).
Нередко на смену реальному персонажу приходит вымышленный герой — новое явление, ранее в литературе не существовавшее («Повесть о Горе Злочастии»).
В сатирических произведениях высмеиваются и пародируются различные пороки и недостатки («Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» и др.).
«Житие Протопопа Аввакума» — первое в русской литературе произведение автобиографического жанра, написанное языком живой разговорной речи.
«Повесть об Азовском осадном сидении» представляет собой облеченное в форму донесения («отписки») царю Михаилу Федоровичу (1613 — 1645 гг.) поэтическое описание действительных событий — четырехмесячной осады Азова турками в 1641 г. Мощная Азовская крепость — важный опорный пункт турецких владений в Причерноморье — была захвачена в 1637 г. без ведома и согласия русского правительства донскими казаками. В 1641 г. турецкий султан Ибрагим I послал под Азов огромную армию, насчитывавшую около 250 000 человек. В Азове же находилось лишь около пяти с половиной тысяч казаков. Казаки отвергли предложение турок сдать крепость и героически обороняли ее в течение четырех месяцев, отбив при этом 24 приступа. Турки были вынуждены снять осаду. Однако Земский собор, собравшийся в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство, и летом 1642 г. остатки казачьего войска покинули город. Азов был присоединен к России лишь в 1696 г. в результате похода Петра I.
Автором так называемой «поэтической» повести об Азовском осадном сидении был, как полагают, один из участников казачьего посольства в Москву войсковой подьячий (начальник войсковой канцелярии), в прошлом беглый холоп князя Н. И. Одоевского, Федор Иванович Порошин. Повесть написана им зимой 1642 г., во время заседания Земского собора, как своеобразный поэтический призыв поддержать героическую борьбу казаков. В своем произведении Порошин широко использовал образы и мотивы древнерусской воинской повести и казачьего фольклора.
4. Искусство
В XVII в. при дворе царя Алексея Михайловича возник первый придворный театр. Большую роль в его создании сыграл сподвижник царя дьяк Посольского приказа A.C. Матвеев. Первое упоминание о придворном театре относится к 1672 г. Тогда царским указом были выделены средства на убранство театра при дворе боярина Милославского. Матвееву поручалось создание театральной труппы, подбор репертуара и костюмов. В Москву была приглашена немецкая труппа Ягана (Иоганна) Готфрида, которая также выступала и в другом придворном театре — Преображенском — летней резиденции царской семьи.
Изобразительное искусство XVII в. отмечено появлением жанра портрета — парсуны, что свидетельствовало о возросшем интересе к реальному, живому человеку с присущей именно ему индивидуальностью.
Парсуны уже передают портретное сходство (парсуны М.В. Скопина-Шуйского, царя Федора Алексеевича и др.), хотя по художественным приемам и технике написания первые парсуны мало отличались от икон.
Портреты — это светский жанр. До XVII в. развивалась только иконопись. Выдающимся иконописцем XVII в. по праву считается Симон Ушаков.
В творчестве Симона Ушакова, возглавлявшего художественную мастерскую Оружейной палаты Московского Кремля, переплелись как традиционные иконописные каноны, так и новые тенденции.
Его икона «Троица» разительно отличается от «Троицы» Андрея Рублева. Вместо ликов ангелов — человеческие лица, а молчаливый диалог уступил место бытовой сцене трапезы. Для Ушакова религиозный сюжет стал поводом для изображения картины реальной жизни (Ушаков считал, что художник должен писать так, «как в жизни бывает»).
5. Архитектура
Архитектура XVII в. представлена церковным и гражданским строительством. Среди каменных архитектурных памятников эпохи:
— Новоиерусалимский монастырь с грандиозным Воскресенским собором;
- храм святителя Николая Чудотворца в Хамовниках (Москва),
- храм Зосимы и Савватия Троице-Сергиева монастыря,
- московская церковь Рождества Богородицы в Путинках,
- церковь Ильи Пророка в Ярославле и др.
В конце XVII в. появляется новый архитектурный стиль — нарышкинское (московское) барокко.
В этом стиле выполнена церковь Покрова в Филях — стройная, щедро декорированная, в сочетании красного и белого цветов фасада, богато украшенная колоннами и пилястрами.
Одним из образцов башенного строительства стала Сухарева башня в Москве. Шедевром деревянной архитектуры считают дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Современники воспринимали его как «осьмое» чудо света.
Из местных ремесел складывались народные промыслы.
От старинного торгового села под Нижним Новгородом берет название нарядная золотистая посуда из дерева — хохлома.
Другое нижегородское село Городец было знаменито искусной резьбой по дереву.
Город Сергиев Посад с XVII в. известен как «игрушечная столица» России. Деревянные фигурки петуха, зайца, коня, медведя пользовались в русских семьях большой популярностью.
6. Образ эпохи
В картине «Боярыня Морозова» художник-передвижник Василий Иванович Суриков обратился к теме церковного раскола XVII в.
В 1653 г. патриарх Никон начал церковную реформу. Будучи ревнителем истинного православия, Никон задумал привести в соответствие обряды и богослужебные обычаи Московской церкви с греческими, а отличия устранить.
Церковные реформы раскололи русское общество на сторонников Никона и нововведений и их противников — раскольников. Их вождями стали протопопы Аввакум и Даниил. Старообрядчество охватило все слои населения — от крестьян до бояр.
Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова (Соковнина) (1632-1675) переписывалась с протопопом Аввакумом, разделяла его убеждения, помогала ему, собирала вокруг себя старообрядцев. В 1671 г. она была арестована, но ни уговоры, ни пытки не заставили ее отказаться от старой веры. В том же году боярыню Морозову, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск — в земляную тюрьму.
Именно этот момент запечатлел на картине «Боярыня Морозова» В.И. Суриков. Материал для картины художник собирал три года, сделал тридцать пять эскизов. Лицо боярыни написано с женщины-старообрядки, которую Суриков встретил на Рогожском кладбище. На картине — Феодосия Морозова призывает людей не мириться с нововведениями и отстаивать свои убеждения. Черный цвет ее одежды как бы рассекает, раскалывает пеструю многоликую толпу. Сани, которым Суриков смог придать эффект движения, увозят Морозову не просто в ссылку, они увозят ее в вечность...
С 1682 по 1689 г. на российском троне были одновременно два царя — Петр Алексеевич и Иван Алексеевич (сыновья Алексея Михайловича), а регентшей при них была их сестра по отцу царевна Софья.
В руках Софьи была сосредоточена фактическая власть. По мере взросления Петра противостояние двух правителей оказалось неминуемым. Главнои опорой в борьбе за власть Софья сочла стрелецкие полки. В августе 1689 г., опасаясь стрелецкого бунта, Петр скрылся в Троице-Сергиевом монастыре. Именно там и была определена участь Софьи: она была отправлена в Новодевичий монастырь.
На картине И.Е. Репина Софья стоит у стола, скрестив на груди руки. С распущенными волосами, неистовым взглядом, сжатыми губами она показана в момент наивысшего напряжения. Петру удалось изолировать царевну от внешнего мира, но сломить ее волю не удалось никому. Она побеждена, но не покорена. Именно такой и изобразил ее И Е. Репин. (Образ властной царевны Репину помогала создавать мать художника Валентина Серова — именно она позировала для картины.)
Во время пребывания Петра I в Европе в составе Великого посольства (1697-1698) в Москве вспыхнул стрелецкий бунт (1698). Гвардейские полки разгромили мятежников. Участников восстания подвергли пыткам и по итогам розыска (следствия) наказали.
Однако возвратившийся в Москву Петр I счел расправу со стрельцами недостаточной. Кроме того, Петр подозревал в причастности к стрелецкому восстанию свою сестру Софью. Поэтому он возобновил розыск. 30 сентября 1698 г. начались казни стрельцов.
Об этих печальных событиях и повествует картина «Утро стрелецкой казни». Суриков решил показать не саму казнь, а последние мгновения перед ней. На лицах изображенных людей отразилась вся глубина драматического события. Центральными фигурами картины являются Петр I — царь-реформатор (возле него на картине европейские послы) и рыжебородый непокорный стрелец — противник петровских нововведений. На затемненном фоне картины мерцают огоньки свечей в руках стрельцов. Свечи едва теплятся на ветру пасмурного утра, как едва теплится душа и жизнь каждого стрельца.
Во время смутного времени в 1611 г. началось формирование Второго ополчения, которое смогло освободить Москву от поляков. Возглавили ополчение нижегородский староста Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский. На памятнике Минин вручает князю меч и призывает его освободить Кремль от засевших в нем польских захватчиков. Памятник сооружен в классическом стиле. На постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Художник А.П. Рябушкин, мастер жанровых и исторических картин, обратился к первым годам правления неопытного в государственных делах молодого царя Михаила Романова (1613-1645), когда постоянно собирались Боярская дума и Земские соборы. Место действия картины — Теремной дворец Московского Кремля.
А.П.Рябушкин - Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его Государевой комнате, (Третьяковская галерея)