Самообразование "Гендерное воспитание младших дошкольников"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 102
Презентация для классов "Самообразование "Гендерное воспитание младших дошкольников"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Материалы и оборудование с учётом гендерных особенностей
Основной задачей в ДОУ является оказание помощи ребёнку, что бы он имел возможность многократного подтверждения того, что ОНА – это девочка, а ОН – это мальчик.
Дифференцировать на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков
Подбирать полотенца для вытирания рук двух разных цветов, стаканчики для полоскания рта, покрывала на кровати, мешочки для хранения обуви;
Дифференцировать на спортивной форме метки для девочек и мальчиков
Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
Формирование полоролевых знаний, развитие умений использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
Развитие нравственно – волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость и т. д.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность и др.).
Теоритеческие аспекты гендерного воспитания.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в ранние годы, это может привести к тому, что став взрослыми они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Поэтому в своей работе поставила задачу - сформировать устойчивое понятие своего пола – Я девочка; Я мальчик, а также организовать воспитание и обучение ребёнка в соответствии с его полом.
Сегодня в нашем обществе воспитанием и мальчиков, и девочек занимаются женщины (конечно, бывают счастливые исключения): дома - это мама или бабушка, в детском саду - воспитатели( чаще женщины)
Моя задача состояла в том, чтобы дать детям возможность понять, почувствовать, что женщина должна быть не только волевой и сильной, но и мягкой, женственной, хозяйственной; и наоборот, мальчикам надо вырасти смелыми, отважными, сильными, уметь выполнять «мужскую работу».
А для этого создавала в уголках такие условия, чтобы девочки с удовольствием и желанием играли, например, в кукольном уголке, а мальчики в автомобильном.
В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребёнка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определённого пола. Поэтому с детьми своей младшей группы был также намечен план работы на весь учебный год.
Важная педагогическая задача
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Большого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов.
Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Разница в воспитании мальчиков и девочек.
Отличия в проявлении любви видны практически с самого раннего возраста. Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.
Пример: мальчик отказывается от помощи в одевании, для него важно сделать это самостоятельно, дать ему возможность самостоятельных действий - это проявление доверия.
Девочка, которой мама или папа помогает одеться, воспринимает это, как проявление заботы и, следовательно, любви родителей.
Так же стоит понимать !
Если Вы – мама мальчика, чрезмерная забота может трактоваться сыном, как выражение недоверия, отсутствие веры в его способность сделать что-то самостоятельно.
Обратная ситуация – когда родители предоставляют слишком много свободы девочке, она может считать, что ее отталкивают, не любят.
В своей работе с детьми по внедрению гендерных технологий использовала разные виды деятельности.
Например: Сюжетно – ролевые игры – «женская и мужская работа», «Больница», «Кафе»
Дидактические игры: «Одень куклу», «Опиши того кто справа», «Женская и мужская работа», «Действия – мужчина, действия – женщина», «Кто что делает», «Благородные поступки», «Кем я буду и каким.».
Через игры – драматизации – «Гуси – лебеди», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и настольный театр - проигрывание русских народных сказок, показ сказок детям младшего возраста.
В подвижных играх и играх-состязаниях дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – машинки. «Назови смелую профессию», «Напиши словесный портрет мальчика (девочки)». Игры, направленные на установление эмоционального контакта с детьми, способствуют снятию напряжения, акцентируют внимание детей на мужском и женском имени, устанавливают индивидуальный контакт с ребёнком.
В непосредственной образовательной деятельности использую индивидуальные и подгрупповые беседы с использованием сюжетных картинок и художественных произведений, посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, потому что это сильное средство воспитания любви к ближнему. В художественном творчестве мальчикам предлагаю раскраски, трафареты техники, девочкам – кукол, цветов и т. д.
В процессе организации совместной трудовой деятельности детей так же решаются особенности гендерного воспитания. На первых порах создаю пары из мальчиков и девочек для выполнения простых поручений, где надо проявить и физическую силу (мальчику, и аккуратность, тщательность (девочке). Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек - умение украшать интерьер. Детям создаю игровые ситуации, в которых мальчики могут проявить мужественность (помогают девочкам отремонтировать игрушки, носить тяжёлые предметы, девочки – женственность (наводят в доме красоту и порядок, учатся сервировать стол.
При формировании культурно-гигиенических навыков постоянно сопутствую потешками, в которых упоминается либо мальчик, либо девочка. Идя с детьми мыть руки, начинаю проговаривать потешки, обращаясь к мальчику или девочке (постепенно дети осваивают потешку и начинают повторять её за педагогом).
Приведу примеры потешек:
Даша , Машенька и Полина ,
Мойте руки хорошенько.
Не жалейте мыла.
Я уж стол накрыла.
Теплая водичка
Умоет Нике личико,
Пальчики —Дашеньке ,
а ладошки Машеньке
Так же использую потешки при одевании на улицу.
Как у нашей Машеньки
Поссорились ботиночки.
Их неправильно надела -
Левый справа, правый слева,
Так же использую потешки при кормлении, обеде.
Чтобы у Османа силы были, супчик мы сварили.
Укладывая детей спать, укрывая их одеялом, проговариваю потешки с именами детей.
Баю-баю-байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать
Нашу Катю (Таню, Соню) усыплять
Заключение
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня многих педагогов. Интерес объясняется тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут не затрагивать гендерные особенности ребёнка. Почему все же уместно гендерное воспитание в детском саду, когда малыш совсем еще мал и не думает о столь далеком будущем? Именно с активного познания окружающей среды и новых людей закладываются основы мировоззрения. Именно тогда, когда ребёнок начинает осознавать различия полов и их функцию, его необходимо настроить на адекватное понимание своей сущности.