Презентация по химии на тему "Кислоты" (8 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 104
Презентация для классов "Презентация по химии на тему "Кислоты" (8 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
МБОУ "Акатовская основная школа"
Гагаринский район
Смоленская область
Презентация
к открытому уроку по химии
в 8 классе на тему:
„Кислоты“
Учитель биологии и химии:
Васильева С.П.
Акатово
2022
Оборудование:
1. Натуральные объекты: лимон, лимонная и уксусная кислоты.
2. Штатив, пробирки, стеклянные трубочки.
3. Растворы кислот: серной, соляной, азотной.
4. Индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
5. Таблицы: периодическая таблица, таблица растворимости.
6. Презентация к уроку „Кислоты“.
7. Тестовое задание по теме «Кислоты».
8. Ситуационная задача.
Технологии:
системно-деятельностный подход,
здоровьесбережение,
метод беседы, проблемы, анализа, эксперимента,
работы с учебной книгой, химическим оборудованием, ИКТ.
Деятельность учителя: курирующая, направляющая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
III. Закрепление изученного
IV. Заключение
V. Домашнее задание
I. Организационный момент
1. План урока
2. Мотивация: сегодня мы будем изучать новую тему. В конце урока вы выполните тестовые задания по этой теме, сможете сами проследить эффективность вашей работы на уроке.
Цель урока:
„Сформировать представление о кислотах как особом классе неорганических соединений“
Задачи урока:
Ввести понятие «кислоты».
Проанализировать состав кислот, вывести их общую формулу.
Ознакомить учащихся с разнообразием кислот, их классификацией.
Объяснить причины и продемонстрировать с помощью индикаторов наличие кислой реакции растворов кислот.
Формировать умение учащихся использовать полученные знания в новых условиях.
Закреплять новые знания учащихся с помощью выполнения заданий-упражнений.
Применить ситуационную задачу для повышения интереса учащихся к учению, развития их личности, формирования химических, биологических, коммуникативных и интеллектуальных компетенций.
План работы на уроке:
1. Состав кислот.
2. Общая формула кислот.
3. Определение «Кислоты»
4. Классификация кислот.
5. Правила обращения с кислотами.
6. Действие индикаторов на растворы кислот.
7. Тест по теме „Кислоты“.
8. Ситуационная задача.
9. Итоги урока.
Кислоты: формулы, названия, определение
1. Проанализируйте формулы кислот
HF фтороводородная кислота
HCl хлороводородная или соляная кислота
H2S сероводородная кислота
H2SO3 сернистая кислота
H2SO4 серная кислота
HNO2 азотистая кислота
HNO3 азотная кислота
H2CO3 угольная кислота
H2SiO3 кремниевая кислота
H3PO4 фосфорная кислота
2. Выведите общую формулу кислот.
3. Составьте определение: Кислоты – это...
Кислоты: формулы, названия, определение
1. Проверьте результаты своей работы
HF фтороводородная кислота
HCl хлороводородная или соляная кислота
H2S сероводородная кислота
H2SO3 сернистая кислота
H2SO4 серная кислота
HNO2 азотистая кислота
HNO3 азотная кислота
H2CO3 угольная кислота
H2SiO3 кремниевая кислота
H3PO4 фосфорная кислота
2. Общая формула кислот: Hn(К.О.)-n
3. Определение: Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.
Классификация кислот
Признаки
Группы кислот
Примеры
1. По наличию
кислорода
бескислородные
кислородсодержащие
2. По числу атомов
водорода
одноосновные
двухосновные
трехосновные
3. По растворимости
растворимые
нерастворимые
4. По стабильности
стабильные
нестабильные
H2SiO3, H2CO3, H2SO3
Классификация кислот
Признаки
Группы кислот
Примеры
1. По наличию
кислорода
бескислородные
кислородсодержащие
HF, HСl, H2S
HNO2, H2SO4
2. По числу атомов
водорода
одноосновные
двухосновные
трехосновные
HСl, HNO2, HNO3
H2SO4, H2CO3
H3PO4
3. По растворимости
растворимые
нерастворимые
HСl, HNO3, H2SO4
H2SiO3
4. По стабильности
стабильные
нестабильные
H2SO4
H2SiO3, H2CO3, H2SO3
Правила обращения с кислотами
Обратите внимание!
Кислоты (серная, соляная, уксусная) могут вызвать ожоги, разрушать ткани. Поэтому при работе с кислотами необходимо соблюдать особые меры предосторожности.
1. Если кислота попала на одежду или поверхность тела, то ее необходимо очень быстро смыть большим количеством проточной воды или нейтрализовать разбавленным нашатырным спиртом.
2. Если кислота попала на деревянную, металлическую или на другую поверхность, ее нейтрализуют известью, мелом или содой.
3. Кислоту необходимо хранить в хорошо укупоренной посуде и в недоступном для детей месте. Обязательно на таре должна быть этикетка с названием кислоты.
4. Серная кислота является более сильной кислотой, чем соляная. Концентрированная серная кислота обугливает сахар, дерево, хлопок, шерсть и вызывает очень глубокие ожоги кожи.
Правила обращения с кислотами
Обратите внимание!
5. При разбавлении концентрированной серной кислоты водой выделяется большое количество теплоты.
При приготовлении раствора серной кислоты необходимо следовать следующему правилу: кислоту льют в воду тонкой струйкой по стенке стеклянной посуды, но не наоборот.
Почему кислоты имеют кислый вкус и кислую реакцию раствора?
Реакция растворов веществ бывает:
нейтральная (вода)
кислая (кислоты)
щелочная (щелочи)
В растворах кислот происходит распад молекул на ионы:
HCl → H+ + Cl-
H2SO4 → 2H+ + SO4 -
H3PO4 → 3H+ + PO4-
Наличие ионов водорода придает раствору кислот кислую реакцию.
Поэтому индикаторы в растворах кислот изменяют свой цвет, указывают нам на наличие кислоты и кислой реакции.
Индикаторы
(лат. indicator — указатель)
Индикаторы - вещества, обратимо изменяющие цвет в зависимости от среды раствора.
Опыт „Действие индикаторов
на растворы кислот“
Опыт 1. «Действие лакмуса на растворы кислот»
Возьмем три пробирки, в которых находятся бесцветные растворы кислот:
соляная кислота HCL
азотная кислота HNO3
серная кислота H2SO4
Возьмем индикатор лакмус.
Вопрос: Какой цвет имеет этот индикатор в нейтральной среде? (фиолетовый)
В каждую пробирку добавим немного лакмуса.
Вопрос: Что наблюдаем?
Ответ: Наблюдаем изменение цвета растворов, которые окрасились в красный цвет.
Вопрос: Почему?
Ответ: Индикатор изменил свой цвет, указывая нам, что в растворе находятся кислоты.
Опыт 2. «Действие метилоранжа на растворы кислот»
Опыт 3. «Действие фенолфталеина на растворы кислот»
Опыт „Распознавание веществ
с помощью индикаторов“
Проблемное задание:
Даны три пробирки с растворами веществ: кислота, вода, щелочь.
Докажите, что среди этих веществ находится кислота.
Ответ: Необходимо в растворы добавить индикатор, например, лакмус. Мы видим, что в одной из пробирок цвет раствора стал красным, следовательно, в этой пробирке находится кислота.
В другой пробирке цвет раствора остался фиолетовым, следовательно, здесь находится вода. В третьей пробирке цвет раствора стал синим. Что это означает? Сверимся с таблицей «Индикаторы». Лакмус становится синим в щелочной среде. Следовательно, здесь находится щелочь.
Если воспользуемся метилоранжем, то увидим цвета растворов:
Красно-розовый (кислота),
Оранжевый (вода),
Желтый (щелочь).
III. Закрепление изученного
Тестовое задание
1. Выпишите из предложенного списка формулы кислот:
NaH H2CO3 MgO HNO2 CaCO3
2. Формула кислоты: H2SiO3
Определите ее особенности, то есть классифицируйте.
3. Составьте формулу иодоводородной кислоты, используя данные ПСХЭ.
4. Соотнесите формулы и названия кислот, соединив их стрелками:
HCl кремниевая кислота
HNO3 соляная кислота
H2SiO3 фосфорная кислота
H2SO4 азотная кислота
H3PO4 серная кислота
5. Верно ли утверждение:
«Все кислоты в своем составе содержат кислород». Ответ поясните.
Верные ответы
Критерии оценивания
1. H2CO3 HNO2
2. H2SiO3
Кислородсодержащая, двухосновная, нерастворимая, нестабильная
3. HI иодоводородная кислота
4. HCl соляная кислота
HNO3 азотная кислота
H2SiO3 кремниевая кислота
H2SO4 серная кислота
H3PO4 фосфорная кислота
5. Утверждение «Все кислоты в своем составе содержат кислород» неверное, так как есть кислоты, не содержащие кислород.
Критерии оценивания
Задание №1 и 5 по 2 балла. Задание № 2 по 4 балла.
Задание № 3 по1 баллу. Задание № 4 по 5 баллов.
Максимум: 14 баллов
13-14 баллов „5“
10-12 баллов „4“
6-9 баллов „3“
Ситуационная задача -
это задача, связанная с какой-то жизненной ситуацией.
Данная задача связана со здоровьем человека и с темой по биологии «Пищеварение в желудке»
В желудке человека выделяется желудочный сок,
который представляет собой
5% раствор соляной кислоты HCL .
Определите массу кислоты в 1 кг желудочного сока.
Ответьте на вопросы:
1. Какие функции выполняет раствор соляной кислоты в желудке?
2. Что произойдет, если в желудке уменьшится или увеличится концентрация кислоты?
Ситуационная задача
Ответы на вопросы:
1. Раствор соляной кислоты в желудке создает кислую реакцию, которая необходима для процесса пищеварения и работы ферментов:
а) кислота активирует ферменты (главный из них пепсин);
б)способствует набуханию белков и их перевариванию (т.е. расщеплению до аминокислот);
в)обладает бактерицидным действием (уничтожает бактерии, попавшие с пищей).
2. Понижение или повышение концентрации кислоты нарушает процесс пищеварения.
а) Признаки пониженной концентрации кислоты:
боли, изжога, вздутие живота, тошнота и рвота после еды, снижение аппетита.
б) Признаки повышенной концентрации кислоты:
кислота разъедает стенки желудка, вызывая сильные боли, воспаление стенок (гастрит) или их поражение с образованием язв.
Рефлексия, анализ работы, результат
Прием "Сентенция" - мнение, суждение, может быть представлено в виде пословицы, крылатой фразы, лозунга или собственного высказывания.
Свою работу на уроке я оценю фразой:
Выводы по уроку:
Проанализировав деятельность и ответы учеников на уроке, проверив тестовые работы,
делаю вывод:
тема изучена,
задачи выполнены,
цель урока достигнута.