Презентация к уроку русского языка "Способы связи предложений в тексте"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 75
Презентация для классов "Презентация к уроку русского языка "Способы связи предложений в тексте"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
1. Цепная связь – это такая связь, в которой каждое последующее предложение зависит от предыдущего, вбирает в себя ту или иную часть информации предыдущего предложения. Главное – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного предложения.
2. Параллельная связь- это связь, при которой все предложения автономны, самостоятельны. Все предложения, кроме первого можно поменять местами. Все предложения по смыслу и грамматически связаны с первым, которое является зачином. Для этого вида связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений.
1.Предложения могут сцепляться при помощи повторения одного и того же слова- лексический повтор.
Вокруг города раскинулись леса, мо-
гучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)
2.Предложения могут сцепляться при помощи синонимов.
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
Тропинка привела нас к обрыву. Под кручей шумела река.
3.Текстовые синонимы позволяют избегать неуместного повторения слов, могут сцеплять связанные по смыслу предложения.
За 15 дней до старта прилетели мы на космодром. Байконур нас встретил ярким солнцем и серо-зелёной степью.
4.Предложения в тексте могут соеди –
няться при помощи родо-видовых слов.
Цветы леса.
В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве мы находили душистые ночные фиалки. А у глухого ручья, на берегу реки любовались голубыми незабудками.
(И.Соколов-Микитов)
Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, использование личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.