Семинар – практикум «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 125
Презентация для классов "Семинар – практикум «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Семинар – практикум «ИННОВАЦИОННЫЕ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ»
Подготовили воспитатели:
Коваленко
Лариса Владимировна;
Большакова
Валентина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Шарыпово2022 г.
Проблема взаимодействия детского сада
и современной семьи:
Говорят, обращаются, но не слышат, друг друга, не откликаются….
Требуют ответственности от другого, но желают снять ответственность с себя….
Критика превалирует, напряжение нарастает! Неизбежны жалобы и конфликты.
Педагоги осуждают, обвиняют, критикуют родителей …
Родители осуждают, обвиняют критикуют педагогов
Страдают все, но прежде всего ДЕТИ
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;
повысить профессиональную компетентность педагогов по организации новых форм взаимодействия с родителями;
активизировать педагогическое мышление
воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
«При общем согласии можно и глину в золото превратить».
Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания ребенка возрастает.
Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем. Задача педагогов детского сада - поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою очередь - не только воспитатель, но и партнер родителей в вопросах воспитания их детей.
Поэтому необходимо так построить работу с родителями, чтобы создать единое образовательное пространство для равноправного и заинтересованного партнерства.
Взаимодействие
Сотрудничество
Единство
Ребенок
Воспитатели, специалисты ДОУ
Мамы, папы, дедушки, бабушки
Формы работы с родителями:
Традиционные формы с родителями:
1. Педагогическое просвещение родителей: анкеты, беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Широкая педагогическая пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо. Однако, больших результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Нетрадиционные (инновационные) формы работы
Что такое инновация?
Инновация – пер. с англ. Обновление.
С точки зрения применения инновации в образовании - это внедренное нововведение, обеспечивающее качественный рост эффективности.
Составляющие инновационных форм
Активная позиция родителей
Партнерство с педагогами
Применение в семейной среде
Инициативность в процессе сотрудничества
Инновационные формы предполагают:
Совокупность составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей
открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Инновационные формы
Наглядно-информационные
Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Формы проведения :
Информационные проспекты для родителей
Альманахи
Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей
Дни открытых дверей
Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
Выпуск стенгазет
Организация мини-библиотек
Социальные сети
Информационно-аналитические:
Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Формы проведения :
Проведение социологических срезов, опросов
«Почтовый ящик»
Индивидуальные блокноты
Досуговые:
Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения :
Совместные досуги, праздники
Выставки работ родителей и детей
Участие в акциях
Участие в конкурсах
Кружки и секции
Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы, «День добрых дел»
Совместные досуги, праздники
Развлечение «день матери»
Спортивное развлечение «Вместе с мамой»
Род. собрание
Познавательные
Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психолого педагогическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Формы проведения:
Родительское собрание в форме дискуссий – круглый стол.
Мини-собрания
Клубы для родителей
Семинар-практикум
Тренинг
Семейные гостиные
Совместные проекты
Мастер-класс
Родительский ринг
День добрых дел
Лекотека. («коллекция игрушек»)
Участие в совместных в
детско-родительских
проектах
Участие в конкурсе
«Огород на окне» Роль родителей: создать необходимые условия для проведения конкурса, участие в экспериментальной деятельности- посадка лука
Участие в субботнике
Родительское собрание –
изучение опыта преодоления конфликтных ситуаций, знакомство с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Родительский ринг –
одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании.
форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.
форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.
Упражнение «Найди правильное определение»
Родительский тренинг –
форма работы с родителями, которая предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.
форма работы с родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка
форма работы с родителями, которая позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Семинар-практикум –
форма работы, которая позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов..
Детско-родительский проект –
Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
это такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим ребенком в процессе выполнения практических заданий.
форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Мастер-класс для родителей –
одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
это активная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Круглый стол —
это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания.
Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов.
это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Семейная гостиная –
это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания.
Родительское собрание – это совместное присутствие группы людей в определённом месте для обсуждения разных тем или решения определённых проблем.
Родительский ринг - одна из дискуссионных форм общения родителей, возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В ходе проведения по одному и тому же вопросу ведут полемику две и более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
Родительский тренинг – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
Мастер-класс для родителей – это активная форма обучения и обмена опытом, для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Упражнение «Найди определение» (ответы)
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Сюда можно включить чаепитие.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания.
Круглый стол —Данная форма наиболее гармонична. Предполагает беседу, группы родителей, во время которой происходит обмен мнениями, обсуждаются актуальные проблемы воспитания можно приглашать специалистов..
Посещение семьи – эта форма работы позволяет воспитателю познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Детско-родительский проект –
это такая система обучения, которая предусматривает получение знаний и умений самим ребенком в процессе выполнения практических заданий.
Это взаимодействие в системе «Воспитатель – Ребёнок – Родитель», построенное на соучастии.
Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Обратная связь после семинара:
Что Вы приобрели на данном семинаре -практикуме?
Какой этап был полезен и интересен?
Что было для вас трудным, неинтересным?
На сколько вы были включены в работу?
Что вы собираетесь изменить в своей работе?
Анкета обратной связи:
Оцените, пожалуйста по пятибалльной шкале:
Актуальность данной темы для вас…
Доступность информации….
Возможность применять полученные знание на практике..
Ваши пожелания и предложения…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………