Презентация по теме "Профилактика буллинга в образовательном учреждении""
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 134
Презентация для классов "Презентация по теме "Профилактика буллинга в образовательном учреждении""" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Ты не один: семья и школа против буллинга
Социальный педагог АмзараковаС.К
МБОУ СОШ №4 г. Абакана
.
(от англ.слова bull– бык)
– намеренное и регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять
Буллинг
Моббинг = Буллинг
(те же средства, те же формы, те же последствия)
Буллинг
Моббинг
Боссинг
Сэндвич-мобинг
В отношении одного или нескольких группой лиц
Вертикальный буллинг
Смешанный буллинг
В отношении одного или нескольких кем-то
Виды школьного насилия:
Эмоциональное
(эмоциональное напряжение,
унижение, снижение самооценки)
насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.
отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.
Физическое
(нанесение физической травмы)
избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др.
По типу среды:
-школьный
-на рабочем месте
- В семье (сиблинг буллинг)
в армии (дедовщина)
По признаку нетерпимости :
Половая принадлежность
Национальная
Особенности развития
Сексуальная ориентация
Материальный статус
По форме взаимодействия:
Прямой (лицом к лицу)
Непрямой ( опосредованный, например Кибербуллинг)
Кибербуллинг
Жертвой может стать любой человек
Причиной может стать любой повод
В качестве агрессора могут быть как друзья, так и незнакомцы
Отличается травлей 24 часа
Жертва скрывает факт травли
Противостоять в одиночку невозможно.
Факторы, способствующие буллингу в школе:
- Личностные (особенности обидчика и пострадавшего)
- Семейные (особенности воспитания, детско-родительские отношения)
- Средовые (в школе нет политики по этому поводу)
- Ситуационные (есть наблюдатели и тогда набирает обороты, нет взрослых способных вмешаться).
- Социальные (эконом факторы, гендерные стереотипы, влияние СМИ)
Основные характеристики Буллинга
Умышленность
Регулярность
Неравенство сил
Групповой процесс (широкий круг участников)
Не заканчивается сам по себе
Негативное психологическое воздействие на всех участников
Стадии школьного буллинга
Образование группировки
Начало конфликта (и повторение)
Деструктивное поведение (статус жертвы закрепляется, считает себя виноватым , не может справится)
Изгнание (начинает школу пропускать. Если не поработать с ребенком, то в другой школе после перевода может повториться)
Развитие ситуации буллинга
наблюдение
«проба воды»
переход к действиям
обострение угроз
формирование ситуации
КОЛЬЦО БУЛЛИНГА:
Начинает буллинг — агрессор
Принимает активное участие- помощник
Поддерживает, но не принимает участие — сторонники
Нравится буллинг, но не дает открытой поддержки - пассивные сторонники
Смотрит, но не занимает ничью сторону - наблюдатели
Не нравится буллинг, но не думает, что может помочь — возможные защитники
Не нравится буллинг и пытается помочь — защитники жертвы
Буллер
доминирование, самоуверенность, самооценка, сниженная эмпатия, нарциссизм, импульсивность.
Семьи директивные, насильственные отношения.
Мотивы: мотив власти, принадлежность к группе, материальное или психологическое вознаграждение, зависть.
Последствия : насилие как способ коммуникации закрепляется, отвержение группой, правонарушение, аддикция, трудности с образованием.
Пострадавший
Неуверенный . Тревожный, низкая самооценка, не способен сопротивляться, физически слабые, низкий статус.
Гипер и гипоопекаем, директивные семьи, нет значимого взрослого, низкая сплоченность членов семьи.
Последствия : социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, ПТСР, риск суицида.
Наиболее часто жертвами школьного буллинга становятся дети, имеющие:
– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
– особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные дети или дети с импульсивным поведением, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение;
– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;
– неразвитые социальные навыки – часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками;
– страх перед школой, неуспешность в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе в целом, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими иногда как повышенная тревожность, неуверенность,
провоцируя агрессию;
– отсутствие опыта жизни в коллективе
(домашние дети);
– болезни – эпилепсию, тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;
– низкий интеллект и трудности в обучении.
Помощники, защитники и свидетели
Помощники — низкий социальный статус, внутренний конфликт, заниженная самооценка, сред уровень притязаний. Быть как агрессор.
Свидетели — равнодушие, чувство вины, высокая терпимость, диффузия ответственности. Не Быть бы жертвой.
Защитники — высокий интеллект, высокая эмпатия, высокая самооценка. Быть лучше агрессора.
Почему широкий круг участников ? ( Д. Олвеус 2011 г.)
заразителен эмоционально
выбирать приходится между силой и слабостью ( не хочется ассоциироваться с жертвой)
нет личной ответственности ( делать как все)
страдания жертвы повторяются , привыкание, сострадание притупляется
Эффект свидетеля
(Джон Дарли и Биб Латане)
Эффект свидетели проблемной ситуации в том, что они не пытаются помочь пострадавшим. Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.
-диффузия ответственности
-неопределенность ситуации
-групповая сплоченность
-множественное невежество. ( буду ли я вправе)
Модель оказания помощи свидетелям
( Дарли и Латане 1968 г.)
Что случилось?( определение ситуации).
Можно ли предположить , что нужна помощь постороннего человека.
Должен ли я брать на себя ответственность за выход из ситуации?
Какая помощь требуется от меня? ( Решения, действия).
Осуществимыми ли являются те действия, которые от меня требуются?( Знание того, что надо действовать – не гарантия того, что начнем. Каковы последствия вмешательства?)
Алгоритм действия по реагированию на случаи насилия в школе
(ЮНЕСКО 2015 г)
Информирование других участников образовательного процесса
Немедленное вмешательство
Оказание первой помощи пострадавшему
Разбор и регистрация случаев
Принятие воспитательных и дисциплинарных мер, завершение случая.
Родителям, чьи дети вовлечены
(советы книге по К. Аудмаер)
Постарайтесь докопаться до истины, но без длительных допросов
Если ребенок не идет на контакт, заверьте его , что Вы понимаете как трудно ему говорить об этом
Поставьте в известность администрацию школы и других родителей
Не занимайте оборонительную позицию по отношению к другим родителям
Не наказывайте ребенка за его поступки отчуждением, но дайте понять что поведение будет иметь последствия
Заводите разговоры о последствиях
Старайтесь поддерживать нормальную повседневную жизнь
Кибербуллинг: как помочь ребенку.
(Фонд Развития Интернет)
Успокоить. Не ругать.
Разобраться в ситуации вместе с ним (В чем конфликт, кто участник, что за причина, есть ли угроза жизни).
Собрать доказательства (Скриншоты экрана).
Научить правильно реагировать на агрессора ( игнорирование обидчика, блокировка обидчика, черный список, удаление аккаунта).
Обратитесь за помощью:
к администратору ресурса
Если в травле участвуют ученики школы – к директору
Если угроза жизни – в правоохранительные органы, приложив доказательства.
Меры противодействия
Буллингу в школе (ЮНЕСКО)
Мониторинг и анализ ситуации актуальной
Создание школьной антибуллинговой политики
Разработка и реализация плана мероприятий
Организация работы психологической службы
Обучение сотрудников
Обучение учащихся
Информирование родителей
Создание информационных материалов.
Взаимодействие школы
с другими организациями:
Органы управления соц. Защитой
Органы Внутренних дел ( участковый, инспектор по делам несов.)
Общественные организации (правозащитные, предоставляющие социальную и психологическую помощь)
Органы местного самоуправления (Администрация, Уполномоченный)
Органы Управления здравоохранением ( поликлинника)
Органы управления образованием.
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга.
Скажите ребенку:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
30
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга.
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации буллирования учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями.
1.
Педагог дает понять пострадавшему, что он принимает его чувства как реальные и понятные для любого человека в такой ситуации. Здесь же: ребенок (подросток) не будет чувствовать себя одиноким и может рассчитывать на продолжение помощи и поддержку.
2.
Он нуждается в повышении самооценки. Оцените его смелость .«Ты проявил настоящую смелость, рассказав мне все о том, что произошло».
3
Поблагодарите ребенка за то, что он поделился с вами своими переживаниями, выразив желание встретиться с ним еще раз.
Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
Основные усилия всех программ по преодолению буллинга фокусируются на решении следующих задач:
• Изменение позиции учителей по отношению к буллингу
Изменение групповой динамики
• Изменение отношения к травле и (прежде всего) способность детей-свидетелей активно транслировать негативное отношение к травле и противостоять ей
• Изменение поведения и реакций детей-свидетелей травли.
• Изменение поведения ребенка-агрессора
• Оказание поддержки ребенку-жертве
Общие компоненты программ включают в себя
1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях
2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия в по профилактике и преодолению
3. Обучение учителей
4. Групповые занятия с детьми
5. Оказание помощи жертвам буллинга
6. Взаимодействие с родителями
7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем
8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном. Работа с учителями может состоять как из теоретической, так и из практической част
"Шаги к безопасности"
Программа включает: групповые занятия с детьми, индивидуальные консультации с детьми и родителями.
Продолжительность программы составляет от 3 до 7 недель.
Особенностью программы "Шаги к безопасности" является технология проведения занятий. Они проходят в театрализованной форме с использованием кукол-марионеток, специально изготовленных для программы. Это помогает вовлекать детей в занятия, способствует удержанию их внимания и лучшему усвоению ими материала.
При необходимости, программа может быть адаптирована для детей, не имеющих задержек в развитии.
Задачи:
Расширение представления детей об эмоциях, развитие эмоциональной экспрессивности, формирование осознанного отношения к своим и чужим эмоциям и обучение социально приемлемым способам их выражения.
Формирование представления детей о личных границах. Обучение навыкам распознавания ситуаций агрессии, нарушения границ, грубого обращения и алгоритму выхода из потенциально опасных ситуаций, связанных с нарушением границ и интимного пространства.
Формирование представления детей о "своих" и "чужих" людях. Развитие настороженного отношения к "чужим" людям. Обучение правилам поведения с малознакомыми и незнакомыми людьми.
Повышение мотивации родителей на формирование у детей навыков безопасного поведения.
электронное руководство
в котором изложены рекомендации по организации и проведению программы, дано подробное описание всех индивидуальных встреч и групповых занятий для детей и подробные методические указания по их проведению.
В приложении к пособию представлены обучающие фильмы, в которых разбираются приемы и техники работы с театральной куклой.
Региональный ресурсный центр "Защита детей"
Противодействие школьной травли
Комплексная межсекторная модель противодействия буллингу
РУКОВОДИТЕЛЬ
Кожарская Вера Ивановна, генеральный директор АНО ДПО «Институт социальных услуг«ВЕКТОР», руководитель проекта, кандидат педагогических наук (Пермь).
ВЕДУЩИЙ РАЗРАБОТЧИК
Романовская Галина Владимировна, программный директор проекта (Москва).
Ключевые слова
Буллинг - это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими людьми в отношении другого человека, со стремлением нанести вред намеренно, когда есть реальная или кажущаяся разница в силе (Selekman Janice, Vessey Judith A.)
Ключевые слова
Буллинг – травля и преследование
Патологическая ситуация: чувство вины формируется у жертвы,
а объяснение причин поведения обидчика выполняет роль «индульгенции»
Участники буллинга
Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-bullinga
Кто становится инициатором буллинга?
1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей;
2. Не умеющие сочувствовать и принимать чужую точку зрения;
3. Физически сильные мальчики или «стандартно» красивые девочки;
4. Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением, самоутверждающиеся в жертве;
5. Желающие быть в центре внимания;
6. Дети, уверенные в своём превосходстве;
7. Дети, не признающие равенства или уступок;
8. Дети со слабым самоконтролем;
9. Дети, имеющие «поддержку» старших и санкции на применение насилия;
10. Дети, которые боятся стать жертвами.
Кто становится жертвой буллинга?
дети с дефектами лица, зрения, слуха; очень высокие или очень маленькие ребята; ребята, имеющие дефекты движения, речи и пр.; толстые или очень худые ребята; те, кто выделяется своей хорошей учебой и примерным поведением; те, кому тяжело дается учеба; те, кого недолюбливают учителя и те, кто ходит в «любимчиках»; те, кто недостаточно хорошо знает русский язык; те, кто отличается одеждой, прической, носит пирсинг, сделал татуировку и т. д.; те, кому купили дорогую вещь, и те, чьи родители не могут себе этого позволить; ребята с повышенной эмоциональностью; замкнутые и необщительные дети и подростки; или «просто так»…
Ты не такой, как …
Треугольник Карпмана
Защита от патологического общения – принятие ответственности и открытая коммуникация
Где в этом треугольнике психолог/педагог?
Отчуждение моральной ответственности (А.Бандура)
ТЫ САМ ВИНОВАТ!!!
ТЫ САМ ПРОВОЦИРОВАЛ!
ИСПЫТАНИЯ ВОСПИТЫВАЮТ!
А ПОТОМУ ЧТО МИР ЖЕСТОК…
ПОТОМУ ЧТО …
БУЛЛИНГ – ЭТО НЕ НОРМАЛЬНО!!!
Моральное отчуждение проявляется в том, что на разных этапах процесса саморегуляции моральные запреты индивида активируются избирательно и не применяются им к себе (то есть отчуждаются) в ответ на его вредоносное по отношению к окружающим поведение.
У взрослых людей это может распространяться на «оправдание» действий детей.
Профилактика буллинга
ВзаимодействиеПризнание проблемы
Доверие Нетерпимость к жестокостиКонструктивность
Распределенная ответственностьПрофессионализм
Реальные решения
Москвичка сделала памятку для родителей, как остановить травлю ребёнка
Ссылка скачать
https://yadi.sk/i/yNkrmdsL3U9kV3
«Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы»
(Наталья Цымбаленко)
Образовательная организация:
В школе сняты запрет и табу с темы буллинга. О буллинге говорят, замечают его, обращаются за помощью в антибуллинговую команду;
•Все участники образовательного процесса, сотрудники школы знают, что травля/буллинг всегда однозначно плохо влияет на развитие и здоровье любых детей всех возрастов, знают, как его остановить здесь и сейчас;
Более 50% педагогов разделяют ценности ненасильственного воспитания и обучения, понимают разницу между детской агрессией, конфликтом и буллингом, открыто выражают желание внедрять Модель, готовы обучаться, интересуются приемамии методами работы по профилактике и прекращению буллинга, в школе могут быть прецеденты самостоятельного обучения по базовой программе.
Сократилось число педагогов, отрицающих наличие буллинга в школе или пытающихся «замаскировать» буллинг под единичный конфликт интересов, детскую/подростковую агрессию из-за недостатка навыков саморегуляции или плохого семейного воспитания.
Факты провокации или инициирование буллинга учителем (навешивание ярлыков, призывы «проучить» или объявить бойкот, выражение неприязни или обесценивание личности и способностей отдельных учеников, проявление социальных или этнических стереотипов и т. д.) сократились, распознаются и осуждаются большинством коллег, не поддерживаются в профессиональном коллективе.
Инструменты оценки: анкетирование педагогов, анкетирование учащихся, анализ заявлений от родителей, наблюдение, опрос.
Специалисты антибуллинговой команды:
Повысили уровень своей информированности о различных аспектах буллинга,специфике внедрения антибуллинговых программ, о ролевых особенностях различных участников ситуации буллинга и способах взаимодействия с ними;
Наработали устойчивый навык информирования коллег и родителей о возможностях противодействия буллингу;
Дети, обучающиеся:
Знают и понимают свои права, имеют доступ к профессиональной помощи в случае их нарушения (у них есть контакты Уполномоченного по правам ребенка знают определение буллинга (в соответствии с возрастом);
Могут его распознать в учебном и практическом варианте;
Имеют устойчивое негативное отношение к травле и насилию;
Знают роль и важность наличия «защитников» в ситуации буллинга;
Понимают, что, как и в какой последовательности делать, оказавшись в ситуации буллинга в разных ролях;
Могут сформулировать основные общие правила поведения, не допускающие физического насилия, порчи имущества, высмеивания и других видов буллинга;
Имеют представление о психологической помощи.
Знают номер Детского телефона доверия (вклеен каждому в дневник), что на него может позвонить любой ученик, учитель или родитель и что это бесплатно, анонимно и конфиденциально;
Правила поведения в рамках противодействия буллингу являются простыми, понятными детям, были приняты с обсуждением и поддержаны большинством.
Проект резолюции
1. Организовывать специальные курсы обучения и поддержки педагогов, вовлеченных в антибуллинговые программы.
2. Последовательно информировать широкие слои населения и содействовать формированию в обществе ценностного отношения и осознанной ответственной позиции граждан по вопросам защиты прав и интересов детей, профилактики насилия.
3. Регулярно проводиться мероприятия по информированию и просвещению сотрудников школы, детей и родительской общественности по вопросам ненасильственного воспитания, обучения и раннего выявления ситуаций буллинга в классе. Принципиально важно, чтобы информационная кампания реализовала просветительские задачи вместе с задачей поддержки, мотивирования, воодушевления родителей и специалистов, не допускала обвинительных идей и запугивания.
4. Мониторинг эффективности деятельности школы по созданию безопасной поддерживающей среды и противодействию буллингу