Выступление на общешкольном собрании для родителей будущих первоклассников "РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 119
Презентация для классов "Выступление на общешкольном собрании для родителей будущих первоклассников "РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Учитель-логопед ГБОУ города Севастополя «СОШ № 54 имени Ю.А.Гагарина»
Осадчая Марина Николаевна
Обучение в школе кардинально меняет всю жизнь ребенка. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого — получение знаний, а не игра, как раньше.
Когда говорят о "готовности к школе",
то имеют в виду не отдельные умения и знания,
а их определенный набор,
в котором присутствуют все
основные компоненты.
Первая составляющая готовности ребенка к школе - это
личностная готовность: желание самого ребенка учиться, готовность принять положение школьника, имеющего свой особенный круг прав и обязанностей.
Причем важно, чтобы обучение
в школе привлекало не только
своей внешней стороной -
портфель, учебники, тетради, но и
возможностью узнавать что-то
новое, получать новые знания.
Если личностная готовность низкая,
то очень скоро новые вещи ему наскучат,
однообразная смена уроков и перемен надоест,
и это принесет проблемы ребёнку и его родителям.
Не менее важна физиологическая готовность. Если ребёнок ослаблен и подвержен различным инфекциям, он не сможет приобрести полные знания, быть полноценным участником коллектива.
Важную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание ребёнком общественной значимости его новой деятельности.
Психологическая готовность подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.
Социальная готовность подразумевает правильное общение со взрослыми и сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание и выполнение требований учителя и исполнение функций ученика.
Эмоциональная готовность проявляется в реакции ребёнка на те или иные события. В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. У ребёнка должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.
Интеллектуальная готовность - у ребёнка достаточно широкий кругозор, хороший запас знаний, высокий интерес к знаниям (высокая познавательная активность). Ребёнок устанавливает связи между явлениями и событиями, имеет возможность логического запоминания, умеет действовать по образцу.
Понятие «кругозор ребенка» включает в себя:
- умение называть домашний адрес,
имена и отчества родителей и состав семьи;
иметь общие понятия о различных видах
деятельности взрослых
(в частности – о своих родителях);
знать правила поведения в
общественных местах и на улице;
- иметь общие понятия
о временах года,
знать названия месяцев,
дней недели и
их последовательность.
Ребёнок должен чётко знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.
В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Ребенок должен знать названия растений, ягод, овощей.
В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека - это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.
Психические процессы
Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.
Необходимо проверить готовность ребёнка по следующим критериям:
Пространственная ориентация (умение правильно определять: выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим сравнительным признакам).
Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом).
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь при помощи речи (устной и письменной) ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Вопрос о значении правильной речи очень остро встаёт при поступлении в школу, когда ребёнку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень быстро).
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения (например, горловое «р»), как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают ошибок в письменных работах.
Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы у первоклассника.
1. Правильное произношение всех звуков
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
Приходя в школу, он должен отчётливо произносить все звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Особенно недопустимо наличие в его речи звуковых замен (калтина вместо картина). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
2. Умение различать звуки речи на слух
К 6-ти годам у ребёнка должны быть полностью сформированы фонематические процессы - умение слышать и различать (дифференцировать) звуки родного языка на слух и в произношении.
Обязательно проверьте состояние слуховой дифференциации акустически близких звуков:
по твердости – мягкости (С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ и других);
по глухости – звонкости (Б - П, В - Ф, Г - К,
Д - Т, З - С, Ж - Ш);
свистящие – шипящие (С - Ш, З - Ж,
Ч - Ц, Ч - Щ и других);
сонорные звуки (Р-Л, РЬ-ЛЬ, Р-Й, РЬ-Й, Л-Й, ЛЬ-Й).
Как выявить трудности слуховой дифференциации звуков?
Ребёнок должен правильно показать называемые взрослым картинки, названия которых отличаются лишь одним звуком:
банка – банька, круг-крюк (твердость – мягкость),
бочка – почка, уточка-удочка (по звонкости-глухости),
миска – мишка, крыса-крыша (свистящие – шипящие),
рак – лак, рожки-ложки (р-л).
Инструкция:
1. Картинки ребенок должен понимать.
2. Если ребенок уже умеет читать, то в момент проверки слова закрываются, чтобы при показе картинок ребенок опирался только на слуховое восприятие.
3. Для исключения восприятия ребенком артикуляции взрослого рот взрослого также закрывается.
4. Названия картинок произносятся в именительном падеже и без всяких других относящихся к ним слов.
5. Спрашивайте так: Где ЛУК? ЛУК? ЛЮК? ЛЮК? ЛЮК? ЛУК?
Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить («опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.
3. Владение навыками звукового анализа и синтеза
К моменту поступления в школу ребёнок должен уметь:
• выделять звук на фоне слова (т.е. определять, есть ли в словах заданный звук)
Задание: Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук У:
муха, паук, ива, удав, окно, угол, иголка, утка, бинт.
Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук К:
бант, банк, собака, глобус, утюг, санки, книга, чайник, бумага, самолёт, буква, цыплёнок, телевизор, укроп.
• выделять начальный ударный гласный из слова:
утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши, август, угол
• выделять первый и последний звук в слове.
Назови первый согласный: сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.
Назови последний согласный: суп, кот, нос, душ, меч, клещ.
• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец)
Задание: определить, где находится звук К:
• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам (сложные формы звукового анализа)
Задание: последовательно назвать звуки в словах (сначала берём односложные слова).
Затем берутся слова более сложной слоговой структуры: шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, школа, малина, пингвин, бисквит и т.д.
• называть слова с заданным звуком;
• уметь составлять слова из звуков (звуковой синтез) - вы называете звуки К, О, Т - возвращай мне слово
• дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа:
1-ый - с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки);
2-ой – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры);
3-ий – в умственном плане (дети определяют
место звуков, их количество,
последовательность, не называя слова).
4. Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры (черепаха, аквариум, милиционер, библиотекарь, троллейбус и др). Он должен произносить их в достаточно быстром темпе, не переставлять, не пропускать, не добавлять звуки и слоги.
К 7-ми годам детям дается задание повторить предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
5. Словарный запас
К 7-ми годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2500 слов)
В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные), употреблять антонимы, синонимы, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.
Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды, но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, детенышей животных.
6. Сформированность грамматического строя речи
Желательно, чтобы ребенок умел пользоваться разными способами словообразования и словоизменения, т.е. :
- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
заяц – зайчик, огурец — огурчик.
- образовывать слова в нужной форме:
множественное число существительных: ухо – уши, стул-стулья;
родительный падеж множественного числа существительных.
Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
- образовывать прилагательные от существительных:
варенье из вишни - вишнёвое, сок из апельсина - апельсиновый
- правильно употреблять в речи притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячьи уши).
- понимать и правильно употреблять предлоги
Где птичка?
в клетке
на клетке
над клеткой
под клеткой
около клетки
за клеткой
- уметь образовывать сложные слова
Снег падает – это снегопад
!!! Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программы общеобразовательной школы.
7. Связная речь
К 7-ми годам ребёнок желательно должен уметь:
• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки
• составлять рассказ по картинке
• составлять рассказ по серии картин
• отвечать на вопросы по тексту
8. Речевая коммуникация
Вам, родителям, нужно помочь ребёнку быть достаточно активным в общении:
- уметь слушать и понимать речь,
- строить общение с учетом ситуации,
- легко входить в контакт
с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно
выражать свои мысли,
- пользоваться формами
речевого этикета.
9. Мелкая моторика рук
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (полезны: пальчиковая гимнастика, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.)
Поскольку в школе ребенку предстоит овладеть новым, сложным для него видом деятельности – письменной речью, рука должна быть готова к этому.
!!! Виртуозное нажатие кнопок во время игры на компьютере (планшете, телефоне) не подразумевает должного уровня развития мелких мышц руки, наличия необходимого тонуса.
Зрительно-моторная координация оказывает
существенное влияние на каллиграфию.
До поступления в школу освойте,
пожалуйста, владение ребёнком некоторыми
графическими умениями:
• обведение предмета по контуру;
• штриховка предмета внутри контура;
• копирование рисунка;
• дорисовывание фигуры. Фигурки из спичек
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, не управляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Как помочь своему ребенку предотвратить трудности в школьном обучении?
Принимать активное участие в устранении речевых дефектов вашего ребенка.
Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с тем, что родители не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой («выговорится»).
Основная задача родителей:
вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка;
создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития;
проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию ребёнка и необходимую помощь недостатков в развитии речи;
Что касается школы, то в сентябре я познакомлюсь с каждым первоклас-ником, послушаю их речь. Сообщу вам о результатах. Прошу вас помочь своему ребёнку почувствовать себя уверенным в своём речевом развитии.
!!! Уважаемые родители, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой и, конечно же, система.