Презентация Доклад на тему: «Организация экспериментального исследования самостоятельности в учебной деятельности младших школьников ОВЗ »
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 82
Презентация для классов "Презентация Доклад на тему: «Организация экспериментального исследования самостоятельности в учебной деятельности младших школьников ОВЗ »" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
организация экспериментального исследования самостоятельности в учебной деятельности младших школьников овз
Объект исследования – процесс формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ.
Предмет исследования – содержание и технология формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии.
Цель исследования – состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке процессной модели формирования самостоятельности младшего школьника с ОВЗ в условий инклюзии.
В соответствии с поставленной целью, предметом, и гипотезой определены задачи исследования:
Раскрыть содержание самостоятельности младшего школьника с ОВЗ как педагогического феномена.
Выявить возможности инклюзивного образования в формировании самостоятельности младших школьников с ОВЗ.
Разработать и внедрить процессную модель формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии.
Проследить динамику формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в
1.1. Самостоятельность младших школьников с ОВЗ как педагогический феномен
В психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается как стержневое личностное качество, выражающееся в независимости, свободе от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.
В нашем исследовании самостоятельность рассматривается, как способность младшего школьника с ОВЗ самостоятельно ставить цели, планировать собственную учебную деятельность, находить и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности с учетом его индивидуальных особенностей.
1.2. Возможности образования в формировании самостоятельности младшего школьника с ОВЗ
Структура инклюзивной образовательной среды как пространства для формирования самостоятельности обучающихся с различными возможностями и особенностями:
• пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей);
•содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);
•коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).
1.3. Характеристика процессной модели формирования самостоятельности младшего школьника с ОВЗ в условиях инклюзии
С.А. Бешенков трактует понятие «модель» как искусственно созданный объект в виде схем, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и углубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта».
Целевой компонент модели содержит цель – формирование самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии; задачи – формирование у младших школьников с ОВЗ мотивации к овладению самостоятельности, вооружение обучающихся с ОВЗ умениями и навыками самостоятельной деятельности; подходы.
Содержательный компонент отражает содержание этапов формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ и включает структуру дидактических материалов, определяет формы и средства обучения.
Результативный компонент содержит критерии и показатели (мотивационный, прогностический, деятельностно-практический, аналитический, рефлексивный).
Глава 2. Экспериментальная работа по формировании самостоятельности младших школьников с ОВЗ
2.1. Логика и задачи исследования
Цель экспериментальной части исследования заключалась в разработке и внедрении модели формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии в процессе учебной деятельности и реализации педагогических условий, влияющих на ее формирование.
Педагогический эксперимент включал в себя 3 этапа и проводилась в течение 2017-2018 гг.
Этап констатирующего эксперимента.
Этап формирующего эксперимента.
Этап контрольного эксперимента.
2.2. Опыт формирования самостоятельности младшего школьника с ОВЗ в условиях инклюзии
Содержание деятельности по формированию самостоятельности младших школьников с ОВЗ направлено на формирование у младших школьников мотивации к овладению самостоятельности, развитие учебной самостоятельности, вооружение обучающихся умениями и навыками самостоятельной деятельности, развитие умений ставить цели, планировать и контролировать учебную деятельность, рефлексировать.
Контрольный эксперимент включал в себя:
изучение и оценку результатов, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента;
выявление динамики формирования самостоятельности в процессе учебной деятельности младших школьников с ОВЗ;
проверку рабочей гипотезы об эффективности предлагаемого комплекса педагогических условий для формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзии;
оформление результатов эксперимента.
2.3. Динамика сформированности самостоятельности младшего школьника с ОВЗ
Таким образом, посредством реализации выделенных нами педагогических условий (путем вовлечения младших школьников с ОВЗ в активную учебную деятельность; разработка и внедрение в педагогический процесс общеобразовательной школы модели поэтапного формирования самостоятельности младших школьников с ОВЗ в процессе учебной деятельности; разработка и внедрение в учебный процесс дидактических материалов, направленных на поэтапное формирование компонентов самостоятельности младших школьников) младшие школьники с ОВЗ имевшие низкие показатели уровня формирования компонентов учебной деятельности, за время эксперимента сумели существенно повысить его, выйти по ряду показателей на высокий уровень.