Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 124
Презентация для классов "Презентация по истории России по теме: Культура Руси XIV-XVI вв. (10-11 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Особенности:
- борьба против монгольского завоевания 13-14 вв.
- процесс объединения земель вокруг Москвы 13-15 вв.
- Освобождение Руси от ордынской зависимости, завершение длительного процесса объединения земель и образование единого государства, укрепление центральной власти, внешнеполитические успехи России — все это нашло отражение в русской культуре 16 в.
Литература
Сказание о Мамаевом побоище (1380)
Сказание о нашествии хана Тохтамыша на Москву (1382)
Боярин Сафоний Рязанец — по одной из версий автор поэтической повести «Задонщина» о победе русских войск в битве за Доном (Куликовской битве). Вторая часть повести воспевает согласованные действия русских князей (в частности, действия засадного полка Боброк-Волынца) во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем.
Уникальным памятником XV в. является повесть «Хожение за три моря», в которой тверской купец Афанасий Никитин рассказал о своем путешествии в Индию (под тремя морями подразумевались Каспийское, Аравийское и Черное). Наблюдательность и любознательность Афанасия Никитина позволили ему за три года, что он провел в Индии, собрать подробные сведения об этой стране. Поэтому его наблюдения о быте и нравах народов Индии, составившие позднее книгу, вызвали на Руси живой интерес.
Возродилось летописание. Со второй половины XIV в. ведущее место в летописании перешло к Москве. Появляется летописный свод «Русский хронограф», в котором проводится идея лидерства Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой.
В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах Филофей обосновал идеологическую формулу московского самодержавия — «Москва — Третий Рим». Москва была названа преемницей Византии, духовным оплотом православия. Государь всея Руси отныне мыслился как преемник византийских императоров.
Важнейшие события, происходившие в стране и за ее пределами, нашли отражение в исторических песнях и сказаниях (о взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына и др.).
Продолжалось летописание. По инициативе Ивана IV был составлен Лицевой летописный свод — история человечества от сотворения мира, включавшая его собственное царствование (до 60-х гг. XVI в.).
Митрополитом Макарием были собраны Великие Минеи Четьи. Четьи — это церковные рукописные книги, предназначенные для назидательного чтения; Минеи — сборники, в которых сочинения расположены по месяцам, а внутри — по дням).
Макарий задумал составить Минеи Четьи, в которых православный читатель мог найти произведение, именно сегодня рекомендованное к прочтению. В сборники вошли жития и поучения, повести и сказания, монастырские уставы и исторические сочинения.
Объем труда поразил современников: это были 12 (по числу месяцев) томов, более 14 тысяч листов, 28 тысяч страниц большого формата, густо исписанных четким почерком. Для XVI в. этот сборник считался грандиозным, как и само его составление.
XVI век — время расцвета публицистики. Служилый человек И.С. Пересветов в своих работах размышлял о смысле и правде жизни, рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя.
Эта же тема присутствует в переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского — выдающемся литературном памятнике XVI столетия. В письмах Андрею Курбскому Грозный царь выводит свою формулу деспотизма в ответ на обвинения Курбским Ивана IV в опалах и казнях.
При Иване IV в России появилось книгопечатание. В центре Москвы, на улице Никольской, которую много веков москвичи называли улицей просвещения, в 1553 г. открылась типография (впоследствии Московский Печатный двор).
В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили здесь печатную книгу «Апостол». Это первая точно датированная печатная книга в России. За Иваном Федоровым закрепилась известность и слава первого русского книгопечатника. В 1565 г. им был издан «Часослов».
Архитектура
В архитектуре в качестве строительного материала вновь используется камень.
В течение XIV-XV вв. менялся облик Москвы. При князе Дмитрии Ивановиче были возведены белокаменные кремлевские стены («Москва белокаменная»). При Иване III Кремль был отстроен из красного кирпича. В строительных работах участвовали итальянские зодчие Марко Руффо, Антон и Бон Фрязины, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Новый. Поэтому в новом Кремле переплелись русский стиль и достижения итальянской архитектуры. В представлении людей того времени Москва стала единственным преемником великих городов, влиявших на ход истории, — Рима и Константинополя. Духовному и политическому величию столицы Русского государства должен был соответствовать и новый Кремль — не просто мощная крепость, а символ величия. В 1485 г. началось возведение новых кремлевских стен. В 1495 г. работы завершились.
Московский Кремль стал одним из самых укрепленных фортификационных сооружений в Европе. Новый Кремль имел традиционную для всех московских кремлей треугольную форму. Стены протянулись более чем на два километра и имели высоту от 6 до 15 метров (в зависимости от рельефа местности), толщину — от 3 до 5 метров. По верхнему краю стены были поставлены двурогие зубцы двухметровой высоты. Без них сегодня невозможно представить кремлевские стены. Постепенно складывается ансамбль кремлевских соборов
Аристотель Фиораванти возводит новый Успенский собор — главный храм Российского государства. Образцом для него стал Успенский собор во Владимире. В 1479 г. собор был освящен. С этого момента все важнейшие государственные дела вершились именно в нем. Собор являлся усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчания на царство великих князей, а позже — коронации царей и императоров. Неподалеку от Успенского собора московские и псковские зодчие построили Благовещенский собор — домовую дворцовую церковь. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари граненым белым камнем отделали возведенную ими Грановитую палату, предназначенную для приема иноземных послов. Алевиз Новый в 1505 г. начал строительство Архангельского собора, который стал усыпальницей русских великих князей. Рядом с Архангельским собором устремилась ввысь колокольня Ивана Великого (достраивалась у же в XVI в.).
Каменная церковь Спаса Преображения на Торговой стороне, более известная как церковь Спаса Преображения на Ильине улице - всемирно известный памятник архитектуры и монументальной живописи XIV в. Церковь построена в 1374 г. на месте деревянной 1103 г., где хранилась покровительница города - икона "Богоматерь Знамение”.
В Москве в конце XVI в. зодчий Федор Конь возвел стены и башни Белого города (в пределах современного Бульварного кольца).
В 1532 г. в селе Коломенском — подмосковной резиденции великих князей — была построена церковь Вознесения Господня. Принято считать, что возведение церкви связано с большой радостью в великокняжеской семье. Брак Василия III с Соломонией Сабуровой длился 20 лет и оказался бездетным. И Василий III отважился на невиданный шаг — запросил у церкви развода. В новом браке — с молодой литовской княжной Еленой Глинской надежды Василия III на рождение сына сбылись: 1530 год был ознаменован появлением на свет Ивана IV Васильевича (впоследствии названного Грозным).
Церковь Вознесения в Коломенском стала одним из первых каменных храмов, построенных в шатровом стиле. Шатер — верхняя часть храма — напоминает устремленную ввысь пирамиду, увенчанную небольшой главой. Основанием для шатра служил восьмигранный ярус (восьмерик), который, словно спускаясь на кокошники, прочно устанавливался на четверике — основном объеме храма. С подклета устремляются к земле крытые лестницы — галереи. Расположившись на высоком правом берегу Москвы-реки, белоснежный храм был виден издалека и поражал современников «высотою и красотою и светлостию».
Недалеко от Коломенского в подмосковном селе Дьяково была построена церковь Иоанна Предтечи (середина XVI в.).
В честь взятия Казани в Москве на Красной площади зодчие Постник и Барма воздвигли храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова что на Рву) . Как и церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (точнее — центральная его башня) построен в шатровом стиле.
Первоначально храм был выполнен в сочетании двух цветов — красного и белого, что придавало его внешнему облику праздничность и нарядность (многоцветным он стал в XVII в.). Более четырех с половиной столетий (а строили храм в 1555-1561 гг.) он напоминает потомкам о славе русского оружия и высоком мастерстве русских зодчих. В конце 1550-х гг. возле собора был похоронен почитаемый москвичами Василий Блаженный, а в 1580-х гг. над его могилой построили церковь, которую ему посвятили. Вскоре это название перешло и на весь храм.
Значительных успехов добились русские литейщики . Образцом литейного искусства служит знаменитая Царь-пушка , отлитая мастером Андреем Чоховым в 1586 г.
Калибр ее — 89 сантиметров, длина ствола — почти 5,5 метра. На дуле помещен барельеф — конная фигура царя Федора Иоанновича (отсюда и название — Царь-пушка). Весит пушка — 40 тонн.
Живопись
Живопись этого периода постепенно отходит от суровых канонов. Лики становятся более мягкими. Ярким представителем иконописи XIV в. является Феофан Грек (росписи стен церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде, храмов в Нижнем Новгороде и Москве). Младшим современником Феофана Грека был русский художник Андрей Рублев — представитель московской школы иконописи.
Вместе с Феофаном Греком Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор Московского Кремля (еще деревянный), с Даниилом Черным — Успенский собор во Владимире. Кисти Рублева принадлежат росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Самым известным произведением Андрея Рублева стала икона «Троица», проникнутая идеей единения, согласия и любви.
В живописи второй половины XV — начала XVI в. проявился талант художника Дионисия (фрески и иконостас храма Тождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой). Дионисий работал в Успенском соборе Московского Кремля, в Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях.
Образ эпохи
Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря под Москвой (впоследствии Троице-Сергиева лавра) — был самым почитаемым православным подвижником. Его жизнь и духовные подвиги вдохновили на написание картин многих художников. Отправляясь на битву с полчищами Мамая, московский князь Дмитрий Иванович получил от преподобного Сергия благословение.
В Житии Сергия Радонежского Епифаний Премудрый повествует о том, что когда-то отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) тяжело давалось учение. Понять книжную мудрость, познать Священное Писание мальчику было непросто. По легенде, однажды в поле Варфоломею явился ангел, принявший вид монаха. И Варфоломей поведал ему, что всей душой желает научиться грамоте и взывает к Богу о помощи. И тогда из серебряного ковчега — ларца знаний — ангел дал Варфоломею часть просфоры. Просьба мальчика была исполнена. На Руси повелось обращаться к Сергию Радонежскому, желая успехов в учении. Художник М.В. Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» главным трудом своей жизни. Он не раз говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»
Эта картина — одно из самых известных произведений художника-передвижника И.Е. Репина (1844-1930). Главные герои сюжета — Иван IV Васильевич Грозный и его сын от Анастасии Романовой — Иван. Именно его царь считал своей опорой и продолжателем династии. Но в тот роковой день мнения отца и сына разошлись и Иван выступил против воли отца.
Вот как произошедшее описал в своей «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзин: «Иоанн в волнении гнева закричал: "Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннбва. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" и кинулся обнимать, целовать его: удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей: молил Бога о милосердии, сына о прощении»
Этот печальный сюжет, подлинность которого вызывает у ряда современных историков сомнения, Репин решил воплотить на полотне.
В годы правления Ивана IV было положено начало присоединению Сибири к России. Форпостом продвижения русских в Западную Сибирь служило Среднее Приуралье, фактическими правителями которого являлись купцы Строгановы. Их владения находились по границе с Сибирским ханством. Для защиты своей земли и захвата чужой Строгановы содержали казаков.
Когда правитель Сибирского ханства Кучум решил прекратить выплату дани России и вернуть своему государству независимость, Строгановы направили против него отряд казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алениным, прозванным Ермаком. В 1581 г. недалеко от ханской столицы Кашлыка произошла решающая битва. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство, по существу, перестало существовать. Четыре года Суриков собирал материал, путешествовал по станицам, писал многочисленные этюды.
В 1895 г. работа была завершена. Это совпало с празднованием трехсотлетия покорения Сибири и открытием Транссибирской железной дороги.