Неделимые словосочетания
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 224
Презентация для классов "Неделимые словосочетания" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
СРАВНИТЬ: дать книгу – дать ответ пришёл в школу – пришёл в ярость идти в дом – идти в пляс хранить деньги – хранить память столб возле дома – столб дыма
одержать победу – победить потерпеть поражение – проиграть проводить испытания – испытывать осуществлять исследования – исследовать быть в гостях – гостить задать вопрос – спросить опустить глаза – потупиться пуститься в пляс – заплясать иметь значение – значить найти решение - решить отдавать сердце – посвящать играть роль, выполнять функцию
нечто трогательное что-то невидимое всё изученное кто-то в берете некто в жилете что-то тяжёлое что-то мягкое нечто необъяснимое
килограмм яблок горсть земли толпы мальчишек куча стружек груда камней охапка васильков вязанка дров пучок укропа
Иван Петрович – человек серьёзный. Актёры – люди интересные. Анна Сергеевна – женщина добрая. Скрипка – вещь деликатная. Торговать петрушкой – дело не для Маши. Наш сад – место особое.
1. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины. 2.Что-то незнакомое сквозило в его словах. 3. Был уж очень поздний час. 4. Он быстро нашёл решение. 5. Очень быстро было найдено решение. 6. Весной они проводили исследования. 7. Все исследования были проведены.
1.И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины. 2. Что-то незнакомое сквозило в его словах. 3. Был уж очень поздний час. 4. Он быстро нашёл решение. 5. Очень быстро было найдено решение. 6. Весной они проводили исследования. 7. Все исследования были проведены.
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения. 9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни. 10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет. 11. В комнате было море света. 12. Млечный путь разостлался по небу. 13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.
8. Тут я начал плакать и плакал, не переставая, до пробуждения. 9. Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной жизни. 10. От такого солнца и ветра берега приобретают суровый цвет. 11. В комнате было море света. 12. Млечный путь разостлался по небу. 13. Шапка русых волос колыхалась на его голове.
14. Стояла середина сентября. 15. Двое из нас поедут в столицу. 16. Часть стульев стояла у стены. 17. Белые мухи кружили в небе. 18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку. 19. Каждый из вас должен сделать это. 20. Данные события происходили в апреле.
14. Стояла середина сентября. 15. Двое из нас поедут в столицу. 16. Часть стульев стояла у стены. 17. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. 18. Около трёх тонн гравия было привезено на площадку. 19. Каждый из вас должен сделать это. 20. Данные события происходили в апреле.
Говорил с восторгом Катина кукла Горный воздух Парк при море Город сегодня Пение птиц Говорить тихим голосом Уверенно говорит Говорил восторженно Кукла Кати Воздух гор Приморский парк Сегодняшний город Птичье пение Говорить тихо Говорит с уверенностью
ЭПИТЕТ – образное определение (признак предмета) или образное обстоятельство (признак действия). Такие слова приобретают в контексте некое принципиально новое значение. Родниковый язык. В приведенном примере слово родниковый означает «чистый, незасорённый» и является эпитетом.
Иногда бывает трудно различить эпитет и метафору. Ночь цвела золотыми огнями. Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии, например: Море смеялось. Эта девушка – прекрасный цветок. Эпитет – это частный случай метафоры, выраженной в художественном определении, например: свинцовые тучи, волнистый туман. В приведенном примере содержатся и метафора (ночь цвела огнями), и эпитет (золотыми).
Метафору как изобразительный приём иногда сложно отличить от языковой метафоры, отражающейся в переносном значении слова. Языковая метафора, как правило, закреплена в толковом словаре как переносное значение слова. На уроке физкультуры дети учились прыгать через коня. — В этом предложении метафора конь не используется как изобразительный приём, это обычное переносное значение слова. Ценность метафоры как изобразительного приёма заключается в её новизне и неожиданности обнаруженного автором сходства. И осень огненный парик срывает ливневыми лапами.
1. Одни кузнечики дружно трещат, словно озлобленные, – и утомителен этот непрестанный кислый и сухой звук. 2. У Гаврика перехватило дыхание, как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды. 3. И является она у дверей иль у окна ранней звездочки светлее, розы утренней свежее. 4. Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху. 5. Облако неслось по небу огромным воздушным змеем.
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения. 1)Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой. 2)Пуганая ворона и куста боится. 3)Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)
Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения. 1)Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой. 2)Пуганая ворона и куста боится. 3)Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин) Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.
Осложненное предложение можно упростить за счет: слов, грамматически не связанных с членами предложения; уточняющих членов предложения; пояснительных и присоединительных конструкций; причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации; обобщения однородных членов предложения. Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необ ходимо ли их исключение из текста.
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения. 1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н.Толстой) 2.Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л.Соболев) 3. Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л.Соболев)
Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения. 4. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький) 5. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения. 1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. 2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ УПРОЩЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 1)исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации; 2)замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом; 3)замена сложного предложения простым с однородными членами; 4)замена предложения с прямой речью сложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.
Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна. На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. 2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
Замените сложные предложения простыми. 1)В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С.Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта. 2)Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается. 3)Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь. 4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.
Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца. Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.
В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве. Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается происхождение планет из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.
прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию; подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию; опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла; опустите предложения, которые представляются вам избыточными; переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
составьте план, каждый пункт которого будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями; обязательно перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!