Спряжение глагола
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 260
Презентация для классов "Спряжение глагола" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Тема урока: «Спряжение глагола» Урок –презентация.Выполнила учитель русского языка школы №667 Метелева Светлана Леонидовна
Спряжение глагола Глаголы I и II спряжения Изменение глагола по лицам и числам (личные формы лагола)
Какие термины будут сегодня нашими помощниками? Какие вопросы глагола? 1. Инфинитив I и II спряжение. Что делать? Что сделать? 2. Личные формы глагола; Настоящее время, будущее простое время; лицо, число. Что делает? Что делают? Что сделает? Что сделают?
Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щелочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ, Совершенно не дышать.
Глаголы I спряжения К I спряжению относятся брить, стелить, зиждиться И все остальные глаголы
Для чего нужно знать спряжение глагола? Чтобы правильно писать личные формы глагола - формы настоящего и будущего простого времени, именно они изменяются по лицам.
Местоимения-подсказки Единственное число 1 лицо Я 2 лицо ТЫ 3 лицо ОН, НА, ОНО Множественное число 1 лицо МЫ 2 лицо ВЫ 3 лицо ОНИ
Образование личных форм глагола Личные формы образуются путем присоединения к основе наст. вр. особых окончаний, которые указывают не только на лицо (I,II, III), но также и на число глагола. Поэтому у глаголов имеется шесть личных окончаний
Личные окончания глаголов I и II спряжения Окончания первого спряжения : -у(ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), I — Е -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут(-ют) Пример: читать создать Окончания второго спряжения : -у(-ю) -ишь, -ит, II — И -им, -ите, -ат(-ят) Пример: любить ненавидеть
А если окончание безударное? 1.Задаю вопрос к глаголу ( что делает? что сделает?). 2. Установив видовое соответствие, нахожу инфинитив (что делает? —что делать? что сделает? — что сделать? 3. Смотрю, на что оканчивается инфинитив - ?ть. 4. Вспоминаю, не является ли глагол исключением 5. Определяю спряжение, выбираю гласную – I спр. → Е II спр. → И
Спишите текст, найдите глаголы в личной форме, графически обозначьте личные окончания глаголов Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
Проверяем! Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
распил_т —______________________________ слыш..т —________________________________ гре..тся—________________________________ скач..т —_______________________________ ОН, она, оно что делает? Что сделает?
ОН, она, оно что делает? колыш..т —______________________________ ре..т —________________________________ осво..т —________________________________ посе..т —_______________________________
Они что делают? Вод...т —______________________________ кле...т —________________________________ бре..тся—________________________________ та..т —_______________________________
Они что делают?что сделают? стро..т —______________________________ бор..тся —________________________________ высп..тся—________________________________ жал..т —_______________________________
Проверяем полученные знания 1 вариант 1) он дышит, увидит, гоняется, разделит; 2) он распилит, слышит, скачет, греет; 3) он угонится,полет, объявит, проверит; 4) он услышит, вздрогне, слушает, поздравит. 2 вариант 1) он колышет, реет, решает, освоит; 2) он посеет, чует, колет, вкушает; 3) он катится, утешает, клеит, тает; 4) он упустит, повеет, затеет, стелет.