Предложения с прямой речью
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 216
Презентация для классов "Предложения с прямой речью" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Открытый урок по русскому языку на тему: «Предложения с прямой речью». Учитель русского языка и литературы МОУ ОСОШ № 1 города Апатиты Мурманской области Чаккиева Светлана Ивановна
Чем отличаются предложения друг от друга? «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Как вы понимаете смысл слов эпиграфа? Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний, древнеримский писатель
Цели урока: Знать: что такое прямая речь. Уметь: находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них; составлять схемы предложений с прямой речью; правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Прямая речь – это точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс или написал.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. На письме прямая речь заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы. Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
Авторские слова, вводящие прямую речь: сказал, подумал, попросил, написал, прочитал, шепнул, воскликнул, произнёс, проговорил, ответил, крикнул, объявил, объяснил, заметил, проворчал, буркнул.
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Максим Горький писал Хорошая книга – просто праздник . Всем хорошим во мне я обязан книгам говорил он. Писатель советовал людям Любите книгу, она облегчит вам жизнь . Читайте! Читайте! Читайте! восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью (проверка). Максим Горький писал: «Хорошая книга – просто праздник». «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил он. Писатель советовал людям: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь». «Читайте! Читайте! Читайте!» - восклицал Константин Георгиевич Паустовский.
Работа с текстом. Я поб..жал в св..тлицу. Двери были заперты. Я постучался. Кто там? спр..сила Палаша. Я назвался. Милый г..л..сок Марьи Ивановны раздался из-за дв..рей Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне. Я пов..новался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выб..жали ко мне навстречу. Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться прог..ворила попадья.
Безударные гласные в корне слова. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударная стала ударной.
Работа с текстом (проверка). Я побежал в светлицу. Двери были заперты. Я постучался. «Кто там?» - спросила Палаша. Я назвался. Милый голосок Марьи Ивановны раздался из-за дверей: «Погодите, Пётр Андреич. Я переодеваюсь. Ступайте к Акулине Памфиловне». Я повиновался и пошёл в дом отца Герасима. Он и попадья выбежали ко мне навстречу. «Здравствуйте, Пётр Андреич, привёл Бог опять увидеться», - проговорила попадья.
Творческое задание. 1). Написать сочинение-миниатюру на тему: «Мои Апатиты» (5 предложений, три из которых с прямой речью). 2). Составить два предложения с прямой речью на тему: «Мои Апатиты». 3). Используя любые предложенные словосочетания, составить одно предложение с прямой речью. (Красивый город, северная природа, заснеженные деревья, сверкающий на солнце снег, достопримечательности моего города, долгая полярная ночь, весенние поющие ручьи.)
Сочинение – миниатюра. Ко мне приехала в гости подруга из деревни. Она попросила показать город Апатиты и рассказать о нём. Подруга спросила: «Какие достопримечательности есть в вашем городе?» Я ответила: «В нашем городе находится Кольский филиал Академии Наук РФ, геологический музей им. А.Н. Ферсмана, музей камня, библиотека-музей». А ещё я добавила: «Мой город очень красивый».
Игра «Третье – лишнее и почему?» Лесничий сказал: «Я видел на озере лебедей». Лесничий сказал, что он видел на озере лебедей. Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.