Н.Д. Телешов (1867-1957)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 169
Презентация для классов "Н.Д. Телешов (1867-1957)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Н.Д. Телешов (1867-1957) Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы Ануфриевой И.Н. МОУ «СОШ №30 г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл, 2011 г. Учебник-хрестоматия, Г.И.Беленький.
По инициативе Николая Дмитриевича был создан музей Московского Художественного театра. Больше полувека он кропотливо собирал музейный материал, восстанавливал историю театра. Н. Д. Телешову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. Любовь к своему народу, родине, чуткость, отзывчивость, доброта – вот качества, характеризующие этого писателя, человека, гражданина.
Москвичи пожилого возраста до сих пор помнят сухощавого человека с седой бородкой, в тёмном пальто с бархатным воротником. Так выглядел Н. Д. Телешов – известный русский писатель, директор музея Художественного театра, интеллигентный, умный человек, коренной москвич. Он прожил 90 лет. В. А. Михалёв
Фотопортрет Н.Д. Телешова с дарственной надписью на обороте: «С чувством глубокой благодарности, с глубоким уважением за исключительное внимание и терпение при создании талантливого скульптурного моего портрета, Валентину Андреевичу Михалёву – шлю сердечный привет и желаю успехов в его деятельности. 23 мая 1956. Н. Телешов»
* 1884 году окончил Московскую Практическую коммерческую академию. В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». Первые стихотворения Телешова появились в журнале «Радуга» в 1884 году. Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившимися на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева.
Ещё подростком Телешов интересуется литературной жизнью столицы, пробует сам писать, знакомится с писателями – Горьким, Буниным, Куприным, Андреевым.
Современники и друзья Н.Телешова И.Левитан С.Рахманинов А.Куприн Н.Телешов и И.Бунин В.Поленов Ф.Шаляпин
По собственному признанию писателя, образцами для него в юношеские годы были произведения М.Лермонтова и И.Тургенева, из современников наибольшее влияние оказывал на него В.Гаршин. Сильное впечатление произвели на молодого писателя также первые рассказы В.Короленко («Сон Макара» , оставившие несомненный след в тематике и гуманистической направленности его раннего творчества.
Лучшие рассказы Телешова посвящены изображению быта и злоключений переселенцев. С 1925 по 1943 г. Телешов работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими атмосферу литературной жизни России к. XIX — начала ХХ в. Телешов был преимущественно новеллистом. Его реалистические рассказы отличаются обыденностью сюжетов.
Я был еще юношей, лет двадцати, когда впервые встретился с ним, в то время тоже еще молодым человеком и писателем, только что замеченным. А.П.Чехов
«Поезжайте куда-нибудь далеко, верст за тысячу, за две, за три. Ну, хоть в Азию, что ли, на Байкал. Вода на Байкале бирюзовая, прозрачная: красота! Если времени мало, поезжайте на Урал: природа там чудесная. Перешагните непременно границу Европы, чтобы почувствовать под ногами настоящую азиатскую землю и чтоб иметь право сказать самому себе: "Ну, вот я и в Азии!" А потом можно и домой ехать. И даже на дачу. Но дело уже будет сделано. Сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете! Увидите народную жизнь, будете ночевать на глухих почтовых станциях и в избах, совсем как в пушкинские времена; и клопы вас будут заедать. Но это хорошо. После скажете мне спасибо. Только по железным дорогам надо ездить непременно в третьем классе, среди простого народа, а то ничего интересного не услышите. Если хотите быть писателем, завтра же купите билет до Нижнего. Оттуда - по Волге, по Каме...»
Я послушался и через несколько дней уже плыл по реке Каме, без цели и назначения, направляясь пока в Пермь. Дело было в 1894 году. За Уралом я увидел страшную жизнь наших переселенцев, невероятные невзгоды и тягости народной, мужицкой жизни. И когда я вернулся, у меня был готов целый ряд сибирских рассказов, которые и открыли тогда передо мной впервые страницы наших лучших журналов.
По совету Чехова, совершившего сахалинское путешествие, Телешов поехал на Урал и в Сибирь. Эта поездка обогатила его знанием жизни народностей Сибири и русских переселенцев.
«Вот список рассказов о Сибири и Урале. 1894: рассказ «С богом» (он же после «Самоходы»), «Против обычая». 1895: книжка «За Урал», из скитаний по Западной Сибири. 1897: рассказ «Елка Митрича» 1898 «Домой» «Нужда» «Шахта» «Хлеб-соль» 1903 «Между двух берегов» 1905 «Слепцы» 1919 «На ходу» «Лишний рот»
В начале 20 века, с началом Столыпинской аграрной реформы, в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных,западных областей России,Белоруси,Украины. Их называли новопоселенцами.
Осенью 1885г. группа переселенцев из 25 семей малороссийских крестьян направилась вглубь Приморской области, к озеру Ханка. На повозках, запряженных парами быков, они везли домашний скарб, земледельческие орудия и малолетних детей. Все они были земляками, а то и родственниками из села Мутин Кролевецкого уезда Черниговской губернии.
Рассказ «Домой» Н. Телешов посвятил И.Бунину. В своих рассказах о переселенцах писатель нарисовал страшные своей правдой картины мук, лишений народа в поисках «обетованной земли»; голод, повальная смерть от эпидемий, страдания детей-сирот, произвол властей, возвращение ни с чем в конец разоренных мужиков на старые, покинутые ими места.
Это был один из тех бездомных детей, которые остаются сиротами после переселенцев. Родители умерли в пути от тифа, и Сёмка остался одиноким среди чужих людей и среди чужой природы, вдалеке от родины, которую он помнил лишь по белой каменной церкви, по ветряным мельницам, по речке Узюпке и по селу Белое.
Проходили по Сибири тысячи вёрст закованные арестанты, громыхая тяжёлыми цепями;… по её дорогам, весело звеня бубенцами, мчатся резвые тройки; Толпы переселенцев из России почти сплошной вереницей, ночуя под телегами, греясь у костров, а навстречу им идут назад другие толпы, обнищавшие, голодные и больные, и много их умирает по пути, и ничто никому не ново. Сёмка шёл без устали, без боязни; его радовала свобода… Сердобольные сибирские бабы кормили его хлебом и молоком, а попутные мужики подвозили в телегах.
Широко разливалась перед Сёмкой река… Он побрёл вдоль по берегу, но нигде не было ни души, не слышалось ни единого звука… Сёмке хотелось заплакать, хотелось есть, пригреться, хотелось видеть подле себя отца с матерью…
Свечерело. Ливший с полудня дождь пронизал до костей Сёмку и Неизвестного. Сёмка, несмотря на усталость, чувствовал себя хорошо. Встреча с попутчиком радовала его и бодрила. Он был спокоен, что не собьётся с дороги и что дедушка приведёт его куда нужно; да и поговорить была приятно. А дедушка всё рассказывал и про родину, и про Сибирь, говорил об острогах, о воле, о суровой сибирской зиме и зелёной весенней травке, которая так и манит человека домой, так и не даёт ему покоя ни днём ни ночью.
В стороне от проезжей дороги остановился обоз. Было темно и холодно, и красное пламя костров приветливо манило путников. - Хлеб да соль! - сказал Неизвестный, подходя к костру. - Дозвольте погреться, приятели. Старик подсел и протянул к огню руки. Сёмка тоже приблизился. Промокшее платье его вскоре согрелось, и по спине пробежала приятная дрожь… Сёмка наелся и прилёг отдохнуть. После горячей пищи ему было приятно поваляться возле огня.
Основные события рассказа. Из переселенческого барака В Сибири совершает побег Сёмка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати. Родители Сёмки умерли от тифа, теперь он сирота. Сёмка далеко от родного дома, но родину мальчик помнит. Сёмка без родителей плакал и просился домой, но его заставили жили здесь, в бараке: кормили хлебом и щами. Сёмка шёл по Сибири и вспоминал дорогу, по которой добирался с родителями. Широко разлилась перед Сёмкой река. Всё было пусто и немо. Куда же уйдёшь: река, небо, лес. Сёмке хотелось заплакать, есть, пригреться, хотелось видеть подле себя отца с матерью. Вдруг показался челнок. От жалости рыбак взял Сёмку с собой. Прошло 2 недели, а Расеи не видно. Сёмка, забывая об усталости, шепчет заветное слово: «Домой».
Основные события рассказа. Проходя по тракту, Сёмка завидел в кустах дедушку; он ел яйцо, заедая хлебом. Человек был немолод: серая короткая борода, загорелое и обветренное лицо, узкие впалые глаза; на ногах – шерстяные пимы, на плечах -пестрый пиджак, на голове- картуз. -Я, дедушка, домой… -Ну, и я домой. Пойдём вместе. Сёмка и Неизвестный остановились на ночлег у костра. Сёмка неожиданно заболел. Пришлось Неизвестному идти в город отдавать Сёмку в больницу. А там исправник беглого каторжника узнал, и заковали дедушку в кандалы. Не понял больничный солдат Демидыч слёзы Сёмки: он рыдал от расставания с дедушкой.
Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека». Слова Л.Н.Толстого: «Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный
Обстоятельства и поступки Обстоятельства – жизненные условия, в которых находится человек, во многом определяют его поступки, поведение. Человек стоит перед выбором: как поступить? Какое решение принять? Нравственность - духовные качества, которыми руководствуется человек в своих поступках: честность, справедливость, совесть, уважение к людям, сочувствие им.
Ситуация нравственного выбора А.Пушкин «Дубровский»: Владимиру стоило поговорить с Троекуровым, и Кистенёвка осталась бы за ним. Почему же он выгнал Троекурова? В.Короленко «Дети подземелья»: что заставило Васю принести куклу для Маруси? Л.Толстой «Кавказский пленник»: почему в одних и тех же обстоятельствах герои ведут себя по-разному? Н.Телешов «Домой»: перед каким нравственным выбором оказался Неизвестный?
Источники информации: http://www.cultinfo.ru/verhovajye/house_mikhalev/mikhalev.htm http://www.kraeved74.ru/pages/article272.html http://feb-web.ru/feb/irl/il0/ila/ila25742.htm 4. http://www.chernigovka.ru/index.php?option=com_content&task=vie w&id=32&Itemid=44 5. http://denolius.livejournal.com/269326.html 6.http://www.culturemap.ru/upload/img/69_88.1106569494.47422.jpg 7.http://passion-don.org/tribes/img/tribes_29_9.jpg