Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в режиме индивидуальной образовательной траектории. (задачи ЕГЭ)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 170
Презентация для классов "Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в режиме индивидуальной образовательной траектории. (задачи ЕГЭ)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Курсовой проект: Изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в режиме индивидуальной образовательной траектории. (задачи ЕГЭ) Автор: Кручинина Ольга Ивановна учитель информатики МОУ гимназия № 38 23.09.2011г.
Введение: В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения.
Реализация индивидуальных траекторий образования учащихся в условиях общеобразовательной школы должна рассматриваться в комплексе: как способ реализации личностно ориентированного подхода; как способ повышения качества образования и формирования ключевых компетентностей у учащихся; как средство индивидуализации и дифференциации обуче ния и воспитания; как форма конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса с целью их личностного развития и стимулирования творческой инициативы.
Прежде чем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учителю необходимо выяснить степень усвоения предшествующего материала путем анализа предыдущих отметок или с помощью специально проводимого среза качества усвоенных ранее знаний. Учет этих индивидуальных особенностей удобнее проводить в условиях индивидуальных занятий или во внеурочное время.
Для построения индивидуальной траектории обучения по информатике необходимо иметь набор базовых характеристик. К таким характеристикам можно отнести: цели обучения; начальный уровень знаний ученика; индивидуальные способности к обучению и восприятию учебного материала; особенности подачи учебных материалов, выбора контрольных заданий и вопросов.
Образовательная и развивающая цель Цель обучения информатике в школе — дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки, раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.
Изучение информатики, в частности, построение алгоритмов и программ, их реализация на компьютере, требуют от учащихся умственных усилий, концентрации внимания, логичности мышления и развитого воображения. Нужно четко представлять себе конечный результат алгоритма, абсолютно точно записать этот алгоритм на бумаге и/или ввести его с клавиатуры. Получить результат работы программы, проанализировать его и, если необходимо, внести коррективы.
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. Есть и другая группа учащихся, которым знание данной темы необходимо для успешной сдачи ЕГЭ по информатике. И индивидуальный план для этих учеников иной.
Принцип направленности обучения В своей работе я предлагаю индивидуальный план для ученика, выбравшего ЕГЭ по информатике по теме «Алгоритмизация и программирование».
Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.
План построения индивидуальной образовательной программы. Сформулировать образовательную цель – желаемый результат деятельности. Определить пути достижения цели Выбрать формы и методы обучения Определить формы и методы контроля Спланировать свою учебную деятельность: уроки, консультации, дополнительные занятия, домашние задания
При построении ИОП учащиеся должны уметь: выбирать формы и методы обучения выбирать формы и методы контроля планировать свою учебную деятельность
Реализация индивидуальной образовательной программы. Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.
По итогам тестирования по теме ученик и учитель определяют программу занятий. Во время урока ученик может выполнять персональные задания. Персональный компьютер предоставляет такую возможность. Затем назначается время дополнительных консультаций. Через 2-3 недели проводится тестирование, выявляются слабые места и, если необходимо, корректируется план.
С учеником А нами была разработана следующая индивидуальная программа: 1. Решение задач типа А5 Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы. a:=5; a:=a+6; b:= –a; c:=a–2*b;
2. Решение задач типа А6: Дан фрагмент программы, обрабатывающей двумерный массив A размера n×n. k:=1; for i:=1 to n do begin c:=A[i,i]; A[i,i]:=A[k,i]; A[k,i]:=c; End.
3. Решение задач типа В2 Запишите значение переменной b после выполнение фрагмента алгоритма :Х:=130; Y:=1; Х:=Х-2; Х:=Х/2; Y:=Y*2; Х=1? Нет да Y:=Y-Х
4. Решение задач типа С2. Написать на одном из языков программирования программу нахождения среднего арифметического 3-х чисел. Найти сумму ряда чисел. Найти среднее геометрическое элементов, находящихся на главной диагонали матрицы. и. т. д.
5. Решение задач типа С1. Требовалось написать программу, которая вводит с клавиатуры координаты точки на плоскости (x,y – действительные числа) и определяет принадлежность точки заштрихованной области, включая ее границы. Программист торопился и написал программу неправильно. var x,y: real; begin readln(x,y); if y=0 then if y>=sin(x) then write('принадлежит') else write('не принадлежит') end.
Ученик А не вносил поправок в индивидуальную программу, в силу того, что характер у него уравновешенный и спокойный, он четко придерживался заданной программы и к моменту подготовки к решению задач на составление программ ( блок С), чувствовал себя уверенно, умел логически мыслить, четко представлял структуру будущей программы. На экзаменах по ЕГЭ получил 79 баллов.
Ученик Б, которому я рекомендовала такую индивидуальную программу, по складу своего характера был холериком, перепрыгивал с темы на тему, с задач блока А на задачи блока С. В итоге мы пришли к выводу, что образовался некоторый сумбур знаний и умений и внесли в индивидуальную программу пункт: систематизация полученных знаний. Результат ЕГЭ ученика Б - 70 баллов.
Не следует делать вывод, что ученик Б не прислушался в самом начале к мнению учителя и был не прав. Наоборот, если бы учитель пытался навязать ему свою линию подготовки, возможно, мы получили бы худший результат, т. к. был бы потерян интерес к предмету.
Выводы: Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.