Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 196
Презентация для классов "Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему Цели: познакомить обучающихся с одним из видов сжатия (компрессии, свёртывания) текста – конспектом; развивать самостоятельность мышления; формировать умение работать с текстом, обобщать, делать выводы; прививать навыки культуры учебного труда; учить систематизации и обобщению первоисточника.
Конспект Конспект (от лат. «обзор») – это краткое письменное изложение содержания текста; особый вид текста, который создаётся в результате систематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к полному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и план.
Типы конспектов плановые (каждому вопросу плана соответствует определённая часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Беседа по прочитанному Насколько эта информация важна для меня? Что можно опустить? Какие примеры, детали будут лишними? Смогу ли я воспроизвести конспектируемый текст, пользуясь своим конспектом?
Памятка Внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения. Составьте план. Выделите в каждом отрывке основную мысль и сформулируйте её. Изложите каждый пункт плана подробнее. Превратите заголовки отрывка в тезис, то есть в развёрнутое положение. Используйте цитаты, но не злоупотребляйте ими. Основа конспекта – тезисы. Выпишите полное название конспектируемого произведения. Используйте широкие поля для своих заметок.
1. Связанные корни 2. Стилистическое использование синонимов Задание к тексту 1. Прочитайте текст. Составьте его план. Выпишите ключевые слова текста, затем законспектируйте его. Задания к тексту 2. Составьте конспект статьи о синонимах, используя следующую памятку: 1. Какие слова называются синонимами? 2. Что образуют синонимы с общим основным значением? При каком условии одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды? 3. Какими (по оттенкам значений и стилистической окраске) могут быть синонимы? 4. Какие синонимы называются семантическими? 5. Какие синонимы называются стилистическими? 6. Почему синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют писательский труд?
Задания опережающего характера Напишите конспект одного из «лингвистических детективов»: «Слова среди других слов», «По следам междометий», «Среди фразеологизмов», «Внутри слова», «Слово и художественный текст», «Поэтический текст глазами лингвиста».
Рефлексия Конспект – это… Компрессия текста – это… Конспекты бывают следующих типов: … Плановый конспект – это… Текстуальный конспект – это… Свободный конспект – это… Тематический конспект – это… Чтобы написать конспект, необходимо… Конспект отличается от тезисов тем, что… Конспектировать – это…
Источники и материалы 1. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002. 2. Энциклопедия для детей. Т. 10. Ч.1. Русский язык / М.Аксёнова, Л.Петрановская, А.Элиович и др. – М.: Мир энциклопедий; Аванта+ Астрель, 2007. 3. Успенский Л.В. Слово о словах. – М.: Мир энциклопедий; Аванта+ Астрель, 2008. 4. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. – М.: ТЕРРА – школе; Книжный клуб, 2003. 5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1988. 6. mou-1.ucoz.ru 7. konspekt.Opk.ru 8. zajtse-olya/narod.ru 9. brolruslanik.ucoz.ru