От конфликта к культуре педагогического общения
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 221
Презентация для классов "От конфликта к культуре педагогического общения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Задачи: 1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. 2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций. 3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов. 4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия. 5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области информации о конфликтах в педагогической среде.
При подготовке к педсовету был проведен ряд микроисследований в форме анкетирования старшеклассников (9–11 кл.). Общий обзор полученных результатов анкетирования показывает: – каждый второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации; – значительно реже конфликты возникают между учащимися; – если внутри классов чаще господствует атмосфера доброжелательности и взаимного интереса, то между классами царит дух разобщенности, равнодушия.
Причины возникновения конфликтов между педагогами и учащимися Причины конфликтов Для отметивших указанную причину, % ученики учителя Плохая подготовленность учеников к занятиям 19 44 Нарушения дисциплины учащимися 15 38 Несправедливое отношение учеников к педагогу 4 6 Игнорирование советов и замечаний учителя 3 18 Нежелание учиться 5 41 Слишком высокие требования учителей 16 3 Несправедливость педагога 25 12 Нежелание учителя признать свои ошибки 19 12 Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся 15 2 Нежелание учителей понять учеников 28 17
II. Практическая часть (работа в группах) Вопросы для анализа конфликтной ситуации: 1.Что предшествовало возникновению конфликтной ситуации ? 2. Основные причины возникшего конфликта? 3.Личностная позиция педагога в возникшей ситуации, опишите реальные цели педагога во взаимодействии( чего он хочет : помочь, избавиться, безразличен и т. д. 4.Определите в ситуации момент ,когда педагог мог бы предупредить переход этой ситуации в конфликт. Что помешало ему это сделать( эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность…) 5.Смысл конфликта для каждого из участников. 6.Варианты дальнейших отношений участников конфликта. 7.Какие действия ,приёмы, стили взаимодействия в конфликте приемлемы для данной ситуации: соперничество,сотрудничество,компромисс,уклонение,приспособление?
2. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций каждой группой. Через 15 минут работа продолжается в полном составе. Ответы в группах озвучиваются с позиций участников конфликтов. Это роли учеников, учителей, администрации, родителей.
Выводы: Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. 2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным. 3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации. 4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению. 5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.
Проект решения: 1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания. 2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик». 3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения. 4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную. 5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п. 6. Провести семинар по теме «Психология общения».