Анкета… Что это такое и как ее составить?
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 228
Презентация для классов "Анкета… Что это такое и как ее составить?" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
* 17. Анкета… Что это такое и как ее составить? Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он может дать правильный ответ на любой вопрос – при условии, что вопрос задан правильно. Платон, «Федон»
* АНКЕТА – социологический инструментарий опроса, представляющий собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации. Участники анкетирования: анкетер (от франц. enquete, буквально – расследование, т.е. человек, проводящий анкетный опрос) респондент (от лат. Responsum – ответ, т.е. человек, служащий источником информации и заполняющий анкету).
* СТРУКТУРА АНКЕТЫ Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички (демографического блока). Во введении: обращение к респонденту, указание на проводящего опрос, цель опроса, инструкция заполнения анкеты. Пример
* АНКЕТА УЧАСТНИКА конференции проектных и исследовательских работ Дорогой друг. У организаторов и участников конференции общее стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в учебе и жизни. Чтобы повысить качество организации конференции и полнее учесть мнение ее участников, оргкомитет конференции проводит социологическое исследование. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты, следуя инструкциям к вопросам. Заполнить анкеты несложно и не потребует много времени. Прочтите, пожалуйста, вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него. Номер того ответа, который совпадает с Вашим мнением, обведите кружком. Если готовых ответов нет или ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, свои соображения на специально отведенных строках. Ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно Вы ответите на все вопросы. Поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьезно и благожелательно. Заранее благодарим за участие в исследовании. Оргкомитет конференции.
* Основная часть: вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Простые вопросы, вводящие респондента в контекст обсуждаемых проблем. Сложные вопросы, требующие серьезных размышлений (в середине анкеты). Более легкие вопросы. Демографическая часть (паспортичка): вопросы о статусе респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.). В конце анкеты высказывания: «Благодарим за участие в исследовании!», «Большое спасибо за Ваши ответы», «Благодарим за сотрудничество!» и т.п.
* Виды вопросов по форме Закрытый вопрос (на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов) Альтернативные вопросы (возможность выбора респондентом одного варианта ответа, сумма ответов на все варианты всегда составляет 100%) 3. Участвовали ли Вы ранее в окружных конференциях проектных и исследовательских работ? 3.1. Да, участвовал 3.2. Нет, не участвовал. Неальтернативные вопросы (выбор респондентом нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%) 5. В каких конференциях проектных и исследовательских работ Вы принимали участие? 5.1. В школьных. 5.2. В окружных. 5.3. В городских. 5.4. В федеральных. 5.5. В вузовских.
* Полузакрытый вопрос (респондент может помимо предлагаемых в анкете ответов предложить свой вариант) 7. Что Вы приобрели благодаря участию в конференциях проектных и исследовательских работ? 7.1. Стал лучше учиться. 7.2. Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам. 7.3. Определился с выбором будущей профессии. 7.4. Приобрел опыт публичного выступления. 7.5. …
* Открытый вопрос (респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте без подсказок со стороны анкетера) Обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее. 4. Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования. 4.1. 4.2. 4.3.
* Прямые вопросы (позволяет получить от респондента прямую информацию) 2. Удовлетворены ли Вы публичной презентацией своего проекта? 2.1. Да, удовлетворен полностью. 2.2. Удовлетворен частично. 2.3. Нет, не удовлетворен полностью. Косвенные вопросы (задаются, когда требуется проявление критического отношения к себе, оценки каких-либо негативных явлений действительности) Позволяет сгладить личностную окраску вопроса. Просим Вас закончить следующую фразу: «Когда говорят, что успех проекта зависит на 90% от научного руководителя, я думаю, что…»
* Виды вопросов по значимости и роли в анкете Основные вопросы (направлены на сбор информации об исследуемом явлении) 9. Выпишите в строчку номера высказываний в порядке убывания их важности: "Я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, потому что…» Хочу знать больше. Хочу получить хорошие отметки в семестре (аттестате). Содержание этой деятельности, возможно, связано с моей будущей профессией. Мне нравится научный руководитель. Работа над проектом, исследованием проходит интересно. В школе этот вид деятельности обязателен для всех. Чтобы не отставать от одноклассников, друзей. Это важно для родителей. Это позволяет мне творчески самореализоваться.
* Неосновные вопросы выполняют служебные функции: проверяют искренность респондента, помогают ему понять смысл основного вопроса и т.п. вопросы-фильтры позволяют установить адресат основного вопроса 3. Были ли Вы участником прошлогодней конференции проектных и исследовательских работ? 3.1. Да. 3.2. Нет. 4. Если Вы участвовали, то оцените по 5-бальной шкале проведение данной конференции: 1 2 3 4 5
* Виды вопросов по содержанию Вопросы о фактах сознания направлены на выявления мнений, пожеланий, планов на будущее и т.п. 5. Если бы время повернуть вспять, стали бы Вы снова выполнять данный проект, исследование? Почему? ______________________ ______________________ Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия и результаты деятельности людей. 2. Сколько времени у Вас заняла работа над проектом, исследованием? (Обведите кружком только один номер предполагаемого ответа) 2.1. Один месяц и менее 2.2. От одного до трех месяцев 2.3. От трех до шести месяцев 2.4. Более года
* составляют социально-демографический блок (паспортичку) анкеты, устанавливают, если это необходимо, половозрастной или социальный статус респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.) Вопросы о личности респондента
* Требования к анкете Учет количества вопросов в анкете, оптимально 15-20 вопросов. Включение понятных для респондента терминов, неперегруженность лишними словами. Соблюдение принципа расположения вопросов: простые - сложные - простые. Недопустимость влияния предшествующих вопросов на последующие. Отсутствие излишнего количества однотипных вариантов возможных ответов на Ваш вопрос. Снабжение вопросов-фильтров указателями-переходами для разных групп респондентов. (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимал участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…). Стремление ясно объяснить технику ответов на вопросы, увязывая при необходимости сколько вариантов ответов он может отметить. Превращение закрытых вопросов в полузакрытые, добавляя позицию «Ваш вариант ответа» иди «другие ответы». Недопустимость опечаток в тексте анкеты.
* Схема обработки анкет Проверка на чистоту и полноту заполнения. Составление таблиц, первично обобщающих полученную информацию Обработка каждого вопроса (закрытого и полузакрытого) в соответствии с нумерацией. Работа с открытыми вопросами. Обработка данных на компьютере или вручную. Информация должна быть сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу. Написание итоговых выводов
Памятка анкетера АНКЕТЕР! Когда идешь к респонденту, помни: мы должны не просто получить ответы, а получить ПРАВДИВЫЕ ОТВЕТЫ. Тот, к кому ты идешь, пока только один из нашей выборки; захочет ли он принять на себя роль опрашиваемого, зависит от тебя. Первое впечатление самое сильное. А ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕ НИЕ, которое респондент получит о нашем исследовании в целом,— О ТЕБЕ, наш анкетер. Поэтому будь вежлив, внимателен, аккуратен, энергичен, уверен в себе, обаятелен. У самых разных людей ты должен вызвать симпатию, расположить к искренности. Ты идешь искать истину, которой можешь не знать ты, но знают твои респонденты. А потому будь ДОБРОЖЕЛАТЕЛЕН И ТРЕБОВАТЕЛЕН одновременно. Встретиться с респондентом лучше утром. Хорошо, если ты сумеешь договориться с ним заранее по телефону: у него могут быть другие планы. *
При встрече ты должен: 1. Представиться. Обращаться к респонденту по имени и отчеству. Список опрашиваемых в руках не держи, галочек в нем при респонденте не ставь. Коротко объясни: кто, о чем и зачем проводит опрос. 2. Обязательно нужно указать практическую цель исследования. Это поможет заинтересовать респондента, создать у него мотивацию к участию в исследовании. 3. Прежде чем обратиться к респонденту с просьбой ответить на вопросы, необходимо сказать несколько слов о правилах выборки. 4. Гарантия анонимности: мы обязуемся не допускать к заполненным анкетам никого, кроме представителей исследовательской группы, не оглашать содержания ответов. Информация будет сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу. 5. Объясни правила заполнения и сдачи анкеты. Анкетер, мы просим тебя написать короткий отчет о своей работе, в котором ты укажешь: тех, кто отнесся к нашей работе доброжелательно — сколько человек и их характеристики: пол, возраст, степень, должность; 2) кто отказался — их количество, признаки, причина отказа. *