Избирательное право
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 204
Презентация для классов "Избирательное право" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Зачем нужны выборы? выбирать достойного президента чтобы влиять на жизнь в стране чтобы выбрать самого лучшего это право человека чтобы сделать свой выбор так надо не знаю
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Выборы: укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству это эффективный способ политического просвещения народа это есть барометр общественного мнения
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы. Активное право – право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах Пассивное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.
Цензы (ограничения): гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства. оседлости, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. имущественные – запрет на участие в выборах тех, кто обанкротился. моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений. образовательный – требование кандидатам иметь соответствующий уровень образования.
В Российской Федерации: избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста. с 18-летнего возраста можно избираться депутатом местного совета. с 21 года – депутатом Государственной Думы с 35 – президентом страны.
Некоторые ограничены в праве избирать и быть избранными: лица, признанные судом недееспособными лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан
действия всех политических субъектов, которые так или иначе связаны с выборами. Избирательный процесс -
Стадия подготовки, куда включаются такие действия, как назначение даты выборов, создание избирательных округов и избирательных комиссий, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов. I стадия
Избирательная компания, которая включает агитационно-пропагандистские действия кандидатов или политических партий, принимающих участие в выборах. II стадия
Избирательные системы Мажоритарная (Беларусь, США, Великобритания, Франция) Пропорциональная (Россия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) Абсолютного большинства Относительного большинства Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия, Польша)
Особенности мажоритарной системы: Существует тесная связь между депутатами и избирателями, потому что округа одномандатные и каждый депутат представляет свой регион; Партия (или избирательный блок), проигравшая на выборах по одномандатному округу, то есть получившая, например 49% голосов (незначительное меньшинство), может быть вообще не представлена в парламенте. Нередко избираются депутаты, удобные властям данного региона, или сами представители властных структур; Выборы могут вызывать социальную напряженность в нестабильном обществе
2) Депутаты, избранные по партийным спискам, ответственны не только перед народом, но и перед своей политической партией; Особенности пропорциональной системы: В представительном органе могут быть широко представлены социальные, этнические, конфессиональные и другие группы (достаточно им образовать свои партии);
4.Могут ли в демократическом государстве участвовать в выборах люди, имеющие минимальный уровень доходов?
7.Вы приходите на выборы, а возле кабинки стоит человек, указывающий вам, за кого голосовать. Правомочно ли это?
Задача №1 Найдите недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием «Мажоритария» На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B, C, D, E. Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей. Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.
Найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране N с вымышленным названием «Пропорционария» В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти. Партия А получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д. Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах. Задача №2
Составление памятки «Что должен знать о выборах гражданин, и какие он имеет права как избиратель?» Основные требования к памятке: Использовать все возможности стиля памятки-обращения Зафиксировать конкретные права избирателей Можно говорить об условиях голосования Памятка может содержать призывы к гражданам. Задача №3