Формы организации учебного процесса
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 183
Презентация для классов "Формы организации учебного процесса" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Форма обучения характеризует внешнюю сторону организации учебного процесса Зависит от места времени занятий состава участников целей методов и средств обучения последовательности видов деятельности учащихся способов управления содержания
Выделяют следующие формы обучения: Групповые Индивидуальные Коллективные Фронтальные Парные Школьные Внешкольные Внеаудиторные Аудиторные Внеклассные Классные
Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия
А.В. Хуторской выделил следующие группы организации занятий Индивидуальные занятия: репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение и самообучение Коллективно-групповые занятия: уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры Индивидуально-коллективные занятия: погружения, творческие недели, научные недели, проекты
Урок Ограничен во временных рамках, осуществляется взаимодействие учителя и учеников, направленное на решение комплексных задач благодаря использованию различных видов, методов и средств учебной работы Различают по: - содержанию и способу проведения; - логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса; - цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности учащихся; - преобладающему компоненту урока; - дидактической цели
Исходя из дидактической цели выделяют следующие виды уроков: . уроки комбинированные (смешанные) уроки изложения нового материала уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков уроки закрепления изученного материала
Плюсы - четкая организационная структура; - удобство управления деятельностью класса; - возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы; - стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика; - тесная связь обязательной учебной и внеучебной работы учащихся; - эмоциональное влияние личности учителя на учащихся; - экономичность обучения, так как учитель работает одновременно с группой учащихся Минусы - ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; - трудность учета индивидуальных особенностей учеников; - одинаковый темп и ритм работы; - ограниченное общение между учениками
Нестандартные уроки - уроки-«погружения»; - уроки-деловые игры; - уроки-пресс-конференции; - уроки соревнования; - театрализованные уроки; - уроки-конкурсы; - уроки-игры; - уроки-концерты; - уроки-«мозговые штурмы» и др.
Лекция - это последовательное монологическое, развернутое изложение объемного материала, раскрывающее систему идей в определенной области Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации вводные установочные Виды лекций текущие заключительные обзорные
Семинар является активной формой организации обучения с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы. Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения по выполнению лабораторных, практических работ по заданию и под руководством педагога. Экзамен – форма обучения, организуемая с целью систематизации, выявления, контроля и оценки знаний обучающихся. Зачет – форма обучения, организуемая с целью проверки учебной ориентации в предмете, теоретических знаний и практических умений учебно-познавательной деятельности. Консультация – форма обучения, организуемая с целью оказания помощи обучающимся по усвоению программного материала.
Вспомогательные формы обучения Учебная дискуссия Конференция (учебная) Факультативные занятия по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранных язык); - по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). В ходе дискуссии обсуждаются поставленные проблемы, организуется поиск вариантов их решения с тщательной аргументацией своей позиции. В ходе проведения конференции обсуждаются проблемные вопросы, представляются результаты научно-исследовательской деятельности, творческие работы.