Групповой психоанализ
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 154
Презентация для классов "Групповой психоанализ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Групповой психоанализ Одновременное лечение группы людей, основанное на использовании психоаналитических идей и методов, направленных на избавление пациентов от психических травм и конфликтов
Исторический обзор Основоположником групповой терапии считается Джозеф Пратт ,который в 1906 г. Стал проводить групповую терапию в туберкулёзном стационаре. Большое влияние на формирование групповой психотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изучения психологии масс, взаимоотношений масс и лидера и т. д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях группы. Однако родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия». В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychotherapy».
Попытка ввести аналитические методы в групповую работу принадлежит американскому аналитику, религиозному деятелю, Тригант Барроу (Trigant Burrow). Он считал, что сопротивление и перенос столь же присущи группам, как и индивидуальной терапии, кроме того в группе пациент может узнать, что его проблемы не уникальны и получить поддержку от других участников . В 1923 году Барроу впервые применил термин ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ. . С. Славсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в “группах активности”, А. Вольф применил в условиях группы чисто психоаналитические техники свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. У.Р. Бион публикует в 1961 г. Свои новаторские идеи по психоанализу группы,которые он разрабатывал в 1940-50-е г. Его концепция рабочей группы и групп базовых допущений оказала большое влияние на последующие теоретические построения.
Цели и задачи групповой психотерапии Цель: раскрытие, изучение и переработка проблем клиента, его личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений ,установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий. Задачи:1) в познавательной сфере групповая психотерапия способствует осознанию участником ситуаций, вызывающих тревогу, страх и прочие негативные эмоции ;связь между негативными эмоциями и симптоматикой; особенности своего поведения и эмоционального реагирования; восприятие и оценку его поведения и его последствий другими людьми; рассогласование между образом Я и восприятием себя другими; собственные мотивы, потребности, стремления, отношения ,установки, особенности эмоционального реагирования и степень их конструктивности; внутренние психологические проблемы, характерные защитные механизмы; особенности межличностных взаимодействий и связанные с этим конфликты. 2) в эмоциональной сфере групповая психотерапия нацелена на помощь в виде :эмоциональной поддержки со стороны группы и её руководителя; переживания в группе часто испытываемых в реальной жизни чувств; переживания некоторых неадекватных реакций; научиться искренности в отношении себя и других людей ,став более свободным в понимании и выражении собственных позитивных/негативных чувств; изменить способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими; произвести эмоциональную коррекцию своих отношений. 3) в поведенческой сфере групповая психотерапия призвана помочь участнику: увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы; приобрести навыки более искреннего и свободного общения, развивать связанные с сотрудничеством и ответственностью формы поведения; закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
Модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии. три основные модели : 1) психоанализ в группе;( C.Славсон, Вольф, Шварц. 40-60-е г. Применили технику индивидуального анализа в группе) 2) психоанализ группы; ( У. Бион) 3) психоанализ через группу или посредством группы ( З. Фоулкс)
Уровни группового процесса 1) уровень текущей реальности; 2) уровень переноса; 3) уровень проекций; 4) уровень архетипов.
Общность с психоанализом. Основной метод психоанализа- метод ассоциаций В группанализе- создание свободно плавающей групповой дискуссии.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ Первый заключается в том, что жизнь – явление глубоко социальное: во время работы или игры, в моменты интимной близости человек испытывает потребность в контактах, делиться своими впечатлениями. В конечном итоге опыт, приобретаемый в условиях группы, обычно переносится на внешний мир. Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других её членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В-третьих, в группе можно быть не только непосредственным участником событий, но и просто зрителем, идентифицировать себя с активными участниками сцены, наблюдая её со стороны. В-четвёртых, группа может способствовать личностному росту.
Роль руководителя группы Основные задачи руководителя группы: а) побуждение членов группы к проявлению отношений, установок, поведения,реакций и к их обсуждению; б) создание в группе условий для полного раскрытия участниками своих проблемв атмосфере взаимного принятия и поддержки; в) разработка и поддержание в группе определённых норм; г) гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.
специфические групповые феномены Социализация - отдельный пациент вырывается из изоляции и попадает в ситуацию, в которой его принимают. Феномен зеркала - отдельный пациент переживает аспекты своего "Я" также как и "Я" других. Через идентификацию, проекцию, интроекцию и проективную идентификацию он сталкивается с представлением о самом себе. Феномен конденсатора - группа усиливает и концентрирует составные части отдельных интерперсональных отношений и оказывает как освобождающее, так и стимулирующее влияние. Обмен информацией, который ведет к взаимопониманию и вызывает резонанс внутри группы. Каждый член группы реагирует по-разному на одно и тоже событие. Создается богатый источник информации. Поддержка - группа служит резервуаром. Должно поддерживаться равновесие между интегративными и аналитическими силами. Участники группы оказывают друг другу поддержку в особо тяжелых фазах и взаимопомощь при решениях конфликтов и интеграции. Коммуникация - некоммуникативное делается коммуникативным (архаично-символическое превращается в речевое коммуникативное). Благодаря этому в группе осознается индивидуальность. Содействие языковой коммуникации является задачей ведущего и усиливает способность к символизации. Поляризация - раздражение как следствие вызывает то, что реакции членов группы раскалываются на противоположные составляющие. В зависимости от уровня это может быть эдипальным или преэдипальным, касаться частичных аспектов психической системы, представлять отношение к другим или к своему собственному телу или противопоставлять друг другу симбиоз и индивидуализацию.